Преступления против мира и безопасности человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение и ос-новная характеристика.
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- изучить основную характеристику преступлений против мира и человечества;
- раскрыть объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону рассматриваемой группы преступлений;
- определить особенности видов таких преступлений: геноцид, экоцид, наемничество и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Уголовное законодательство РФ о преступлениях против мира и безопасности человечества……………………………………………………………...7
1.1. История развития уголовного законодательства РФ о преступлениях против человечества……………………………………………………………..…7
1.2. Общая характеристика преступлений против мира и безопасности чело-вечества……………………………………………………………………………9
Глава 2. Виды преступлений против мира и безопасности человечества……..11
2.1. Преступления против мира……………………………………………….11
2.1.1.Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК)………………………………………………………………...11
2.1.2.Публичные призывы к агрессивной войне (ст. 354 УК)…………...13
2.1.3.Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст. 355 УК)…………………………………………..15
2.1.4.Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК)…………………………………………………..16
2.2. Военные преступления……………………………………………………19
2.2.1.Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК)……………………………………………………………………………...19
2.2.2.Наемничество (ст. 359 УК)…………………………………………...23
2.3. Преступления против человечества……………………………………...26
2.3.1.Геноцид (ст. 357 УК)…………………………………………………26
2.3.2.Экоцид (ст. 358 УК)…………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Преступления против мира и безопасности человечества.doc

— 159.00 Кб (Скачать)
">      Международным источником данной нормы является Конвенция (1973 г.) о предотвращении и наказании  преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. В ней определяется понятие лица, пользующегося международной защитой22:

      глава государства;

      каждый  член коллегиального органа, выполняющий  функции главы государства согласно конституции соответствующего государства;

      глава правительства (например, премьер-министр);

      министр иностранных дел;

      сопровождающие  названных лиц члены их семьи;

      представитель государства или иное должностное  лицо, имеющее право на специальную  защиту;

      должностное лицо или любой агент межправительственной международной организации, имеющие право на специальную защиту;

      проживающие с такими лицами члены семьи.

      Уголовный закон призван защищать также  различного рода общественные организации и их представителей, пользующихся международной защитой (имеются в виду, например, соответствующие представители различного рода международных организаций и международных благотворительных обществ).

      Объективная сторона анализируемого преступления выражается в нападении на:

      представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося  международной защитой;

      служебные или жилые помещения или транспортное средство лиц, пользующихся международной защитой, которое может угрожать личности или свободе последнего.

      При нападении здесь следует понимать похищение, причинение тяжкого или  средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, угрозы совершить нападение и другие подобные действия.

      Если  в результате нападения будет  совершено убийство указанного в  законе лица, содеянное должно быть квалифицировано по ст.105 и 360 УК.23

      Преступление  считается оконченным с момента  совершения любого из этих действий.

      Преступление, предусмотренное ст.360 УК, возможно лишь при условии, если названные  лица находятся на территории иностранного государства.

      Субъективная  сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает  нападение на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой, и желает этого.

      Обязательный  признак субъективной стороны –  цель провокации войны или осложнения международных отношений (разрыв или ухудшение дипломатических отношений, расторжение договоров и т.п.).24

      Под провокацией войны следует понимать грубые действия, направленные на дискредитацию страны пребывания лица, пользующегося международной защитой, либо государства, представляемого таким лицом, либо другого государства с целью втянуть их в войну.

      Если  виновному удалось спровоцировать развязывание агрессивной вой-

ны, то его действия должны быть квалифицированы  по совокупности ст.360 и ст.353 УК.

      Осложнение  международных отношений может  заключаться в ухудшении или разрыве дипломатических отношений, прекращении договорных связей и др.

      В случае, если нападение на лиц, пользующихся международной защитой, будет сопряжено с публичными призывами к развязыванию агрессивной войны, содеянное требует квалификации по совокупности ст.360 и 354 УК.25

      Субъектом этого преступления может быть любое  вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. 

     2.2. Военные преступления 

     2.2.1. Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст.356 УК) 

      Рассматриваемое преступление грубо нарушает регламентированный международным правом порядок ведения  войны, который и является непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст.356 УК. Поскольку применение запрещенных средств и методов ведения войны неизбежно посягает на безопасность военнопленных и гражданского населения, указанные социальные ценности выступают в роли дополнительного объекта. Если же разграбляется национальное имущество, то дополнительным объектом выступает достояние покоренного народа.26

      Объективная сторона преступления, предусмотренная  ч.1 ст.356 УК, характеризуется следующими действиями:

      1) жестокое обращение с военнопленными  или гражданским населением;

      2) депортация гражданского населения;

      3) разграбление национального имущества  на оккупированной территории;

      4) применение в вооруженном конфликте  средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.27

      Военнопленными  в международном праве признаются лица, принадлежащие к вооруженным силам воюющей стороны, оказавшиеся во власти противника. Ими могут быть, прежде всего, комбатанты (сражающиеся): лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны; партизаны; участники военных ополчений; отрядов добровольцев; участники организованных движений сопротивления; население, стихийно взявшиеся за оружие, и участники гражданских и национально-освободительных войн, если они имеют командира, открыто носят оружие и соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны. Военнопленными признаются и некомбатанты, к числу которых относятся военные журналисты, интендантский и прочий обслуживающий персонал, военно-юридический и медицинский персонал, рабочие команды и т.п., использующие имеющееся у них оружие для самообороны и охраны вверенного им имущества, а также раненых, больных и т.д.

      Режим военного плена определяется в основном Женевской конвенцией 1948 г. «Об обращении  с военнопленными»28.

      Гражданское население, о котором идет речь в  ст.356 УК, - это мирные жители воюющей  стороны, не принимавшие участия в военных действиях и оказавшиеся во власти противника на оккупированной им территории.

      В отношении гражданского населения  оккупированной территории запрещается: насилие над жизнью, здоровьем, физическим или психическим состоянием, в частности убийство; пытки всех видов; телесные наказания; увечья; надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное или оскорбительное обращение; принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой его форме; взятие заложников; коллективные наказания; угрозы совершить указанные действия.29

      Под депортацией гражданского населения  понимается насильственный его вывоз (изгнание) с занимаемой им территории.

      Оккупация территории (место совершения преступления) означает временный насильственный захват в ходе войны территории другого государства и принятие на себя управление этими территориями без приобретения на них суверенных прав.

      Под разграблением национального имущества  понимается его захват оккупирующей стороной и обращение в свою собственность или собственность иных заинтересованных сторон, сопровождающийся вывозом этого имущества. Международная Конвенция о защите культурных ценностей 1954 г. в случае вооруженного конфликта, в частности, предписывает воюющим сторонам воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против культурных ценностей. Запрещаются любые акты вандализма и реакция.30

      К запрещенным средствам ведения  войны относится, в первую очередь, применение оружия массового поражения, что образует квалифицированный состав преступления, предусмотренного ч.2 ст.356 УК.

      Международная Конвенция 1981 г. (имеющая три дополнительных протокола), запретила или ограничила следующие разновидности «обычного» оружия, наносящего чрезмерные повреждения или имеющего неизбирательный характер:31

      любое оружие, основное действие которого заключается  в повреждения осколками, которые  не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (так называемые «не обнаруживаемые осколки»);

      мины, не являющиеся дистанционно устанавливаемыми, мины-ловушки и некоторые другие устройства;

      зажигательное оружие, т.е. такое оружие или боеприпасы, которое в первую очередь предназначено для поджога объектов или причинения ожогов посредством действия пламени и тепла, возникающих в результате химической реакции вещества. В этой связи, например, запрещается подвергать гражданское население или гражданские объекты нападению с применением зажигательного оружия (Международное право /Под ред.Г.В.Игнатенко и др. М., 1995).

      Запрещенными  методами ведения войны международное право признает разрушение гражданских объектов и объектов, необходимых для выживания, к которым в первую очередь относятся: незащищенные города, селения, жилища или строения, госпитали, больницы, средства транспорта, используемые гражданским населением, запасы продуктов питания, районы производства продуктов питания, источники воды и т.д. Особо регулируется зашита «установок и сооружений, содержащих опасные силы», к которым отнесены плотины, дамбы и атомные электростанции. Указанные объекты не должны подвергаться нападению даже в тех случаях, когда они являются военными, если такое нападение может вызвать тяжелые потери среди гражданского населения.32

      Дополнительный  протокол I  1977 г. к Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г. запрещает отдавать воюющим приказ « не оставлять никого в живых, угрожая этим противнику, или вести военные действия на такой основе»; не допускается незаконно использовать отличительную эмблему Красного Креста, ООН, а также флаги, эмблемы, форменную одежду нейтральных стран или государств, не находящихся в конфликте.33 Согласно Конвенции о запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., в вооруженных конфликтах запрещается

применять и использовать любые средства, способные вызвать землетрясения, цунами, нарушение экологического баланса какого-либо района, изменения в элементах погоды, климата, в состоянии озонового слоя и ионосферы.34

      Объектом  указанных норм и принципов могут  быть и вооруженные конфликты немеждународного характера. Это вытекает, например, из Дополнительного протокола II  1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны (1949 г.)35

      Под вооруженным конфликтом следует  понимать столкновение между вооруженными силами различных государств или административно-территориальных образований одного государства, ограниченное локальной территорией военных действий («горячей точкой») и относительно небольшой протяженностью во времени.36

      Преступление, предусмотренное ст.356 УК, имеет формальный состав и признается оконченным с момента совершения любого из указанных в законе действий.

      Часть 2 ст.356 УК предусматривает повышенную ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации (см.ст.355 УК).

      Субъективная  сторона этого преступления характеризуется  прямым умыслом, так как виновный намеренно применяет запрещенные  средства и методы войны и желает этого.

      Субъектом указанного преступления является вменяемое  лицо, достигшее 16-летнего возраста. По законодательной логике, уголовной ответственности подлежат, прежде всего лица, в чью компетенцию входит дача приказа (распоряжения) на применение запрещенных средств и методов ведения войны. Однако закон не исключает уголовную ответственность и иных лиц.37 

     2.2.2. Наемничество 

      Понятие наемника, изложенное в примечании к ст.359 УК, основано на определении  этого понятия, приведенного в Дополнительном протоколе 1 к Женевским конвенциям 1949 г.38 Им признается лицо, действующее в целях получения материальных вознаграждения и не являющегося гражданином страны, участвующей в вооруженном конфликте или военных действиях, и не проживающее постоянно на ее территории, а также не являющееся лицом, направленным для выполнения официальных обязанностей.39

Информация о работе Преступления против мира и безопасности человечества