Преступления против основ конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 04:15, лекция

Описание работы

1. Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя
2. Государственная измена
3. Шпионаж

Работа содержит 1 файл

Преступления против основ конституционного строя.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

      Преступления  против основ конституционного строя 

      Лекция 

1. Общая характеристика  преступлений 

против  основ конституционного строя 

      Действующее уголовное законодательство об ответственности  за государственные преступления существенно отличается от прежнего. Значительно сократился объем главы, что произошло как за счет декриминализации ряда деяний, так и за счет переноса многих составов в другие разделы УК соответственно родовым объектам посягательств.

      Объектом  составов гл. 29 являются основы конституционного строя и безопасности Российской Федерации. В ст. 13 Конституции РФ содержится запрет совершать действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и подрыв безопасности государства.

      Среди конституционных установлений на первый план выдвигаются основы конституционного строя, которым посвящена гл. 1 Конституции РФ. Они являются базой для всех других норм самой Конституции РФ, что специально подчеркнуто в ст. 16: никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя. К ним относятся демократический характер государства и республиканская форма правления, незыблемость прав и свобод человека и гражданина и его правовой статус, народовластие, верховенство Конституции РФ и федеральных законов, федеративное устройство, разделение властей, идеологический и политический плюрализм и др.

      Изменить  конституционный строй можно, только подорвав его основы, например, лишить народ возможности осуществлять власть путем свободных выборов  или референдумов, заменить республиканскую форму правления монархической, светское государство клерикальным, запретить осуществление прав и свобод человека, ликвидировать разделение властей, установить господство единственной идеологии и т.д.

      Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» раскрывает такие понятия, как «безопасность», «жизненно важные интересы», указывает на основные объекты безопасности (личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Исходя из определений, предложенных в Законе, под государственной безопасностью следует понимать состояние защищенности конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. Государственная безопасность имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю. Первая из них означает стабильность внутри государства, защищенность от неправомерных действий, подрывающих конституционный строй и территориальную целостность. Внешняя безопасность представляет собой состояние защищенности от посягательств на суверенитет и территориальную неприкосновенность извне, со стороны других государств или оказывающих им содействие российских граждан.

      С субъективной стороны большинство преступлений может совершаться только умышленно.

      Субъектами преступлений могут быть в основном любые вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, однако некоторые составы предусматривают специальных субъектов.

      В зависимости от более конкретных объектов посягательств преступления данной главы можно разделить на следующие группы: 1) преступления, посягающие на внешнюю безопасность (ст.ст. 275, 276); 2) преступления, посягающие на основы конституционного строя и внутреннюю безопасность (ст.ст. 277-280, 282, 2821, 2822); 3) преступления, посягающие на экономическую безопасность (ст. 281); 4) преступления, посягающие на сохранность государственной тайны (ст.ст. 283, 284). 

      2. Государственная  измена 

      Закон относит к государственной измене шпионаж, выдачу государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Эти способы и представляют собой объективную сторону государственной измены.

      Первым  видом государственной измены является шпионаж. Его объективные признаки совпадают с описанными в диспозиции состава шпионажа как самостоятельного преступления (ст. 276) и заключаются в передаче, а равно собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

      Следовательно, речь идет о двух разновидностях шпионажа, которые различаются главным образом по предмету (государственная тайна или иные сведения).

      Первая  разновидность шпионажа. Предметом  первой разновидности являются сведения, составляющие государственную тайну. Основные положения, касающиеся государственной тайны, содержатся в Законе РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне». В соответствии со ст. 2 закона государственная тайна определяется как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, дается в ст. 5 закона. Это сведения: 1) в военной области; 2) в области экономики, науки и техники; 3) в области внешней политики и экономики; 4) в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. В ст. 7 закона, кроме того, указываются сведения, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.

      В соответствии со ст. 2 закона носителями сведений, составляющих государственную тайну, являются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Право относить конкретные сведения к государственной тайне предоставляется руководителям органов государственной власти, указанным в специальном перечне должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемой Президентом РФ. Признаками, на основании которых сведения относятся к государственной тайне, являются, во-первых, их важность, значимость для обеспечения безопасности государства; во-вторых, включение их в специальный перечень (засекречивание) на основе предусмотренной законом процедуры.

      Объективная сторона первой разновидности шпионажа, касающейся государственной тайны, состоит в совершении какого-либо из следующих действий: передача, собирание, похищение, хранение сведений.

      Передача  – это сообщение сведений любым способом (устно, письменно, по радио и т.д.). Данный вид шпионажа окончен в момент получения сведений теми, кому они предназначались.

      Собирание – наиболее распространенный способ шпионажа. Конкретные методы собирания многообразны: личное наблюдение, копирование документов, подслушивание, покупка, расспросы и др.

      Похищение является разновидностью собирания, изъятие осуществляется действиями, типичными для какой-либо формы хищения (тайно, открыто, с применением насилия, путем обмана), причем владение может быть как постоянным, так и временным.

      Хранение  – это обладание предметом, который находится в помещении или на территории, принадлежащей определенному лицу. При этом не имеет значения, был ли предмет размещен в данном месте самим хранителем или же с его согласия другим лицом.

      Собирание, похищение, хранение признаются шпионажем, если они совершались в целях передачи. В этом смысле их можно рассматривать как приготовление к передаче, но конструкция состава такова, что одни только перечисленные действия, независимо от передачи, представляют собой оконченное деяние.

      Обязательным  признаком состава является определенный получатель сведений – иностранное государство, иностранная организация или их представители, причем имеются в виду любые зарубежные организации (государственные, общественные, частные). Передача или собирание сведений для российских организаций или граждан без цели дальнейшей передачи их в другие страны (например, для использования в производственной деятельности и т.д.) не являются шпионажем, ибо при этом не создается угроза внешней безопасности. Такие действия могут квалифицироваться как разглашение государственной тайны (ст. 283), похищение документов (ст. 325) и т.п.

      Вторая  разновидность шпионажа. Ее предметом являются иные сведения, т.е. не составляющие государственную тайну, но предназначенные для использования в ущерб внешней безопасности России. Это могут быть любые, в том числе вообще несекретные, сведения, которые необходимы иностранному агенту для пребывания на территории России, для вербовки российского гражданина, обладающего государственной тайной и т.д.

      Отличие данной разновидности шпионажа от первой заключается еще и в том, что  способами действий являются только передача или собирание сведений, а также в том, что указанные действия совершаются по заданию иностранной разведки. Собирание иных сведений по собственной инициативе с дальнейшей передачей их иностранному государству не содержит признаков шпионажа, но при определенных условиях может рассматриваться как другой вид государственной измены – оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности.

      Выдача  государственной тайны – это  второй вид государственной измены. Она очень близка к шпионажу, особенно в форме передачи сведений. Отличие же состоит в том, что выдачу осуществляет лицо, располагающее сведениями, а при шпионаже сведения передаются иными лицами, которые, как правило, предварительно их собирают или похищают. Выдача считается оконченной, когда сведения получены теми, кому они предназначались.

      Последний вид государственной измены –  иное оказание помощи иностранному государству или иностранной организации в проведении враждебной деятельности. Термин «иное» означает любое оказание помощи, кроме отдельно указанных шпионажа и выдачи государственной тайны, которые также представляют собой оказание помощи, но сформулированы в качестве самостоятельных видов. В то же время этот термин без раскрытия конкретных способов страдает неопределенностью, что создает возможность расширительного толкования. Решающими критериями должны быть связь с враждебной деятельностью иностранного государства (организации) и причинение либо возможность причинения ущерба внешней безопасности РФ.

      Осуществляющими враждебную деятельность, бесспорно, следует  признать государства, с которыми Россия находится в состоянии войны или вооруженного конфликта. Способом иного оказания помощи может быть переход на сторону врага, связанный с нахождением на территории, занятой противником, и совершением различных действий в его пользу, включая службу во вражеской армии, участие в карательных операциях и т.д. Переход может быть осуществлен и без пребывания на занятой врагом территории, когда помощь ему оказывается путем совершения диверсионных актов, призывов не подчиняться властям, сдаваться в плен, дезертировать из армии и т.п.

      Сложнее определить способы иного оказания помощи в мирное время, когда другие государства не являются исконными  противниками России. Однако понятие враждебной деятельности, хотя этимологически и связано словом «враг», все же значительно шире и должно трактоваться как недружественное, противоречащее интересам России поведение другого государства, о чем свидетельствует наличие крупных разногласий или конфликтов по важным политическим вопросам, планирование или подготовка войны, приостановление или разрыв дипломатических отношений и т.д. Перечисленные и другие подобные обстоятельства свидетельствуют о враждебной деятельности в смысле ст. 275, только тогда, когда они причиняют (или могут причинить) вред внешней безопасности России. Иное оказание помощи может выражаться в различных способах содействия иностранному разведчику, вооруженным группам либо сепаратистским движениям, действующим в интересах иностранных государств или организаций, т.е. в конечном счете, иностранным государствам в их враждебной деятельности против России. При отсутствии связи с зарубежными странами государственной измены нет, и ответственность может наступать за другие преступления.

      Анализируемый вид измены признается оконченным с  момента оказания фактической помощи.

      Субъектом государственной измены может быть только гражданин РФ. Иностранцы и  лица без гражданства не подлежат ответственности по этой статье, так  как они не могут совершить измену государству, гражданами которого не являются. В соответствии с ч. 2 ст. 62 Конституции РФ наличие гражданства другого государства не освобождает гражданина РФ от его обязанностей, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором. Поэтому шпионаж, совершенный лицом, являющимся одновременно гражданином России и другого государства (бипатридом), влечет ответственность за государственную измену (ст. 275).

      С субъективной стороны данное преступление совершается только с прямым умыслом (хотя в литературе есть мнение, на наш взгляд, необоснованное, что оно может совершаться и с косвенным). Мотивы и цель значения для не имеют. Ими могут быть стремление причинить вред государству, выехать для жительства за границу, получить материальную выгоду и т.д.

      В примечании к ст. 275 предусмотрены  условия освобождения лица от уголовной ответственности за совершение данного преступления (а также преступлений, предусмотренных ст.ст. 276 и 278), в связи с деятельным раскаянием. Для уяснения условий применения данного примечания необходимо учитывать момент окончания каждого из видов преступлений. Решающими критериями являются либо фактическое отсутствие вреда объектам, либо, если какой-то вред наступил, совершение действий, способствовавших предотвращению дальнейшего возможного вреда, которые могут осуществляться одним из двух способов: посредством сообщения органам власти или иным образом.

Информация о работе Преступления против основ конституционного строя