Преступления против мира и безопасности человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 11:28, реферат

Описание работы

Глава 34 УК «Преступления против мира и безопасности человечества» впервые включена в уголовное законодательство России. Необходимость в этом вытекает из тяжкого опыта человечества, столкнувшегося с такими международными преступлениями, которые - например, крупномасштабные агрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д. - ставили под угрозу само его существование или, по крайней мере, существование наций (народов). Напоминанием об этом явился Устав Нюрнбергского трибунала, определивший понятие преступлений против человечества и их отдельных видов.

Работа содержит 1 файл

реферат.rtf

— 336.29 Кб (Скачать)

     Жестокое обращение - это причинение не вызываемых военной необходимостью физических или нравственных страданий, в том числе пытки, эксперименты на людях, избиение, бесчеловечные условия содержания, унижение чести и достоинства и т.д. Появившиеся в уголовно - правовой литературе утверждения, что отсутствие физического насилия не позволяет применять квалификацию деяний как жестокого обращения, не соответствует интерпретации этого понятия в международно-правовых документах. Даже пытка возможна путем применения психического, а не физического воздействия.

     Гражданское население, жестокое обращение с которым также составляет объективную сторону деяния, запрещенного ст. 356 УК - это любые лица, не участвующие в войне или ином вооруженном конфликте, независимо от того, являются ли они гражданами воюющей страны или других стран либо лицами без гражданства.

     Запрещена под угрозой уголовной ответственности и депортация гражданского населения, то есть его высылка с занятой территории, угон при отступлении и т.д. Но от депортации надо отличать:

     а) добровольную эвакуацию;

     б) действия воюющей стороны, направленные на предотвращение массовых потерь гражданского населения. Например, временное выселение из населенных пунктов, в которых предполагаются крупные боевые действия.

     Один из вариантов объективной стороны рассматриваемого состава - разграбление национального имущества на оккупированной территории. Речь идет об организации воюющей стороной на занятой территории противника крупномасштабного изъятия и присвоения «по праву победителя» исторических и культурных ценностей, а равно материальной базы экономики, не зависимо от формы собственности. Под этот запрет не попадают действия, которые:

     а) предприняты с целью, временно сохранить ценности от случайных военных действий;

     б) предусмотрены мирным договором, например, в связи с репарациями;

     в) предусмотрены после безоговорочной капитуляции стороны, развязавшей агрессивную войну решением высшего органа стран - победительниц на оккупированной территории (с последующим решением этого вопроса в мирном договоре).

     Вместе с тем, разрешение, которое дает военное или гражданское руководство военнослужащим, на захват и вывоз определенного количества имущества, в том числе, «бесхозного», а тем более организация такого захвата и вывоза (например, складирование имущества трофейными командами с последующей раздачей военнослужащим или транспортировкой для руководящих политических и военных деятелей) несомненно, является формой разграбления имущества в смысле ст. 356 УК.

     Интересный вопрос - соотношение рассматриваемой нормы и крайней необходимости. Например, является ли преступлением в смысле ст. 356 УК разрушение определенного числа строений и вывоз полученных таким образом строительных материалов для создания укреплений, предназначенных защищать военнослужащих от огня противника. Международно-правовые документы учитывают эту возможность, оговаривая, что незаконное присвоение имущества наказуемо, если оно не вызывается военной необходимостью. Но ее критерии могут определяться лишь с учетом всех обязательств конкретного случая, а не заранее. Поэтому при квалификации деяния по ст. 356 УК надо уделять внимание аргументации отсутствия (военной) необходимости.

     Субъективная сторона рассматриваемых деяний - прямой умысел за нарушение законов и обычаев войны или иного вооруженного конфликта, минимизирующих их вредные последствия. Мотив не имеет значения для квалификации, но важен для индивидуализации наказания (фанатизм, ложное понимание служебного долга, корысть, месть за погибших и т.д.)

     Субъектами рассматриваемых деяний могут быть как лица, отдающие приказы о нарушении законов и обычаев войны, так и лица, организующие их исполнение, а равно совершающие действия, предусмотренные ст. 356 УК по своей инициативе.

     Часть 2 ст. 356 УК предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором. Преступление является оконченным с момента запуска ракеты - носителя такого оружия, взлеты воздушного судна с этим оружием, выпуска в сторону противника отравляющих или бактериологических веществ. О понятии оружия массового поражения говорилось при рассмотрении ст. 355 УК.8 

 

      2.2 Наемничество 

     Наемничество (ст. 359 УК). Мы относим наемничество к группе военных преступлений, так как речь идет о нарушении законов и обычаев войны (применение запрещенных средств и методов ее ведения). Даже в тех случаях, когда действия, составляющие объективную сторону наемничества совершаются, до начала боевых действий, они целенаправленны и на нарушение законов войны в ходе последних. Вместе с тем, говоря о непосредственном объекте наемничества как преступления, надо отметить его двойной характер: посягательство осуществляется и на отношения мира между государствами, генерируя напряженность в этих отношениях.

     Ответственность по ст. 359 УК наступает при наличии двух условий. Одно из них, в отличие от текста предыдущей статьи УК подразумевается, а не оговорено прямо: уголовно-правовой запрет наемничества осуществляется в рамках Устава ООН о запрещении вербовки, использование определения наемника, которое дает закон. Согласно примечания к ст. 359 УК, воспроизводящему международно-правовое определение, наемником признается лицо:

     а) не являющееся гражданином государства, ведущего боевые действия, или не проживающее на его территории, а также не направленное на эту территорию для выполнения официальных обязанностей;

     б) реализующее цель получения материального вознаграждения за участие в боевых действиях;

     Ст. 359 УК, как и ст. 356 УК карает за наемничество, обслуживающее не только войны (кстати, сам этот термин в статье не используется), но и любой вооруженный конфликт или военные действия, как межгосударственного, так и внутригосударственного характера.

     Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 359 УК многовариантна. Устанавливается ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно за его использование в боевых действиях. Наказуема вербовка, совершенная любым способом от предложений и обещаний до принуждения. Финансирование или материальное обеспечение также наказуемо, независимо от способов (предоставляется наемнику, или его близким, или лидеру группы для распределения; единовременно или регулярно; в денежной или иной форме и т.д.). Использование в вооруженном конфликте или военных действиях предполагает как непосредственное участие в боевых операциях, так и их обслуживание связью, транспортом и т.д.

     Квалифицирующие обстоятельства деяния вербовщика, предусмотренные частью 2 ст. 359 УК; использование служебного положения или в отношениях несовершеннолетнего. В последнем случае представляется, что действия с ответственностью вербовщика должны по совокупности квалифицироваться и по ст. 150 УК.9 Наряду с ответственностью вербовщика предусматривается (часть 3 ст. 359 УК) ответственность самого нанятого лица (наемника) за участие в вооруженном конфликте или военных действиях. Представляется, что это деяние окончено с момента включения наемника в состав вооруженных сил стороны такого вооруженного конфликта (военных действий).

     Субъективная сторона всех форм наемничества квалифицируется прямым умыслом, при наличии квалифицирующих обстоятельств, в том числе связанных с несовершеннолетием вербуемого лица, виновный должен осознавать их наличие и связь с предпринимаемыми им действиями. Мотивация деяний, предусмотренных ст. 359 УК может быть самой разнообразной от корысти до чувства патриотизма - она влияет на индивидуализацию ответственности и наказание.

     Субъектом всех форм наемничества может быть лицо, достигшее 16 лет, действующее как по поручению другого лица, организации, государства, так и по собственной инициативе. Субъект преступления, предусмотренного частью 3 - специальный: лицо, завербованное в качестве наемника и включенное в вооруженное формирование завербовавшей его стороны.

     Деяние, предусмотренное основным составом (часть 1 ст. 359 УК), является тяжким преступлением: квалифицированный состав (ч. 2) - особо тяжким преступлением. Деяние, предусмотренное ч. 3 (участие завербованного лица в боевых действиях) является тяжким преступлением. 
 

 

      Заключение 

     Планирование, подготовка, развязывание агрессивной войны в соответствии с общепризнанными нормами международного права являются преступлением против мира, поскольку ведут к нарушению мирного сосуществования народов и государств, предсказуемым человеческим жертвам и неоправданным материальным затратам, неимоверным страданиям мирного населения, в том числе женщин и детей, разрушению или уничтожению народно-хозяйственных объектов, архитектурных памятников и культурных ценностей.

     Общественная опасность публичных призывов к развязыванию агрессивной войны заключается в том, что такие действия формируют в обществе и соответствующих структурах государственной власти социально - психологическую атмосферу морального оправдания и готовности к ведению войны, а следовательно, создают соответствующую поддержку лицам, занимающим государственные должности государственной службы Российской Федерации и компетентным принимать решения о начале ведения войны, при принятии ими решений о развязывании агрессивной войны.

     Общественная опасность производства и распространения оружия массового поражения заключается в том, что в случаях межгосударственных или внутринациональных конфликтов создается реальная возможность их использования в качестве средства решения конфликта в пользу стороны, обладающей таким оружием, а это создает угрозу массовой гибели людей, заражения или уничтожения животного или растительного мира в регионе конфликта, к иным вредным для общества и окружающей природной среды последствиям.

     Общественная опасность действий, заключающихся в применении запрещенных нормами международного права средств и методов ведения войны, состоит в том, что при их применении не только попираются нормы международного права, но главным образом причиняются неоправданные страдания участникам вооруженного конфликта и мирному населению, увеличиваются человеческие жертвы и уничтожаются или разрушаются народно - хозяйственные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность людей, уничтожаются безвозвратно культурные и архитектурные памятники как достижения человеческой цивилизации.

     Общественная опасность геноцида заключается в том, что в результате совершения составляющих это преступление действий, полностью или частично прекращает или может прекратить существование определенная национальная, этническая, расовая или религиозная группа людей, характеризующаяся самобытностью традиций, образа жизни и культуры, иными особенностями жизнедеятельности. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., провозглашается, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Опасность экоцида заключается в Ом, что составляющие это преступление действия могут нанести либо наносят огромный вред окружающей природной среде как естественной основе обитания людей, устойчивого социально - экономического развития страны и общества, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.

     Общественная опасность наемничества заключается в том, что определенная часть людей в качестве источника средств к существованию избирает участие в вооруженных конфликтах или военных действиях на стороне государства, гражданином которого лицо не является и где постоянно не проживает. Такие действия глубоко безнравственны и особо опасны потому, что в человеческом сообществе формируется группа людей, профессиональным занятием которых становятся убийства, причинение тяжкого и иного вреда здоровью лиц, участвующих в вооруженном конфликте или военных действиях, уничтожение или разрушение народно - хозяйственных и иных объектов конфликтующей стороны, разворовывание национального богатства государства и имущества гражданского населения. 
 

 

      Глоссарий 

     
№п/п Новое понятие Содержание
1 2 3
1 Агрессия применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства.
2 Военные преступления действия, связанные с нарушением урегулированных международными актами правил использования средств и методов ведения войны.
3 Ведение агрессивной войны проведение боевых действий против другого государства с применением вооруженной силы.
4 Геноцид действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы.
5 Депортация гражданского населения насильственное перемещение, изгнание всего или части гражданского населения с занимаемой ими для проживания территории.
6 Животный мир совокупность живых организмов, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
7 Наемничество вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях, а равно участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
8 Наркотические вещества вещества природного или синтетического происхождения, которые способны оказывать специфическое воздействие на нервную систему человека, в результате чего наступает полная зависимость от них, в дальнейшем вызывающая разрушение организма.
9 Общественная безопасность общественные отношения, в рамках которых осуществляется любая деятельность, затрагивающая интересы многих людей, сопряженная с нормальными условиями существования и безопасностью общества, граждан и государства, либо с возможностью причинения тяжкого вреда широкому кругу юридических и физических лиц.
10 Общественные и религиозные организации (объединения) добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
11 Оружие массового поражения оружие, которое действует путем взрыва или при помощи радиологических материалов, смертоносное химическое и бактериологическое оружие и любое иное оружие, которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия.
12 Памятники культуры материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко - культурные территории и объекты, значимые для сохранения развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
13 Преступления против мира и безопасности человечества запрещенные уголовным законом общественно опасные деяния, связанные с подготовкой, развязыванием агрессивной войны, незаконным оборотом оружия массового поражения, действиями, направленными на уничтожение растительного мира, наемничеством и совершением иных действий, посягающих на основы минного сосуществования государств и безопасность человечества.
14 Подготовка агрессивной войны Реализация комплекса социально - экономических, материально технических мобилизационно - военных и иных мероприятий, направленных на создание условий для проведения военных действий против иностранного государства.
15 Развязывание агрессивной войны Объявление иностранному государству либо начало военных действий без официально объявления по надуманному поводу.
16 Экоцид загрязнение окружающей среды человека, влекущее разрушительные и глобальные (необратимые) последствия, как для самой природы, так и для человека.

Информация о работе Преступления против мира и безопасности человечества