Правовой статус нотариуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

В данной исследовательской работе мы обратимся к одному из основных вопросов теории нотариата - правовому статусу нотариуса. В задачи работы входит определение понятия нотариата, порядка вступления в должность нотариуса, его прав, обязанностей и основ деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Понятие нотариата…………………………………………………………………..............4
2. Правовой статус нотариуса………………………………………………………................9
2.1 Порядок назначения на должность нотариуса……………………………………9
2.2 Права и обязанности нотариуса…………………………………………………..16
3. Ответственность нотариуса………………………………………………………..............19
Заключение…………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

Правовой статус нотариуса...doc

— 136.50 Кб (Скачать)

имеет предупредительный характер. Отдельные исследователи, анализируя названную функцию нотариата, говорят о функции превентивного правосудия8. Какое содержание мы вкладываем в понимание нотариата как института превентивного, предупредительного правосудия?

     Как отмечает В. Жуйков прежде всего это те случаи, когда нотариус непосредственно обеспечивает защиту прав гражданина, чем предупреждает необходимость обращаться к судье за защитой тех прав. В других случаях, когда все же не удается предотвратить обращение к правосудию, нотариальные действия максимально облегчают и упрощают деятельность правосудия. Если наш свободный российский нотариат латинского типа в состоянии выполнить эти задачи, то он может рассматриваться в качестве института превентивного, предупредительного правосудия.

     Таким образом, учитывая вышесказанное, в  заключение дадим определение нотариата: нотариат - это публично-правовой, правозащитный, правоприменительный институт, обеспечивающий защиту прав и законных интересов  граждан и юридических лиц  путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

 

       2. Правовой статус нотариуса

     2.1. Порядок назначения на должность нотариуса 

     Количество  должностей нотариусов в каждом нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой (ч. 2 ст. 12 Основ). В том численном составе, в каком представлен российский нотариат в настоящее время, он сформировался к 2001г. Однако, несмотря на устойчивый количественный состав нотариусов, в каждом нотариальном округе, но самым разным основаниям ежегодно заменяется несколько нотариусов.

     Основы  законодательства о нотариате устанавливают  следующие одинаковые требования к  профессиональному образованию  и подготовке лиц, претендующих на занятие должности нотариуса для работы и в государственной нотариальной конторе, и в частной.

     Во-первых, нотариусом может быть назначен гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование.

     Во-вторых, лицо, желающее получить должность нотариуса, должно обязательно пройти стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Однако для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть сокращен до шести месяцев по совместному решению органа юстиции и нотариальной палаты. В соответствии с порядком прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденным решением правления Федеральной нотариальной палаты от 26 мая 2000г. и приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000г. № 179, к стажировке допускаются российские граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное в РФ и подтвержденное документом государственного образца, либо полученное в другом государстве и признанное в РФ в установленном порядке, а также обладающие необходимым уровнем подготовки.

     Для выявления уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку, проводится экзамен. Количество должностей стажеров ежегодно устанавливается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты9. Набор стажеров осуществляется централизованно. Так, информация об очередном наборе стажеров, сроках, времени, месте приема документов и перечне этих документов, дате, месте и порядке проведения экзамена, перечне экзаменационных вопросов, кандидатурах руководителей стажировки, времени начала стажировки вывешивается в общедоступных местах в помещениях органа юстиции и нотариальной палаты не менее чем за два месяца до проведения экзамена. Заявление о допуске к экзамену подается лицом, желающим пройти стажировку, не менее чем за месяц до проведения экзамена.

     После экзамена по совместному решению  органа юстиции и нотариальной палаты лицам, показавшим лучшие результаты па экзамене, назначаются руководители стажировки. На основании этого решения со стажером, который будет проходить стажировку в государственной нотариальной конторе, трудовой договор заключается органом юстиции. Оплата труда такого стажера осуществляется из фонда заработной платы государственной нотариальной конторы. Со стажером, который будет проходить стажировку у нотариуса, занимающегося частной практикой, трудовой договор заключает нотариальная палата. Оплата труда стажера нотариуса, занимающегося частной практикой, производится из фонда оплаты труда нотариальной палаты. Контроль за проведением стажировки, освоением программы стажировки осуществляют орган юстиции и нотариальная палата. По окончании стажировки руководитель составляет заключение об ее итогах и представляет заключение на утверждение в орган юстиции или в нотариальную палату. После утверждения заключения стажер считается прошедшим стажировку.

     В-третьих, после прохождения стажировки лицо, желающее стать нотариусом, должно сдать квалификационный экзамен. Экзамен  принимает квалификационная комиссия, которая образуется при территориальном органе  Министерства юстиции РФ с участием представителей нотариальной палаты субъекта РФ. Представители Министерства юстиции РФ могут принимать участие в работе любой квалификационной комиссии (ст. 4 Основ). По Положению о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденному приказом Министерства юстиции РФ от 14 апреля 2000 г. № 13210, комиссия создается сроком на три года в количестве не менее пяти человек. В состав комиссии включаются равное количество представителей органа юстиции и нотариальной палаты, а также, по согласованию, ученые-юристы и представители судейского сообщества. Квалификационный экзамен, как правило, проводится два раза в год. Заявление с просьбой о допуске к квалификационному экзамену подается не менее чем за месяц до его проведения. Информация о сроках, времени, месте приема и перечне документов, необходимых для сдачи квалификационного экзамена, требованиях, предъявляемых к лицам, желающим

сдать квалификационный экзамен, дате, времени и месте проведения экзамена, перечне

теоретических вопросов, включенных в экзаменационные  билеты, порядок обжалования решений комиссии вывешивается в общедоступных местах в помещениях органа юстиции и нотариальной палаты не менее чем за два месяца до проведения экзамена. Там же вывешивается список лиц, допущенных к сдаче экзамена.

     Квалификационный  экзамен проводится по экзаменационным  билетам, в каждом из которых содержится три вопроса: теоретический, задача и задание по составлению нотариального акта. Перечень теоретических вопросов разрабатывается Федеральной нотариальной палатой и утверждается Министерством юстиции РФ. Задачи и задания разрабатываются и утверждаются квалификационной комиссией. Ответы на вопросы билета экзаменуемый должен изложить письменно в экзаменационном листе в отведенное на подготовку время: по первому вопросу — не более часа, по второму — не более часа, по третьему — не более трех часов. При решении задачи и составлении нотариального документа разрешается пользоваться нормативными правовыми актами. Экзаменационный лист после экзамена приобщается к личному делу экзаменуемого. Баллы за ответ по каждому вопросу выставляются в экзаменационных бюллетенях, имеющихся у всех членов комиссии. Личные дела экзаменуемых, протоколы заседаний квалификационной комиссии с соответствующими материалами хранятся в органе юстиции в течение семидесяти пяти лет.

     Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию. Апелляционная комиссия образуется при Министерстве юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах. Она осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденному приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. № 178. Апелляционная комиссия при рассмотрении жалоб требует из квалификационной комиссии все необходимые материалы. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения (ч. 5 ст. 4 Основ).

     Жалоба  должна быть рассмотрена не позднее трех месяцев с момента её поступления в Комиссию. Заявитель вправе присутствовать на заседании Комиссии при рассмотрении его жалобы.

     Комиссия  при необходимости может вызвать  заявителя и (или) членов квалификационной комиссии на заседание для дачи пояснений.

     На  заседании Комиссии секретарь докладывает  обо всех поступивших жалобах, в  том числе поданных ненадлежащим заявителем или с нарушением сроков. 

     Если  жалоба подана ненадлежащим заявителем и (или) не соблюдены сроки ее подачи, Комиссия принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы.

     По  принятой к рассмотрению жалобе секретарь  Комиссии докладывает содержание жалобы и материалов, поступивших из органа юстиции.

     Комиссия, рассмотрев жалобу заявителя, не допущенного  к квалификационному экзамену, вправе принять решение:

  1. об оставлении решения квалификационной комиссии без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  2. об отмене решения квалификационной комиссии и допуске заявителя к квалификационному экзамену.

     Комиссия, рассмотрев жалобу заявителя, не сдавшего квалификационный экзамен, вправе принять решение;

  1. об оставлении решения квалификационной комиссии без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  2. об отмене решения квалификационной комиссии и направлении заявителя на переэкзаменовку. При этом по письменному ходатайству заявителя Комиссия вправе принять решение о направлении экзаменуемого для переэкзаменовки в квалификационную комиссию, созданную в ином субъекте Российской Федерации;
  3. об отмене решения квалификационной комиссии и изменении итогового балла, выставленного квалификационной комиссией.

     Решение Комиссии может быть обжаловано в  суд в установленном порядке.

     Заявителю, направленному на переэкзаменовку  и сдавшему квалификационный экзамен, лицензия выдается органом юстиции, при котором образована квалификационная комиссия, проводившая переэкзаменовку.

     Секретарь Комиссии ведет протокол заседания  Комиссии, в котором отражаются дата, время и место проведения заседания; фамилии, инициалы членов Комиссии и иных лиц, присутствующих на заседании; фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя, реквизиты документов, удостоверяющих его личность; существенные моменты рассмотрения жалобы; принятое члёнами Комиссии решение и обоснование этого решения. Протокол подписывается председателем и секретарем Комиссии.

     Протоколы заседания Комиссии хранятся в Министерстве в течение 75 лет и по истечении  сроков хранения подлежат уничтожению  в установленном порядке.

     Лица, не выдержавшие экзамен, допускаются  к повторной сдаче не ранее  чем через год.

     В-четвертых, лицо, претендующее на должность нотариуса, должно получить лицензию на право нотариальной деятельности. Для этого не позднее 5 дней со дня принятия решения квалификационной комиссией претендент должен подать в орган юстиции заявление о выдаче лицензии па право нотариальной деятельности и документ, подтверждающий уплату сбора за выдачу лицензии. В соответствии с п. 3 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993г. сбор за выдачу лицензии составляет пять минимальных размеров оплаты труда.

     Нотариусам, назначенным на должность до вступления в силу Основ законодательства о нотариате, имеющим высшее юридическое образование и работающим в государственных нотариальных конторах, лицензии на право нотариальной деятельности в соответствии с подпунктом а) п. 5 Постановления Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г. выдаются без сдачи квалификационного экзамена и бесплатно.

     В соответствии с Порядком выдачи лицензий на право нотариальной деятельности, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 26 октября 1998 г. № 150, секретарь квалификационной комиссии представляет в орган юстиции не позднее пяти дней со дня принятия решения квалификационной комиссией имеющиеся у нее документы соискателя лицензии (п. 5). Орган юстиции в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена выдает лицензию или отказывает в ее выдаче. Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется заявителю в письменной форме с указанием причин отказа в трехдневный срок после принятия соответствующего решения. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции (п. 6).

     Орган юстиции ведёт реестр всех выданных лицензий на право нотариальной деятельности. В реестр вносятся следующие сведения;

     1) регистрационный номер лицензии;

     2) дата выдачи лицензии;

     3) фамилия, имя, отчество получившего  лицензию, место его жительства, серия и номер паспорта, кем  и когда выдан;

Информация о работе Правовой статус нотариуса