Принципы организации и деятельности прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:27, реферат

Описание работы

Термин «прокуратура» происходит от латинского «procuro» - заботиться, вести дела, предусматривать. В государствах континентальной системы права этот институт чаще всего именуют «Публичным министерством», или «Фискалией», в Германии – «Службой государственного проверенного», в Чехии с 1944г. – «Государственным заступничеством». В США правовой институт, составляющий аналог российской прокуратуры, именуется «Атторейской службой».[1] Главная задача прокуратуры – осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Содержание

1. Принципы единства и централизма прокуратуры……………………………4
2. Принцип независимости……………………………………………………….6
3. Принцип гласности……………………………………………………………11
4. Принцип законности………………………………………………………….13
5. Внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры..16
Заключение………………………………………………………….…….20
Список использованных источников……………………………….…...21

Работа содержит 1 файл

ПН.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры

 

В деятельности органов прокуратуры используются в качестве организационных, определяющих начал зональный и предметный принципы. Распределение обязанностей в структурных подразделениях органов  прокуратуры различных уровней обычно осуществляется в соответствии с этими принципами.         Зональный принцип означает такую организацию работы, когда весь объем работы, возложенный на структурные подразделения, распределяется между оперативными работниками по территориальным зонам.[14]   В прокуратурах субъектов Федерации в состав зоны в зависимости от объема работы включаются прокуратуры одного или нескольких районов и городов. Прокурор отдела, за которым закреплена соответствующая зона, в пределах компетенции прокурора области и применительно к определенной отрасли надзора контролирует исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации, изучает в этих целях состояние законности в регионе и организацию работы органов прокуратуры. Для этого он систематически знакомится со статистикой, планами работы, докладами, обобщениями, обзорами и т.д. На основе анализа он вносит предложения о направлении городским и районным прокурорам указаний об устранении недостатков и о совершенствовании работы, участвует в проведении проверок работы прокуратур, входящих в зону, и оказывает практическую помощь, изучает положительный опыт и предлагает его для распространения, контролирует выполнение данных им указаний; принимает участие в работе по повышению квалификации прокуроров и следователей районных либо городских прокуратур, дает им индивидуальные задания; поддерживает постоянные контакты с зональными прокурорами других подразделений данной прокуратуры.       Для того чтобы быть постоянно в курсе дел «своей» зоны, прокурор по каждой городской или районной прокуратуре регулярно ведет соответствующее производство, в котором сосредоточиваются документы, полученные от нижестоящих прокуроров, и копии адресованных им документов. Здесь должно соблюдаться общее правило: все документы, касающиеся данной прокуратуры по профилю работы структурного подразделения, сосредоточиваются в одном наряде.     Зональные прокуроры ведут и так называемые рабочие производства, в которых сосредоточиваются находящиеся на исполнении документы, а также отмечаются ошибки, допущенные каждым прокурором и следователем его зоны, сосредоточиваются данные о положительном опыте работы. Такая постоянно накапливаемая информация позволяет выяснить типичные недостатки и их причины, обобщить передовую практику. А это в свою очередь дает возможность разработать обоснованные мероприятия по оказанию конкретной помощи каждому нижестоящему прокурору, по устранению недостатков, распространить положительный опыт, учить на нем всех прокуроров и следователей.       Зональный принцип организации работы распространяется также и на непосредственное осуществление прокурорского надзора: на разрешение жалоб, заявлений и обращений граждан и организаций, на участие в кассационной инстанции по делам, рассмотренным судами соответствующих районов и т.д. Поэтому зональный прокурор располагает обширной и всегда свежей информацией о состоянии законности в регионе, организации работы в прокуратуре своей зоны. Это позволяет осуществлять квалифицированное руководство нижестоящими органами.      Наряду с зональным в органах прокуратуры применяется и предметный принцип. Термин «предметный принцип» происходит по существу от понятия предмета прокурорского надзора и означает такую организацию работы, когда критерием распределения обязанностей между прокурорами являются сферы правового регулирования, т.е. определенные группы законов и иных нормативных актов, надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура.[15]          Предметный принцип предполагает выделение определенной задачи (или комплекса взаимосвязанных задач), реализация которой от начала постановки до получения конечного результата достигается путем привлечения к работе группы представителей различных звеньев органов прокуратуры. Это придает аппарату прокуратуры большую «гибкость», маневренность, предоставляет возможность направлять все усилия на решение приоритетных задач. Применение этого принципа предполагает накопление, обобщение и реализацию информации по определенной проблеме укрепления законности и исполнению конкретных законов, а также  взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, таких так территориальные, военные прокуроры, прокуроры специализированных прокуратур (транспортные прокуратуры, природоохранные, прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и др.).  В органах прокуратуры применяется предметно-зональный принцип организации работы, когда за зональными прокурорами закрепляются еще и определенные «предметы ведения». Такой подход способствует специализации зональных прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов в наиболее важных, приоритетных на данном этапе сферах правовых отношений.         Независимо от того, как организуется работа в структурном подразделении — при четком разграничении зонального и предметного принципов или при их сочетании, — неизменным остается требование взаимного обмена информацией, особенно между прокурорами одного отдела, с тем, чтобы у каждого из них были исчерпывающие сведения об объектах их работы.          Правильная организация работы и целенаправленное управление в своем единстве обеспечивают слаженность и ритмичность функционирования всей прокурорской системы, как единого организма, так и отдельных частей, направляют деятельность прокурорских работников на выполнение стоящих перед ними практических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Принципы организации  и деятельности прокуратуры РФ являются важнейшими исходными положениями, на которых базируется все законодательство, регламентирующее прокурорский надзор, с целью определения полномочий, характера правовых средств и методов надзора за исполнением закона.         Принципы единства и централизации заключаются в том, что все органы прокуратуры составляют единую систему на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.  Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующим законодательством. Принцип независимости декларирует наличие собственной компетенции органов прокуратуры, в осуществление которой недопустимо вмешательство, воздействии в какой-либо форме других государственных органов, общественных объединений, средств массовой информации и др. Принцип гласности обязывает прокуратуру действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой тайне.        Важно отметить, что все рассмотренные в работе принципы организации и деятельности органов прокуратуры взаимосвязаны и должны рассматриваться в их единстве. Именно такой подход, обеспечивающий последовательность проведение в жизнь принципов единства, централизации, независимости, законности и гласности деятельности прокуроров и следователей, способен обеспечить эффективность функционирования прокуратуры в соответствии с ее местом и ролью в системе государственной власти Российской Федерации.

 

 

Список  использованных источников

 

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Российская газета. -1993г. - № 237.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.  № 63-ФЗ (в редакции от 01.03.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996г. № 25. Ст.2954.
  3. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Российская газета от 16 декабря 2003г. № 252.
  4. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. – № 17. – ст. 1455.
  5. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. – 1995. – 25 ноября. – № 229.
  6. Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. – 2007. – 08 июня. – № 122.
  7. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. – 2007. – 1 августа. – № 165.

Научная и учебная литература

  1. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.-  2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 448 с. – (Российское юридическое образование).
  2. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 671 с.
  3. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник. – М.: Изд-во МНЭПУ; Юрайт, 2000. – 336 с.
  4. Российский прокурорский надзор: Учебник для вузов /Авт. кол. : Ю. В. Кореневский, Л. А. Прокудина, В. П. Рябцев и др.; Под ред. А. Я. Сухарева. – М.: Норма - Инфра-М, 2001. – 384 с.

Материалы судебной и иной практики

 

    1. Буянский С.Г. Правовые основы функционирования прокуратуры как органа контрольной власти.// Закон. – 2005. – № 5.
  1. [1]  Буянский С.Г. Правовые основы функционирования прокуратуры как органа контрольной власти.// Закон. – 2005. – № 5. С.106
  1. [2] Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.-  2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. С.234
  2. [3] п.1 ст. 17 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 24.07.2007) «О прокуратуре Российской Федерации»
  3. [4] Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.-  2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. С.235
  4. [5] п. 3 ст. 11 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 24.07.2007) «О прокуратуре Российской Федерации»
  5. [6]Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.С.530
  6. [7]Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.С.532
  7. [8]Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.С.531
  8. [9]Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.С.532
  9. [10] Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник. – М.: Изд-во МНЭПУ; Юрайт, 2000. С.23
  10. [11] Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник. – М.: Изд-во МНЭПУ; Юрайт, 2000. С.21
  11. [12] ст.9 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 24.07.2007) «О прокуратуре Российской Федерации»
  12. [13] Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.-  2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. С.239
  13. [14] Российский прокурорский надзор: Учебник для вузов /Авт. кол. : Ю. В. Кореневский, Л. А. Прокудина, В. П. Рябцев и др.; Под ред. А. Я. Сухарева. – М.: Норма - Инфра-М,2001. С.73
  14. [15] Российский прокурорский надзор: Учебник для вузов /Авт. кол. : Ю. В. Кореневский, Л. А. Прокудина, В. П. Рябцев и др.; Под ред. А. Я. Сухарева. – М.: Норма - Инфра-М,2001. С.74



Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры