Преступность, как социальное явление и его причины

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ понятий "причины преступности" и "условия преступности". Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются:
раскрытие понятия факторов, детерминирующих преступность и преступление;
определение классификации и выявление их значения;
раскрытие содержания различных подходов к детерминации преступности в современной отечественной криминологии.

Содержание

Введение 2-3
Глава 1. Преступность, как социальное явление и его причины………………4
1.1.Понятие преступности, как социальное явление общества и её
причины………………………………………………………………………..4-15
1.2. Основные направления теории причин преступности………………..16-18
1.3. Причины происхождения и существования преступности…………...18-23
Глава 2. Общая характеристика причин и условий преступности и конкретного преступления……………………………………………………...24
Детерминанты преступности в криминологии……………………...24-26
Классификация причин и условий преступности и конкретных преступлений…………………………………………………………..26-31
Заключение…………………………………………………………………...31-33
Список использованной литературы………………………………………..34-35

Работа содержит 1 файл

УП.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

г) удельный вес и соотношение 6-8 наиболее распространенных преступлений (например, хищений, преступлений против жизни и здоровья, хулиганства, краж и т. п.);

 д) удельный вес  рецидивной, организованной, профессиональной, групповой преступности;

е) удельный вес преступности несовершеннолетних.

Можно было бы еще более  дробно дифференцировать показатели структуры  преступности, но важно не это, а то, чтобы было ясно в принципе, что же такое структура преступности.

      Здесь же скажем, что есть характер преступности, ибо качественные показатели, будучи самостоятельными, в то же время неотрывны друг от друга при объяснении наиболее, пожалуй, типичных черт преступности как отрицательного социального явления.

     Характер преступности определяется числом наиболее опасных (тяжких) преступлений в структуре преступности, а также тем, какова характеристика личностей тех, кто совершает преступления.

     Таким образом, характер преступности выявляется через ее структуру.  При этом структура и характер преступности не неизменны и зависят прежде всего от исторических, политических, общественно-экономических условий жизни общества (например, от состояния экономики и экономических характеристик конкретных территорий - промышленная, сельскохозяйственная и пр., от состояния межнациональных отношений, а также национальных особенностей, традиций, обычаев, нравов, от уровня миграции, возрастного состава населения, его культуры и т. п.), а также от изменений в уголовном законодательстве, состояния правоприменительной практики и т. д.

      Среди статистико-демографических характеристик преступности существенное значение имеет деление ее на мужскую и женскую.

      Уголовная статистика свидетельствует о том, что женская преступность всегда была относительно стабильна и составляла в среднем 10-15% от числа совершенных преступлений. Характер же ее определялся ролью женщины в социальной жизни, ее социально-психологическими особенностями, физическими возможностями, состоянием (беременностью, например). В последние годы женская преступность стала более интенсивной, женщины чаще стали соучастницами в преступлениях мужчин, в том числе тяжких. Исследования со всей очевидностью показали несостоятельность объяснения женской преступности биологической предрасположенностью. В то же время статус женщины, ее роль в различных сферах производства и социальных отношений, как и ее физические возможности, накладывают своего рода ограничительные рамки на круг и объем ее деятельности, в том числе и антиобщественного характера. Именно этим объясняется преобладание женщин-преступниц в отдельных сферах, например, в торговле, поскольку и процент работающих в этой отрасли мужчин ниже, чем женщин.

       Структура преступности не может быть полностью охарактеризована без выделения преступности несовершеннолетних. Последняя, в свою очередь, может быть подразделена на преступность малолетних и подростковую. Если подростковая (от жизни, опыта) всеми принята как преступность не выше возраста несовершеннолетия, то о молодежной преступности (молодежном возрасте) единства мнений нет. Здесь мы скажем лишь о том, что такое разделение существует, не вдаваясь в спорные вопросы.

      Преступность лиц до 18 лет, имея много общего с преступностью вообще, характерна своими особенностями, что и выделяет ее в особый феномен.

     В этой связи следует подчеркнуть, что проблема возраста преступников в криминологии - важная проблема. Возраст и социально, и физически, и умственно (при вменяемости, естественно) накладывает отпечаток на поведение человека, в том числе преступное. Возраст делает человека и наиболее уязвимым для преступности (скажем, малолетних, подростков либо, напротив, лиц преклонного возраста). Уголовное законодательство связывает возраст и с последствиями преступления (снижение наказания несовершеннолетним, смягчение наказания престарелым).

     Структура преступности не может быть понята без выявления особенностей рецидивной преступности - тоже весьма своеобразного и специфического ее среза, делающего преступность еще более опасным для общества явлением. В науке различаются три понятия рецидивной преступности:

 а) законодательное  (уголовно-правовое);

 б) криминологическое; 

в) пенитенциарное.

       Для того чтобы в полной мере представлять себе структуру преступности, необходимо иметь данные о состоянии организованной, профессиональной и групповой преступности. Если совершение преступлений в группах (или группами) так или иначе статистикой улавливаются (в последние годы особенно), то с организованной преступностью дело сложнее. Частично организованная преступность находится в групповой, но лишь частично. В частности потому, что она - явление куда более сложное, чем групповая преступность. Сегодня еще никто не определил, что относить к организованной преступности. Если исходить из того, что имеется в законе, то лишь в статье о бандитизме есть упоминание об организованности. Соответственно толкование данного понятия можно найти в научных комментариях. Однако это не в полной мере соответствует глубине понятия, ибо бандитизм - наиболее простая форма организованности. Как бы это ни было сложно (в смысле выявления и определения), однако без выхода на организованную преступность и определения ее размаха представить себе истинную структуру преступности невозможно.

     Для определения доли профессионалов среди общей массы лиц, совершающих преступления, надо исходить из того, что в общеуголовной преступности профессионализм достаточно четко виден среди воровского контингента, лиц, совершающих насильственные и корыстно-насильственные преступления.

      В нынешних условиях необходимо проводить различие между организованной и групповой преступностью, которая всегда, во все времена представляла собой повышенную общественную опасность (в том числе групповая преступность несовершеннолетних). Необходимо учитывать ее удельный вес, распространенность, а также собственные количественные и качественные характеристики. Выявление этих ее свойств позволит более глубоко понять, как и почему появляются различные формы соучастия в преступлениях, какая социально-психологическая атмосфера существует в преступных группах (что означает возможность поиска путей к их разложению и ликвидации).

      Структура и характер преступности не одинаковы в разных республиках и даже внутри регионов, вроде бы относящихся к одной и той же административно-территориальной единице (отсюда начинается проникновение в так называемые территориальные различия преступности). Эти различия определяются экономическими, социальными, демографическими, национальными особенностями. Неоднозначны структура и характер преступности в городах и сельской местности. Достаточно сказать, что транспортных преступлений в городах значительно больше, чем в сельской местности. Карманные кражи, по преимуществу, тоже городское преступление и т. д.

      В то же время города различны: это промышленные центры, портовые города, курортные, забытые (провинциальные) и т. д. И везде структура и характер преступности различны. В сельских районах, примыкающих к крупным городам, преступность иная, чем в отдаленных от городов поселениях. Все это имеет важнейшее практическое значение, так как определяет направления борьбы с преступностью.

     Представления о преступности как явлении были бы неполны, если не иметь в виду ее латентности, т. е. скрытости, невыявленности, неявной ее части, информация о которой в государственные органы не поступала и, следовательно, в статистику не попала.

      Есть несколько определений латентности (латентной преступности). Одни авторы полагают, что латентная преступность - это совокупность преступлений, оставшихся невыявленными, неизвестными органам милиции, суда. По мнению других, "латентным следует считать преступление, скрытое от одного из органов, которым по закону предоставлено право расследовать или рассматривать дела о совершенных преступлениях".

      Хотя эти определения и отличаются друг от друга, но в них упор делается на то, что преступления не зарегистрированы в соответствующих государственных органах. Однако дело в том, что есть преступления, информация о которых (в полной мере или частично) поступает в правоохранительные органы, но она по разным причинам не регистрируется. Так бывает при сокрытии органами милиции преступлений от учета. Информация поступила и пропала. А преступление совершено. Могут быть и иные ситуации. Вероятно, латентной следует считать преступность, сведения о которой не попали в официальные отчетные данные. И вот здесь мы сталкиваемся с субъективными оценками латентной преступности (цифрой латентных преступлений). Экспертные оценки этой цифры самые разные и довольно отличные друг от друга. Осторожные эксперты полагают, что соотношение зарегистрированных и латентных преступлений составляет примерно 1 : 3 либо 1 : 5. Менее осторожные говорят о соотношении 1 : 10, а то и больше.

      В то же время, говоря о латентной преступности, следует иметь в виду, что некоторые ее виды более латентны, другие - менее. Это зависит как от особенностей конкретных видов преступности, так и от позиции государства и поведения населения, не всегда ставящего компетентные органы в известность о совершенных преступлениях. Для выяснения причин и условий преступности в обществе необходимо исследовать как "социальную болезнь" каждого человека, совершившего преступление, так и "социальную болезнь" общества, в котором этот человек родился, воспитывался, учился, работает и живет.

      Как видно, задача эта очень трудная, но необходимая, т.к. преступление - это следствие, а не причина. Причины преступлений следует еще искать. Известно, что с материалистической точки зрения причинная связь (причинность) определяется как объективная связь между двумя явлениями, одно из которых (причина) при наличии определенных условий производит, порождает другое - следствие.

      Причинные связи следует отличать от функциональных связей, когда одно явление неизбежно вызывает другое. Причинность - это разновидность форм детерминации, которая понимается как закономерная зависимость между различными процессами и явлениями, устанавливаемая путем корреляции (корреляционная связь).

     При изучении причин и условий преступлений приходится сталкиваться со множеством корреляционных связей, которые требуется устанавливать. А это представляет определенную сложность.

     Существует несколько направлений теории причин преступности, которые в своей совокупности взаимосвязаны и в какой – то степени дополняют друг друга.7

 

1.2. Основные направления теории причин преступности.

      Наука о преступности и ее причинах сформировалась во второй половине XIX в. и получила название криминология. Некоторое время ее называли также уголовной этиологией, уголовной социологией, уголовной биологией – в зависимости от того, специалистами каких наук являлись изучавшие преступность ученые.

     Следует заметить, что те или иные криминологические концепции, а точнее взгляды на преступность высказывались и значительно раньше мыслителями, специально этой проблемой не занимавшимися. Первые теоретические построения в этой области мы находим еще у Платона и Аристотеля.

     История развития учений о природе преступности – это в основном история борьбы двух направлений. Представители одного из них исследовали преступность как социальное явление, представители другого – как явление биологическое. Известны и попытки соединения двух направлений в одно – естественно, на уровне развития науки своего времени. Хотя исторически идеи о социальном характере преступности были развиты раньше и подробнее, чем представление о ее биологической сущности, все же начало принадлежало не им. В древности и средневековье, когда уровень развития и общественных, и естественных наук был еще крайне низок, большую роль играли религиозные представления и суеверия. Преступников нередко считали умалишенными людьми, в которых вселился дьявол, «злой дух». Отказ признать за преступником права на человеческое существование привел к поискам преступного в самом человеке.

     Американские социологи Р.Мертон и Д.Белл считают, что при изучении преступности следует ограничиваться исследованием поведения индивидов либо в крайнем случае небольших их групп.8

      Э.Сатерлейд полагал, что можно изучать лишь причины отдельных преступлений. Наиболее четко данную концепцию выразил Г.Мюнхейм, который считал, что как биологические, так и социологические теории в интерпретации ряда западных теоретиков ведут в конечном счете к примирению с мыслью об увековечении преступности и не сулят человечеству никаких перспектив в борьбе с ней.

     Вместе с тем, наверное, сложно указать социальное явление, причины и условия существования которого более многообразны, находятся на разных уровнях и требуют более широкого комплексного анализа, чем преступность.

Можно, видимо, говорить о том, что  закончилось то время, когда в  серьезных научных исследованиях  существование преступности обосновывалось одним фактором или даже одним комплексом факторов. И биологическая концепция Ломброзо, и социальная концепция Маркса в XXI веке представляются сколь не лишенными рационального зерна, столь же и наивными своей однобокостью. Сейчас многие криминологи пришли к выводу, что «не существует какой-либо общей, основной, главной причины, которая исчерпывающе объясняет происхождение преступности в конкретных условиях во всем ее разнообразии».9

Информация о работе Преступность, как социальное явление и его причины