Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:20, реферат
Раскрыть понятие информационной (компьютерной) безопасности.
2. Подобрать примеры компьютерных преступлений.
3. Классификация компьютерных преступлений с учетом национальных уголовных законодательств.
4. Составить сравнительную таблицу норм, направленных на защиту от компьютерных преступлений, по уголовному праву ведущих зарубежных государств.
5. Сделать обзор международных договоров в области борьбы с компьютерной преступностью.
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Кафедра
публичного права
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
УПРАВЛЯЕМАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 4
На тему:
«ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ПРОТИВ ИНФОРМАЦИОННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ПО УГОЛОВНОМУ
ПРАВУ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫХ
ГОСУДАРСТВ»
по дисциплине:
« Сравнительное уголовное
выполнила студентка
юридического факультета
дневной формы обучения
специальности «Международное право»
2 курса 935 группы
Мохаммад
Елизавета
Минск 2010
1. Понятие информационной (компьютерной) безопасности.
Одним
из путей совершенствования борьбы
с компьютерными преступлениями
является согласование определенных материальных
норм уголовного права различных
государств мира. В течение последних
лет международное сообщество проявляет
значительный интерес к проблеме
борьбы с компьютерной преступностью
в разработанных международно-
При
этом необходимо подчеркнуть, что понятия
«компьютерные преступления» и
«преступления в сфере
Таким образом, составы преступлений в сфере компьютерной информации объединяет единый родовой объект – общественная безопасность.
Но преступления в сфере компьютерной информации посягают не на все отношения общественной безопасности в целом, а лишь на одну ее часть - информационную безопасность. В основе обоих понятий лежит понятие «безопасности». Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.
В доктрине информационной безопасности под информационной безопасностью понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Анализируя оба определения, можно сказать, что информационная безопасность - это состояние защищенности страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз.
Уголовно-правовая защита относится к правовым мерам обеспечения информационной безопасности общества.
С 80-х гг. XX в. во многих странах пришли к выводу, что правовая защита компьютерной информации с помощью общих положений национального уголовного законодательства является недостаточной. Многие государства осознали, что эффективное решение проблемы компьютерной преступности требует согласованных международных действий и сотрудничества. Так, на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 1991 г. отмечалось, что «рост преступности в сочетании с процессом приобретения ею транснационального характера ставит под угрозу внутреннюю безопасность государств, посягает на свободу человека жить без страха, а также может подорвать международные отношения. Все это требует эффективных международных механизмов и более тесного сотрудничества между государствами».
Однако
для того чтобы разрабатывать
общие международные нормы и
новые механизмы, необходим унифицированный
подход к пониманию проблемы, выработка
единой цели и универсальных принципов.
На данный момент анализ зарубежного
уголовного законодательства показывает,
что отсутствует единообразное
понимание того, какие деяния считать
компьютерными преступлениями и
каково должно быть юридическое определение
каждого из них. От различных подходов
к понятию и составам компьютерных
преступлений возникают сложности
в выявлении и наказании
Несогласованный подход не способствует эффективному противодействию компьютерным преступлениям. В силу этого международно-правовые механизмы должны играть главную роль в унификации национального уголовного законодательства различных стран в этой сфере, в том числе в выработке общих понятий.
Учитывая,
что значительная доля преступлений
в сфере компьютерной информации
совершается с использованием глобальных
компьютерных сетей, в последнее
десятилетие активно
В 1983-85 гг. в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) был создан специальный комитет для обсуждения возможности согласования уголовного законодательства различных стран об ответственности за компьютерные преступления. ОЭСР по результатам работы рекомендовал отнести к уголовно-наказуемым деяниям следующие деяния:
1)
введение, изменение, стирание и/или
подавление компьютерных
2)
введение, изменение, стирание и/или
подавление компьютерных
3)
введение, изменение, стирание и/или
подавление компьютерных
4)
нарушение исключительного
5)
доступ к компьютеру и/или к
телекоммуникационной системе
Первым документом Совета Европы, посвященным компьютерной преступности, стала Рекомендация № R 89(9) Комитета Министров стран - членов Совета Европы о преступлениях, связанных с компьютером, принятая 13.09.89, в которой был использован такой термин, как «преступление, связанное с использованием компьютерных технологий». Данный документ содержал перечень рекомендованных к обязательному включению в национальное уголовное законодательство деяний. Также там приводился перечень тех деяний, по которым не было достигнуто согласия в признании необходимости их криминализации в законодательстве всех стран.
В
перечень правонарушений, рекомендованных
к обязательному включению во
внутригосударственное
Среди спорных составов преступлений названы:
Рекомендация № R 89(9) предусмотрела, что в положениях уголовного закона должны содержаться как можно более точные описания уголовно-наказуемых деяний. Этот принцип ясности является чрезвычайно важным, но, к сожалению, не все государства ему следуют (в частности, Россия его не восприняла).
В
то же время вышеупомянутая Рекомендация
сама не содержала четкой формулировки
понятия «преступление, связанное
с использованием компьютерных технологий».
Оно выводилось из перечня деяний,
указанных в Рекомендации и дающих
представление о таких
Данный
документ послужил ориентиром для многих
европейских стран в