Преддипломная практика в следственном управлении при УМВД России по Амурской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:50, отчет по практике

Описание работы

Цель преддипломной практики - закрепление профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретической подготовки.
Цель настоящего отчета - проведение диагностики выполненной работы в период прохождения практики, анализ практических заданий, поставленных руководителем практики и их решения.
\

Содержание

Введение 4
1 Основные направления деятельности следственного управление 5 при УМВД России по Амурской области
2 Структура Следственной Части Следственного Управления при 7 УМВД России по Амурской области
3 Основные функции и полномочия следователя 8
4 Таблица проведенной работы за время прохождения практики 10
Заключение 29
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7

Работа содержит 1 файл

ОТЧЕТ1.docx

— 57.61 Кб (Скачать)

Следует учитывать, что наибольший интерес обычно представляют те приходно-расходные документы, которые по времени оформления приближаются к моменту инвентаризации или ревизии. 
           Наиболее эффективным оказывается осмотр документов, проводимый в соответствующих условиях и с применением необходимых технических средств. Осмотр при дневном (естественном) свете целесообразно дополнять осмотром при искусственном освещении, что позволяет полнее выявить признаки подделки (подчистки, травления и др.). Рекомендуется осматривать документ как при прямом, так и при боковом освещении, как в отраженном свете, так и на просвет. В ряде случаев для квалифицированного осмотра документов необходимы несложные технические средства, в частности источник направленного света (осветитель для микроскопа или иной), небольшой набор светофильтров, лупа.

Ниже излагаются основные правила осмотра документов. 
         1. Прежде всего, необходимо уяснить характер и назначение документа: официальный (об отпуске-получении товарно-материальных ценностей, поручении банку перечислить клиенту денежную сумму, выдаче денег из кассы.), или неофициальный (записка, дневниковая запись, письмо, 
заметка в блокноте); составить представление о соответствии вида официального документа оформляемой им операции или удостоверяемому факту.

2. В процессе осмотра надо попытаться ответить на вопрос, соответствует ли официальный документ требуемой форме, для этого надо проверить обязательные реквизиты документа (бланк, оттиски печати, штампа, номер, дата, подписи должностных лиц). Для решения этого вопроса рекомендуется руководствоваться стандартными образцами документов, то есть в каждом конкретном случае сравнивать осматриваемый документ с образцом аналогичного документа (накладной, счета-фактуры, платежного поручения и т.д.). 
         3. При осмотре надо выяснить полноту заполнения бланка документа, например, указано ли в книге регистрации доверенностей количество товаров, на получение которых они были оформлены, и имеются ли сведения о лицах, подписывавших соответствующие доверенности. 
         4. Уяснить, соответствует ли вид печати и штампа наименованию организации, от которой он исходит; нет ли противоречия между текстами оттисков печати и штампа; имеет ли организация, от имени которой исходит документ, право пользования печатью данного вида (например, с изображением государственного герба, имеющимся лишь на печатях государственных предприятий и учреждений); входит ли организация — формальный источник документа в систему министерства, иного ведомства, обозначенного в оттиске печати или штампа, не обозначено ли в оттиске наименование города, который до имеющейся на документе даты еще не был переименован. 
         5. Путем ознакомления с инструкцией по оформлению документов и допросов лиц, их оформляющих, выяснить, подписало ли документ должностное лицо, уполномоченное на это. 
         6. Тщательно проанализировать текст документа с точки зрения его содержания, выясняя при этом, не противоречит ли оно общеизвестным фактам либо обстоятельствам, известным следователю, нет ли в 
тексте ошибок, ставящих под сомнение подлинность документа (например, грубое искажение в обозначениях диагнозов в медицинских документах, представляемых для получения каких-либо льгот). 
         7. Сравнить дату на документе и состояние линий сгибов, учитывая, что ветхие линии сгибов на документе, датированном недавним числом, и слабая их выраженность на документе со старой датой характерны для подделки. 
        8. Осмотром мест пересечения штрихов с линиями сгибов проверить, нет ли здесь расплывов   красителя, памятуя о том, что такие расплывы характерны для случаев произведенных в документах дописок. 
        9. При осмотре оборотной стороны документа выяснить, нет ли на ней зеркально отраженного первоначального текста, выполненного карандашом с сильным нажимом или с помощью копировальной бумаги, ошибочно подложенной при печатании на пишущей машинке красителем вверх. 
        10. Обратить внимание на форму краев документа (рваные, резаные извилистые, резаные ровные), величину интервала между краями и текстом с целью установления, не оторвана ли, не отрезана ли часть документа для того, чтобы изменить его первоначальное содержание. 
         11. Выявлению подлогов в документах может способствовать их сравнительный осмотр. Особенно полезен такой способ при анализе документов, которыми оформляются различные операции 
с одними и теми же материальными ценностями (накладная на отпуск товаров, пропуск на их вывоз с территории предприятия или базы, путевой лист на их перевозку, счет на оплату и т.д.).

Результативным может оказаться сопоставление различных перевозочных документов, например, применительно к железнодорожным перевозкам книга приемки груза к отправлению может быть сравнена с книгой прибытия, сдаточным списком, составляемым при перемещении грузов с одной дороги на другую, дорожной ведомостью, натурным и вагонным листом. 
         В необходимых случаях сравнивается несколько экземпляров одного документа, например, оставшийся в организации, выдававшей документ, и полученный контрагентом. Такой осмотр нередко способствует выявлению подлога. Положительные результаты дает иногда сравнительный осмотр документов, изъятых в учреждении и обнаруженных при обыске у обвиняемых или подозреваемых.

При этом удается обнаружить подлинные документы, замененные в делах учреждения подложными, а также различные записи, о подлинных товарно-денежных операциях, неправильно отраженных в официальных документах. 
          При сравнительном осмотре необходимо дать оценку различию подписей от имени одного и того же должностного лица на разных документах, что позволяет предположить поддельность некоторых из них, а также значительному разрыву в датах нескольких документов, которыми оформлены разные операции с одними и теми же материальными ценностями, что характерно для задержек с оприходованием каких-либо товаров. 
          12. При осмотре документов необходимо обращать внимание на признаки материального подлога (подделки), в частности, подчистки, травления, дописки, переклейки фотокарточки (на документе, удостоверяющем личность), подделок подписей, оттисков печатей и штампов. В протоколе осмотра документа— вещественного доказательства необходимо указать: а) наименование документа, наличие (или отсутствие) бланка, номер, дату выдачи, на чье имя выдан; б) размеры документа и характер его краев (резаные, ровные или извилистые, рваные); в) вид бумаги по цвету и плотности; г) вид и цвет красителя штрихов; д) характер и расположение подписей (чем написаны, цвет красителя, из каких букв и штрихов состоят); е) характер и расположение оттисков печатей и штампов (содержание текстов оттисков, вид рисунков, цвет красителя); ж) пятна, складки, разрывы, отверстия; з) вид и расположение следов на документе (например, отпечатков пальцев, которые могут способствовать идентификации подделывателя документа); и) признаки, характерные для подделки документа.

11 марта 2012г- изучала изменения в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве.

12 марта 2012г- под руководством старшего следователя следственного отдела ГУ МО МВД России майора юстиции Бондаренко С.Г., вела протокол допроса потерпевшего. (Приложение №13).

Подготовка к допросу является одним из условий получения от допрашиваемого лица полных и достоверных  показаний. В ходе подготовки к допросу  следователь обязан выполнить следующие  действия: 1) тщательно изучить материалы уголовного дела и на основе полученной информации определить или уточнить процессуальное положение лица, вызываемого на допрос. 2) определить предмет показаний лица, вызываемого на допрос. Если у следователя нет четкого представления об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе допроса, то в результате может оказаться, что некоторые существенные для дела обстоятельства остались не установленными, невыясненными, и в то же время, в показания допрошенного лица сообщаются сведения, не имеющие отношения к делу. Поэтому уголовное дело следует изучать также с точки зрения выяснения предмета допроса каждого вызываемого для этой цели лица. Если для определения предмета допроса необходимы специальные познания, следователь обязан изучить специальную литературу, проконсультироваться со специалистами, ознакомиться с производственным процессом и т.п.; 3) изучить социально-демографические данные, психологические, психофизиологические качества и состояние вызываемого на допрос лица. Разумеется, заранее трудно предусмотреть, знание каких именно качеств и состояний личности потребуется при допросе, однако в любом случае, желательно иметь представление о таких особенностях личности допрашиваемого, как пол, возраст, образование, профессия, интересы, уровень культуры и правосознания, взгляды, психологические качества (характер, темперамент, воля, эмоциональные черты), возможные психологические состояния в момент допроса (растерянность, подавленность, страх, самоуверенность и др.).

Информацию о личности допрашиваемого можно получить из материалов уголовного дела и в результате оперативно-розыскной  деятельности, осуществляемой с этой целью органами дознания по отдельному поручению следователя; 4) определить круг лиц, которые должны участвовать в допросе (защитник, переводчик, педагог и др.), и принять меры к тому, чтобы они явились в назначенное место и в определенное время; 5) определить время и место допроса, способ вызова лица на допрос; 6) определить последовательность производства допросов. В первую очередь целесообразно допросить: лиц, располагающих наиболее важной информацией; лиц, которые в силу объективных и субъективных причин могут по истечении некоторого времени забыть отдельные обстоятельства или детали расследуемого события (больные, малолетние, престарелые и др.); лиц, находящихся в материальной или иной зависимости от обвиняемого (подозреваемого). Если по делу предстоит допросить несколько обвиняемых (подозреваемых), то предварительно необходимо изучить систему взаимоотношений, сложившихся в группе лиц, совершивших преступление, с тем, чтобы определить последовательность их допросов с учетом характера их взаимоотношений; 7) подготовить доказательства, которые предполагается предъявить или использовать во время допроса, и предусмотреть возможные аргументы на тот случай, если допрашиваемый попытается опорочить или опровергнуть те или иные доказательства; 8) подготовить необходимые средства фиксации показаний допрашиваемого (бланки протоколов, аудио- и видеоаппаратуру, пишущую машинку и т.п.), а также условия для производства допроса (убрать с рабочего стола все, что может отвлекать допрашиваемого, исключить или хотя бы ослабить воздействие на допрашиваемого внешних раздражителей и т.п.); 9) составить план допроса (письменный или устный), в котором должны быть предусмотрены: обстоятельства, подлежащие установлению в ходе допроса; вопросы, которые следует задать допрашиваемому, и последовательность их постановки; доказательства, которые следует предъявить допрашиваемому с целью получения необходимых показаний и пояснений. Содержание организационно-подготовительных действий следователя определяется в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств расследуемого дела, процессуального положения допрашиваемого и значимости ожидаемых от него показаний, технической оснащенности следственного подразделения и ряда других факторов. Полученные от допрашиваемого лица сведения могут служить доказательствами по уголовному делу при условии соблюдения установленной законом процедуры допроса. Однако закон не в состоянии регламентировать деятельность следователя, выполняемую в целях получения показаний от лиц, которые по тем или иным причинам не желают давать показаний либо не могут их дать в силу того, что требуемые сведения сохранились в их памяти в виде отдельных фрагментов и т.п. Поэтому для получения полных и достоверных показаний необходим индивидуальный подход к каждому допрашиваемому, что находит свое выражение в применении тактических приемов при производстве допросов. Тактические приемы допроса представляют собой разработанные в криминалистике и апробированные следственно-судебной практикой не противоречащие закону научно обоснованные способы, методы установления психологического контакта с допрашиваемым, нейтрализации его негативной позиции и оказания на него психического воздействия с целью получения полных и достоверных показаний. Тактические приемы разнообразны и отличаются друг от друга по содержанию и целям их применения. Однако из всего разнообразия тактических приемов, некоторые из них являются универсальными, так как применяются при производстве любого допроса. С тактической точки зрения допрос может быть разделен на следующие стадии: подготовительную (вступительную), свободный рассказ допрашиваемого и его ответы на вопросы следователя. На подготовительной (вступительной) стадии следователь устанавливает личность явившегося на допрос и его анкетные данные, разъясняет допрашиваемому его права и обязанности, решает вопрос об участии переводчика, предупреждает потерпевшего и свидетеля, достигших шестнадцатилетнего возраста, а также эксперта об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Основной задачей этой стадии допроса является создание оптимальных условий для получения показаний от допрашиваемого и обеспечение достоверности показаний. Для этого необходимо установить психологический контакт с допрашиваемым. Такой контакт может быть достигнут применением достаточно распространенного и во многих случаях оправдывающего себя тактического приема, суть которого заключается в проведении следователем «разведывательной» беседы с допрашиваемым. Беседуя на отвлеченные темы, следователь должен выяснить, какие из них наиболее близки допрашиваемому, и сосредоточиться на их обсуждении. При этом не следует без необходимости акцентировать внимание на прежних судимостях допрашиваемого и данных, характеризующих его с отрицательной стороны. Спокойная беседа с допрашиваемым снимает его внутреннее напряжение, уменьшает его волнение.      В ходе такой беседы следователь получает дополнительную информацию о мыслительных, речевых и других психологических свойствах допрашиваемого, которые имеют значение для определения тактики производства допроса в следующей его стадии. Для того чтобы беседа была результативной, следователю необходимо выработать в себе умение мысленно становиться на позиции собеседника и, самое главное, проявлять искреннюю заинтересованность. В ходе подготовки к допросу следователь должен настроиться на то, что беседа может оказаться достаточно длительной, чтобы во время допроса не проявлять нетерпение, торопливость и т.п. На стадии свободного рассказа допрашиваемый, по предложению следователя, сообщает сведения об обстоятельствах, по поводу которых он вызван на допрос. Свободное изложение дает допрашиваемому возможность сосредоточиться, вспомнить отдельные обстоятельства, имеющие, по его мнению, значение для следователя. Следователь должен внимательно, не перебивая и не останавливая допрашиваемого, выслушать его свободный рассказ. Даже в тех случаях, когда допрашиваемый, заведомо для следователя, дает ложные показания, их необходимо выслушать, поскольку тогда допрашиваемый нередко понимает, что его показания контролируются, а потому приходит к выводу о бесполезности лжи. В ходе допроса нельзя проявлять недоверие к показаниям, допускать грубость, насмешки, невнимательность и т. п. Если в ходе свободного рассказа обнаруживается, что допрашиваемый отклонился от предмета допроса, следователь должен предупредить его о необходимости давать показания по существу заданных вопросов. В случае необходимости следователь может напомнить вопросы, по поводу которых следует давать показания, и задавать допрашиваемому побуждающие вопросы, активизирующие свободное изложение им сведений. Если допрашиваемый сообщает не все сведения, представляющие интерес для следователя, либо сообщаемые сведения противоречат материалам уголовного дела, допрос переходит в стадию ответов на вопросы. На этой стадии допроса могут применяться различные тактические приемы, побуждающие допрашиваемого к даче показаний. Эти приемы основаны на постановке следователем вопросов, направленных на получение от допрашиваемого дополнительных сведений о тех или иных фактах, обстоятельствах (дополняющие вопросы) либо на уточнение показаний и устранение неточностей и противоречий в показаниях (уточняющие вопросы). Формулируя уточняющий вопрос, следователь 'может сопоставить имеющиеся в показаниях несоответствия, противоречия и предложить допрашиваемому объяснить, в какой части его показания следует считать достоверными. В тех случаях, когда допрашиваемый не может вспомнить какие-либо факты (обстоятельства), следователь формулирует вопросы, направленные на оживление ассоциативных связей, с целью восстановления в памяти воспринятых допрашиваемым фактов (напоминающие вопросы). Если есть основания полагать, что допрашиваемый по тем или иным причинам сообщил неправильные сведения, следователь проверяет возникшее предположение путем постановки вопросов, направленных на выяснение условий восприятия события или факта, о которых допрашиваемый дает показания, а также установление иных источников сообщаемых сведений (контрольные вопросы). При этом недопустимо задавать вопросы, в формулировке которых содержится ожидаемый, желательный ответ (наводящие вопросы). Содержание тактических приемов варьируется в зависимости от процессуального положения допрашиваемого и особенностей его личности, от желания или нежелания допрашиваемого давать показания (бесконфликтная, конфликтная или смешанная обстановка допроса) и от других факторов. Недопустимо применение таких тактических приемов, которые: 

- основаны на обмане;

- связаны с угрозой и шантажом;

- сопряжены с физическим и психическим насилием, унижением чести и достоинства допрашиваемого; связаны с понуждением допрашиваемого к даче ложных показаний, оговору и самооговору;

         - основаны на использовании низменных побуждений (корысти,

 мести и др.), 

13 марта 2012г- составляла опись находящихся в уголовном деле следственных материалов. (Приложение №14)

14марта 2012г - составляла протокол осмотра предметов. ( Приложение №15)

15 марта 2012г- осмотрены документы- сопроводительное письмо к материалам, документ именуемый «Рапорт», документ именуемый «Постановление о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, следователю, органу дознания, прокурору или в суд», документ именуемый «Постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей», «Постановление 13/771с о проведении ОРМ «Проверочная закупка»»,  документ именуемый     «Акт проведения ОРМ «Проверочная закупка», и т.д. Мною был проведен протокол осмотра документов. (Приложение №16)

16 марта 2012г- составляла постановление и признании и приобщении  к уголовному делу вещественных доказательств.( Приложение №17)

19 марта 2012 г- составляла опись находящихся в уголовном деле следственных материалов. (Приложение №18)

20 марта 2012г- ознакомление с документами, изучение уголовных дел.

21 марта 2012г- осмотрены документы- сопроводительное письмо к материалам, документ именуемый «Постановление о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, следователю, органу дознания, прокурору или в суд» и документ именуемый «Постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей». Мною был составлен протокол осмотра предметов (документов). (Приложение №19)

22 марта 2012г- составляла  постановление о привлечении в качестве обвиняемого.(Приложение № 20)

23 марта 2012г- составление фототаблицы к протоколу осмотра места происшествия. (Приложение № 21)

26  марта 2012г- составляла постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного следствия. (Приложение № 22)

27 марта 2012г- составляла опись находящихся в уголовном деле следственных материалов. (Приложение № 23)

28 марта 2012г- составляла протокол предъявления  для опознания по фотографии. ( Приложение № 24)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Прохождение студентом практики на различных предприятиях и в  организациях является важным элементом  процесса подготовки специалиста юридической  специальности.

В течение практики будущий  юрист имеет возможности применить  полученные ранее теоретические  знания в процессе обучения в практической деятельности.  
          Цель практики состоит в получении опыта практической работы в качестве юриста на действующем предприятии, организации, повышении профессиональной подготовки, закреплении полученных ранее в ходе обучения теоретических знаний по специальным и общим правовым дисциплинам, умении использования законодательства в конкретных случаях. 
         СУ при УМВД по Амурской области является непосредственной базой для выпускника юриста уголовной специализации, которая послужила источником достижения целей, которые поставлены программой практики.

При прохождении преддипломной  практики мне предоставилась возможность реализовать себя в качестве следователя, более тесно ознакомиться с обязанностями, которые составляют ежедневную деятельность следователя, проверить свои знания, полученные в ходе обучения в университете. 
        В период прохождения практики также мною подготовлен и собран практический материал для исследований по теме диплома, а именно «Основные виды судебно-фотографической съемки на месте происшествия» 
       Выполняемая мною работа в СУ при УМВД по Амурской области позволила приобрести необходимые практические навыки при производстве различных следственных действий (допросы подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля; очная ставка и т.п.), составлении постановлений различной направленности, составления запросов в различные инстанции. 
       Таким образом, мною была успешно пройдена программа практики, а также тщательно изучен предмет исследования, поставленные цели достигнуты, выполняемая работа, порученная непосредственным руководителем, высоко оценена, о чем свидетельствует полученная характеристика.

В результате прохождения преддипломной  практики мною получен неоценимый опыт практической деятельности при досудебном производстве по уголовным делам, собран дополнительный материал для исследований по теме дипломного проектирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Преддипломная практика в следственном управлении при УМВД России по Амурской области