5 Внутриорганизационные
принципы деятельности органов прокуратуры
В деятельности
органов прокуратуры используются
в качестве организационных, определяющих
начал зональный и предметный
принципы. Распределение обязанностей
в структурных подразделениях органов
прокуратуры различных уровней обычно осуществляется в соответствии
с этими принципами. Зональный принцип
означает такую организацию работы, когда
весь объем работы, возложенный на структурные
подразделения, распределяется между
оперативными работниками по территориальным
зонам.[14] В прокуратурах субъектов Федерации
в состав зоны в зависимости от объема
работы включаются прокуратуры одного
или нескольких районов и городов. Прокурор
отдела, за которым закреплена соответствующая
зона, в пределах компетенции прокурора
области и применительно к определенной
отрасли надзора контролирует исполнение
законов, приказов и указаний Генерального
прокурора Российской Федерации, изучает
в этих целях состояние законности в регионе
и организацию работы органов прокуратуры.
Для этого он систематически знакомится
со статистикой, планами работы, докладами,
обобщениями, обзорами и т.д. На основе
анализа он вносит предложения о направлении
городским и районным прокурорам указаний
об устранении недостатков и о совершенствовании
работы, участвует в проведении проверок
работы прокуратур, входящих в зону, и
оказывает практическую помощь, изучает
положительный опыт и предлагает его для
распространения, контролирует выполнение
данных им указаний; принимает участие
в работе по повышению квалификации прокуроров
и следователей районных либо городских
прокуратур, дает им индивидуальные задания;
поддерживает постоянные контакты с зональными
прокурорами других подразделений данной
прокуратуры. Для того чтобы быть постоянно
в курсе дел «своей» зоны, прокурор по
каждой городской или районной прокуратуре
регулярно ведет соответствующее производство,
в котором сосредоточиваются документы,
полученные от нижестоящих прокуроров,
и копии адресованных им документов. Здесь
должно соблюдаться общее правило: все
документы, касающиеся данной прокуратуры
по профилю работы структурного подразделения,
сосредоточиваются в одном наряде. Зональные
прокуроры ведут и так называемые рабочие
производства, в которых сосредоточиваются
находящиеся на исполнении документы,
а также отмечаются ошибки, допущенные
каждым прокурором и следователем его
зоны, сосредоточиваются данные о положительном
опыте работы. Такая постоянно накапливаемая
информация позволяет выяснить типичные
недостатки и их причины, обобщить передовую
практику. А это в свою очередь дает возможность
разработать обоснованные мероприятия
по оказанию конкретной помощи каждому
нижестоящему прокурору, по устранению
недостатков, распространить положительный
опыт, учить на нем всех прокуроров и следователей. Зональный
принцип организации работы распространяется
также и на непосредственное осуществление
прокурорского надзора: на разрешение
жалоб, заявлений и обращений граждан
и организаций, на участие в кассационной
инстанции по делам, рассмотренным судами
соответствующих районов и т.д. Поэтому
зональный прокурор располагает обширной
и всегда свежей информацией о состоянии
законности в регионе, организации работы
в прокуратуре своей зоны. Это позволяет
осуществлять квалифицированное руководство
нижестоящими органами. Наряду с зональным
в органах прокуратуры применяется и предметный
принцип. Термин «предметный принцип»
происходит по существу от понятия предмета
прокурорского надзора и означает такую
организацию работы, когда критерием распределения
обязанностей между прокурорами являются
сферы правового регулирования, т.е. определенные
группы законов и иных нормативных актов,
надзор за исполнением которых осуществляет
прокуратура.[15] Предметный принцип предполагает
выделение определенной задачи (или комплекса
взаимосвязанных задач), реализация которой
от начала постановки до получения конечного
результата достигается путем привлечения
к работе группы представителей различных
звеньев органов прокуратуры. Это придает
аппарату прокуратуры большую «гибкость»,
маневренность, предоставляет возможность
направлять все усилия на решение приоритетных
задач. Применение этого принципа предполагает
накопление, обобщение и реализацию информации
по определенной проблеме укрепления
законности и исполнению конкретных законов,
а также взаимодействие всех звеньев органов
прокуратуры, таких так территориальные,
военные прокуроры, прокуроры специализированных
прокуратур (транспортные прокуратуры,
природоохранные, прокуратуры по надзору
за исполнением законов на особо режимных
объектах и др.). В органах прокуратуры
применяется предметно-зональный принцип
организации работы, когда за зональными
прокурорами закрепляются еще и определенные
«предметы ведения». Такой подход способствует
специализации зональных прокуроров при
осуществлении надзора за исполнением
законов в наиболее важных, приоритетных
на данном этапе сферах правовых отношений. Независимо
от того, как организуется работа в структурном
подразделении — при четком разграничении
зонального и предметного принципов или
при их сочетании, — неизменным остается
требование взаимного обмена информацией,
особенно между прокурорами одного отдела,
с тем, чтобы у каждого из них были исчерпывающие
сведения об объектах их работы. Правильная
организация работы и целенаправленное
управление в своем единстве обеспечивают
слаженность и ритмичность функционирования
всей прокурорской системы, как единого
организма, так и отдельных частей, направляют
деятельность прокурорских работников
на выполнение стоящих перед ними практических
задач.
Заключение
Принципы организации
и деятельности прокуратуры РФ являются важнейшими исходными положениями,
на которых базируется все законодательство,
регламентирующее прокурорский надзор,
с целью определения полномочий, характера
правовых средств и методов надзора за
исполнением закона. Принципы единства
и централизации заключаются в том, что
все органы прокуратуры составляют единую
систему на основе подчинения нижестоящих
прокуроров вышестоящим и Генеральному
прокурору. Принцип законности означает,
что органы прокуратуры осуществляют
свои функции в строгом соответствии с
действующим законодательством. Принцип
независимости декларирует наличие собственной
компетенции органов прокуратуры, в осуществление
которой недопустимо вмешательство, воздействии
в какой-либо форме других государственных
органов, общественных объединений, средств
массовой информации и др. Принцип гласности
обязывает прокуратуру действовать гласно
в той мере, в какой это не противоречит
требованиям законодательства об охране
прав и свобод граждан, а также законодательства
о государственной и иной специально охраняемой
тайне. Важно отметить, что все рассмотренные
в работе принципы организации и деятельности
органов прокуратуры взаимосвязаны и
должны рассматриваться в их единстве.
Именно такой подход, обеспечивающий последовательность
проведение в жизнь принципов единства,
централизации, независимости, законности
и гласности деятельности прокуроров
и следователей, способен обеспечить эффективность
функционирования прокуратуры в соответствии
с ее местом и ролью в системе государственной
власти Российской Федерации.
Список
использованных источников
Нормативные
правовые акты
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Российская газета. -1993г. - № 237.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в редакции от 01.03.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996г. № 25. Ст.2954.
- Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Российская газета от 16 декабря 2003г. № 252.
- Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. – № 17. – ст. 1455.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. – 1995. – 25 ноября. – № 229.
- Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. – 2007. – 08 июня. – № 122.
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. – 2007. – 1 августа. – № 165.
Научная
и учебная литература
- Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.- 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 448 с. – (Российское юридическое образование).
- Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 671 с.
- Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник. – М.: Изд-во МНЭПУ; Юрайт, 2000. – 336 с.
- Российский прокурорский надзор: Учебник для вузов /Авт. кол. : Ю. В. Кореневский, Л. А. Прокудина, В. П. Рябцев и др.; Под ред. А. Я. Сухарева. – М.: Норма - Инфра-М, 2001. – 384 с.
Материалы судебной
и иной практики
- Буянский С.Г. Правовые основы функционирования прокуратуры как органа контрольной власти.// Закон. – 2005. – № 5.
- [1] Буянский С.Г. Правовые основы функционирования прокуратуры как органа контрольной власти.// Закон. – 2005. – № 5. С.106
- [2] Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.- 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. С.234
- [3] п.1 ст. 17 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 24.07.2007) «О прокуратуре Российской Федерации»
- [4] Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.- 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. С.235
- [5] п. 3 ст. 11 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 24.07.2007) «О прокуратуре Российской Федерации»
- [6]Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.С.530
- [7]Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.С.532
- [8]Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.С.531
- [9]Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.С.532
- [10] Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник. – М.: Изд-во МНЭПУ; Юрайт, 2000. С.23
- [11] Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник. – М.: Изд-во МНЭПУ; Юрайт, 2000. С.21
- [12] ст.9 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 24.07.2007) «О прокуратуре Российской Федерации»
- [13] Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.- 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. С.239
- [14] Российский прокурорский надзор: Учебник для вузов /Авт. кол. : Ю. В. Кореневский, Л. А. Прокудина, В. П. Рябцев и др.; Под ред. А. Я. Сухарева. – М.: Норма - Инфра-М,2001. С.73
- [15] Российский прокурорский надзор: Учебник для вузов /Авт. кол. : Ю. В. Кореневский, Л. А. Прокудина, В. П. Рябцев и др.; Под ред. А. Я. Сухарева. – М.: Норма - Инфра-М,2001. С.74