Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:23, дипломная работа
Нынешняя криминогенная ситуация в России - качественно новый феномен, как по масштабам преступных проявлений, так и по степени разрушительного влияния на жизнедеятельность общества, безопасность государства, права и свободы его граждан. Ныне за один год регистрируется почти столько же преступлений, сколько их было в прошлом за целое десятилетие. И главным плацдармом, на котором разворачиваются криминальные сражения, служит экономика.
• Введение
• Глава I.
• Криминологическая характеристика преступлений против собственности
o § 1. Понятие хищения
o § 2. Современное состояние преступлений против собственности
o § 3. Личность корыстного преступника
o § 4. Причинный комплекс преступлений против собственности.
• Глава 2.
• Профилактика хищений
o § 1. Общая профилактика
o § 2. Индивидуальная профилактика
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Выявление и анализ детерминантов преступности, ее видов и групп преступлений являются логически и практически исходными моментами общей профилактики преступлений. Невозможно сколько-нибудь эффективно воздействовать на преступность, не зная причин, ее порождающих, и тех объективных и субъективных условий, которые помогают развертыванию действия причин.
Концептуальный анализ причин преступлений и условий, им способствующих, позволяет говорить о сложной многофакторной природе этих явлений. Они модифицируются специфическими особенностями разных регионов, видоизменяются вместе с изменениями в социальной и правовой жизни общества. Поэтому попытки создать универсальную модель причинного комплекса преступности, годную для всех времен и народов, являются малопродуктивными.
Главным методологическим требованием при изучении причин преступлений и условий, им способствующих, является учет зависимости качественных и количественных характеристик преступности от состояния социальной среды.
Поэтому на первом этапе необходимо установить круг тех социальных явлений и процессов, которые наиболее тесно связаны с преступностью (рост группового криминального сознания, коррупция, неэффективность правоохранительной и правоприменительной деятельности, пьянство, алкоголизм, наркомания, люмпенизация и маргинализация определенных групп населения, деформация духовной жизни общества, невротизация и психопатизация представителей некоторых слоев населения и т.д.)
На втором этапе необходимо выявить статистические корреляционные связи между криминогенными видами преступлений, которые определяют основной массив преступности (кражи, телесные повреждения, грабежи, хулиганство, разбойные нападения и др.)
На третьем этапе выявляются те причины и условия, которые находятся в определенной зависимости от деятельности ОВД (система охранных мероприятий, организация надзора и контроля, технические средства защиты объектов, уровень правовой информированности населения и др.). Именно третий этап аналитической деятельности создает реальные информационные предпосылки для выработки целенаправленных и конкретных мер общей профилактики преступлений, реализуемых ОВД.
Результатом анализа причин преступности и ее видов должно быть принятие мер по их устранению или ограничение действия. Особенность деятельности ОВД в данном направлении состоит в том, что их возможности в этом деле весьма ограничены.
Общепрофилактическая деятельность органов внутренних дел по защите общественной и личной собственности достаточно многообразна и многопланова. Сущность этой деятельности состоит в создании условий, объективно препятствующих совершению преступления на определенной территории или объекте. В распоряжении органов внутренних дел для этого имеются организационные, технические, информационные и другие меры, которые наиболее активно реализуются в повседневной деятельности подразделении милиции общественной безопасности.
Милиция общественной безопасности реализует общепрофилактические функции на основе анализа криминальной ситуации и состояния преступности на улицах, в общественных местах и жилых микрорайонах. Наиболее распространенными видами «уличной» преступности являются преступления против жизни, здоровья и собственности граждан. Предупреждение этих категорий преступлений достигается целым комплексом разнообразных методов и средств. Прежде, сюда следует отнести методы наблюдения, проверки н контроля, которые реализуются в ходе несения патрульно-постовой службы. В наиболее сложных в оперативном отношении районах и городах не-обходимо регулярно проводить оперативно-поисковые и надзорно- профилактические операции, а также учащенный режим проверки мест концентрации граждан с антиобщественной направленностью (притоны, рынки, зоны коммерческой торговли, гостиницы, общежития).
Весьма актуальной задачей для общепрофилактической деятельности милиции общественной безопасности является восстановление и развитие сети общественных формирований правоохранительной направленности, налаживание и укрепление деловых связен милиции с населением, общественным активом, организация и проведение выступлений работников милиции (прежде всего участковых инспекторов) перед жителями и в трудовых коллективах но вопросам борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка.
Одним из наиболее актуальных направлений (с учетом перехода к рыночным отношениям) является обще профилактическая деятельность по предупреждению экономических преступлений. Важное значение это направление имеет для деятельности криминальной милиции. Так, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями призваны анализировать развитие криминогенных процессов в ведущих хозяйственных сферах (кредитно-финансовая, внешнеэкономическая, конверсия военно-промышленного комплекса, аграрное производство и др.) и на этой основе вырабатывать меры по их нейтрализации. Используя гласные и негласные методы работы, они должны выявлять причины и условия экономических преступлений, обеспечивать своевременное информирование органов власти и управления; хозяйственных руководителей о необходимости устранения выявленных криминогенных факторов; разрабатывать и осуществлять совместно с другими подразделениями органов внутренних дел комплексные меры по предупреждению экономических преступлений.
Предупреждение экономических преступлений сопряжено со значительными трудностями. Дело в том, что эти преступления, как правило, совершают работники, занимающие определенное положение в сфере народного хозяйства либо частного предпринимательства, связанные с выполнением различного рода экономических отношений, участниками которых они являются, а также должностными лицами органов власти и управления, имеющими отношение к функционированию определенных эле-ментов хозяйственного механизма. Другими словами, экономическая преступность тесно связана с коррупцией, т. е. подкупом, продажностью общественных и политических деятелей и должностных лиц.
В сферу коррумпированных связей нередко вовлекаются и работники милиции. На органы внутренних дел наряду с выявлением конкретных лиц, оказывающих «услуги» криминальным структурам, возлагается задача определения механизмов и методов экономических преступлений и разработки соответствующих мер по блокированию этих механизмов.
Весьма уязвимым местом для всех преступных групп является финансовая база. Своевременное выявление и изъятие 'преступных денег-эффективное средство в руках органов внутренних дел. Потеряв финансовую базу, преступники лишаются возможности активно заниматься противоправной деятельностью. Поэтому следует больше уделять внимания выявлению имущества главарей, актива и членов преступных организаций, выявлять их связи и каналы легализации денег.
В последнее время в целях общей профилактики все активнее применяются технические средства. Промышленность освоила и предлагает в магазинах «Безопасность» пуленепробиваемые материалы, затемненное остекление, специальные окна, балконные двери, сейфы, решетки, исключающие проникновение и взлом. В этой связи органам внутренних дел целесообразно собирать сведения о том, как преступники преодолевают технические средства защиты, анализировать эту информацию и доводить ее до сведения промышленности, чтобы она могла внести соответствующие конструктивные изменения в свою продукцию. Кроме того, органы внутренних, дел весьма заинтересованы в разработке и принятии на законодательном уровне минимальных стандартов криминальной безопасности, что уже практикуется за рубежом. Правовое воспитание и пропаганда, оказание консультативной помощи населению по вопросам защиты от преступных посягательств, издание специальной литературы по этим вопросам-еще одно важное направление обще профилактической деятельности органов внутренних дел.
Проблема правового воспитания в силу исторических и других причин стоит в нашей стране достаточно остро. Слишком часто «революционное право» и целесообразность заменяли законность, что в итоге привело к правовому нигилизму и правовой инфантильности. Совершенно очевидно, что органы внутренних дел самостоятельно эту проблему решить не могут, это задача для многих социальных институтов общества. Но внести свой посильный вклад в это общее дело органы внутренних дел могут и должны.
Специфика их деятельности в этом направлении состоит в том, что реализуются главным образом административно-правовые и уголовно-правовые механизмы правового воспитания. Общепрофилактический эффект достигается здесь как применением уголовных и административных мер воздействия и соответствующим информированием об этом населения, так и разъяснением норм права различным слоям общества с целью позитивного воздействия на правосознание людей. Такая деятельность осуществляется практически всеми подразделениями органов внутренних дел, но более всего следователями, участковыми инспекторами милиции, работниками подразделений по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних. Суть этой деятельности состоит в предупреждении граждан о недопустимости совершения противоправных поступков информирования их о правовых и социальных последствиях на-рушения правовых норм. Наиболее эффективно эта работа осуществляется через средства массовой информации. Оказание консультационной помощи по вопросам защиты от преступных посягательств, издание специальной литературы по этим вопросам стало практиковаться в нашей стране относительно недавно, хотя в других странах виктимологической профилактике уделяется большое внимание. Учитывая возникновение у нас частных детективных и охранных организаций, консультационная работа органов внутренних дел приобретает широкое поле деятельности. Перспективность этого направления обусловлена общей тенденцией расширения контактов милиции с населением.
Большую роль здесь могут сыграть подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью.
Конкретные формы этой работы состоят в создании и распространении плакатов, памяток, буклетов по профилактике преступлений, демонстрации соответствующих теле- и радиопередач. Необходимо, по опыту других стран, издавать доступную специальную литературу, содержащую рекомендации по обеспечению личной безопасности граждан, защите их жилищ, транспортных средств, имущества и т. д.
В деятельности органов внутренних дел индивидуальная профилактика приобретает особую значимость в настоящее время. В связи с известными процессами в обществе, изменением уголовной политики резко увеличивается количество лиц, осуждаемых к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также освобождаемых от уголовной ответственности с применением мер административного воздействия.
В то же время нормативные предписания ориентируют органы внутренних дел на более целенаправленный профессиональный подход к индивидуальной профилактике. Так, в соответствии с Наставлением о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений профилактика в отношении конкретных лиц и их окружения должна носить более конкретный «милицейский» характер. Это значит, что объектами такой профилактики должны быть лица и социальная микросреда с наиболее выраженными криминогенными свойствами. Содержанием же индивидуально-профилактической деятельности органов внутренних дел являются не абстрактно «первоочередные» в прошлом меры ранней профилактики, а активное непосредственное воздействие на указанные объекты с использованием всех прав и возможностей, предоставленных законом.
В этой связи необходимо помнить, что отбор лиц, требующих профилактического воздействия, при отсутствии конкретных оснований может повлечь за собой произвольные решения, а тем самым - ущемление прав и законных интересов граждан. Применительно к индивидуальной профилактической работе органов внутренних дел такие основания - это прежде всего факты противоправного поведения. Именно они дают право постановки лица на профилактический учет. А поскольку постановка лица на профилактический учет органов внутренних дел (например, при установлении административного надзора) влечет за собой определенное ущемление прав и свобод граждан, то категории лиц и виды их антиобщественного поведения специально указываются в законодательных и нормативных актах, чем определяются и пределы индивидуальной профилактической работы органов внутренних дел.
В отношении лиц меры индивидуальной профилактики выполняют роль социального инструмента, призванного нейтрализовать или устранить внутренние негативные черты личности и ее поведения. Когда же речь идет о профилактическом воздействии на конкретную социальную среду, то подразумевают нейтрализацию либо устранение внешних негативных элементов материального и духовного порядка, которые деформируют личность в социальном плане. Сюда входят неблагоприятные материальные и бытовые условия жизни индивида, нравственно неблагополучная микросреда, отрицательные межличностные отношения и др.
К предмету рассматриваемой профилактики следует отнести:
- антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступлений которым достаточно вероятно;
- социальные элементы структуры этой личности, отражающие и одновременно определяющие искаженное ее содержание (антиобщественную направленность);
- социально значимые психофизические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению)
- условия неблагоприятного формирования личности и криминогенного влияния на нее в семье, ином бытовом окружении, в сферах труда, учебы, досуга, в иных микросоциальных группах, в первую очередь антиобщественного содержания, а также неблагополучные условия индивидуального бытия;
- Элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые в данный момент проявляют себя, объективно имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время, чем определяется возможность выявления и воздействия на них.
Личность-главное звено в причинной цепочке преступного поведения. Она взаимодействует с криминогенной микросредой, через нее преломляется влияние последней. На личность поэтому в первую очередь и должно направляться профилактическое воздействие.
Целью индивидуальной профилактики является позитивная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения от антиобщественного к законопослушному.