Правоохранительные органы РФ - основные положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

В данной работе мы обозначим, что же относится к правоохранительным органам Российской Федерации, дадим краткое описание направления деятельности различных правоохранительных органов, рассмотрим в общем характерные признаки правоохранительных органов и их отличие от других государственных органов.

Содержание

Введение 3
1. Правоохранительные органы РФ - основные положения 4
1.1. Понятие, основные черты и задачи правоохранительных органов 4
1.2. Функции правоохранительных органов 8
1.3. Основные направления деятельности 12
Заключение 15
Список и литературы 16

Работа содержит 1 файл

Ready_Правоохранительные органы основные положения.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

     Отправление правосудия имеет приоритетное значение среди других функций. Оно состоит  в том, что суды при отправлении  правосудия являются единственными  в государстве органами, которые по всем вопросам, отнесенным к их подведомственности или подсудности, после соответствующих процедур обжалования принимают окончательное решение. Такое высокое и независимое положение судов, которое теперь, по общему правилу, не является пустой декларацией, дало повод для предложений не относить суды к правоохранительным органам. Сторонники такого подхода упускают из вида, по крайней мере, два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных не означает ни лишения его независимости, ни подчинения другим правоохранительным органам. К примеру, отнесение органов юстиции к правоохранительным органам не должно вести и не ведет к их зависимости от органов внутренних дел и прокуратуры. Во-вторых, исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной прав. Это уже совсем лишено логики и прямо противоречит Конституции РФ. Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, которая в значительно большей мере, чем другие ветви государственной власти, должна и может охранять право. Принадлежность судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на страже права. И данное обстоятельство никто не оспаривает.4

     В то же время нельзя отрицать, что  суды, как органы одной из ветвей власти занимают среди правоохранительных органов особое место. Поэтому вряд ли было верно включать председателей судов в число членов комитетов по усилению борьбы с преступностью, которые были созданы в 1989г., по решению Верховного совета СССР в районах, городах, областях (краях), республиках и СССР в целом. Сомнительно также оставление открытым по существу того же вопроса в ст. 8 Федерального закона РФ “О прокуратуре Российской Федерации” (председатель суда входит в состав координационного совещания при прокуратуре). По нашему мнению, председатель суда (от районного до Верховного) может приглашаться на координационные совещания при прокуроре только в качестве наблюдателя. Решения этого совещания при прокуроре не могут быть обязательны для суда не только по отдельным делам или по отдельным категориям дел, но и по более общим вопросам правовой политики. Для него во всех случаях обязательны только указания закона, который применяется в результате судебного разбирательства.

     Каждой  функции соответствуют наиболее целесообразные, выработанные опытом и закрепленные в законе средства и процедуры реализации, которые предоставляются - в зависимости от содержания функции - тем или иным правоохранительным органам. Исходя именно из этих положений, была построена правоохранительная система в дореволюционной России; в период тоталитарного режима от нее допускались серьезные, ведущие к произволу отступления. В то время в МВД были сосредоточены: оперативно-розыскная, дознавательная и следственная функции, в значительной степени - судебная (“особое совещание”, “тройки”, “двойки”) и исполнение уголовных наказаний.

     В настоящее время уже проведены  и разрабатываются меры по разукрупнению  ведомств по обеспечению общественного  порядка (МВД РФ) и безопасности (бывшее КГБ). Подразделения и службы по обеспечению  безопасности уже рассредоточены в  ряде ведомств. В настоящее время (по данным Министерства юстиции РФ) в стадии интенсивной разработки находится вопрос о передаче мест заключения и исполнения наказаний из МВД РФ в Минюст РФ.

     Следственный  аппарат в настоящее время  функционирует в рамках четырех ведомств - прокуратуры, органов МВД, ФСБ, ФСНП. При наличии необходимых финансовых, кадровых и других средств обеспечения, видимо, будет предпринята проработка вопроса о сосредоточении следственного аппарата в рамках.

1.3. Основные направления  деятельности

     От  функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Эти категории находятся  в разных плоскостях и взаимно  дополняют общую характеристику организации и деятельности правоохранительных органов. Если функции связаны с задачами, которые решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики государства.5

     Прежде  чем рассмотреть эти основные направления, необходимо уяснить, участвуют ли правоохранительные органы в политике, и если участвуют, в чем это участие заключается. Данный вопрос возникает в связи с тем, что в последние годы много говорится о деполитизации правоохранительных органов. Во времена тоталитарного режима правоохранительные органы рассматривались в качестве проводника политики коммунистической партии. В связи с ликвидацией однопартийной монополии и утверждением в обществе многопартийности стало очевидно, что правоохранительные органы не могут находится под влиянием какой-то одной или даже нескольких партий. В последнем случае они просто потеряли бы способность выполнять возложенные на них функции и превратились в арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов. Поэтому единственно верным выходом оказалась деполитизация правоохранительных органов – они должны служить государству, которое провозглашено всенародно утвержденной Конституцией Российской Федерации, и следовательно, руководствоваться в своей деятельности его правовой политикой как частью социальной политики.

     Исходя  из сказанного следует, что правоохранительные органы должны находится вне политики различных партий и остальных  политических групп. Но это вовсе  не означает, что они не должны принимать участие в осуществлении правовой политики государства, которая в настоящее время определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими законами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращения преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) путем:      

  • принятия новых федеральных законов, других законов и иных правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений;    
  • совершенствования системы и деятельности правоохранительных органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции;     
  • установления принципиальных, исходных положений устройства, организации и деятельности правоохранительных органов, направленных на сокращение преступности и всех правонарушений;    
  • взаимодействия правоохранительных органов при выполнении возложенных на них функций;    
  • определения новых юридических и научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;     
  • возложения обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные органы, государственные, общественные и частные организации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности;   
  • развития финансовой и иной материально-технической базы для деятельности правоохранительных органов при противодействии преступности и всем правонарушениям.

     Таковы  основные направления организации  и деятельности  правоохранительных органов, которые детализируются в  различных системах правовой политики государства (гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой, процессуальной и др.) в переходный от тоталитаризма к демократии период, к сожалению, воспринятый многими гражданами как обретение неограниченной свободы действий, включая игнорирование законов, определяющих рамки законопослушного поведения.

 

Заключение

     Завершая  работу, необходимо подвести итоги, сделать  основные выводы. В Российской Федерации  существует большая и развитая система  правоохранительных органов. Их структура  четко определена и регламентирована.

     Различные органы и структуры могут регулировать социально-правовую деятельность практически во всех сферах жизни общества, но, к сожалению, на практике не всегда так четко выполняются функции правоохранительных органов. И связано это, скорее всего с беспределом и равнодушием чиновников, а не с плохим разграничением функций и полномочий правоохранительных органов Российской федерации.  

      

 

Список и  литературы

 
  1. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: Учеб. –  М.: Зерцало, 2001. – 260с.
  2. Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. – М.: Спарк, 2001. – 314с.
  3. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право: Учеб. – М.: Норма-Инфра, 1998. – 210с.
  4. Антонов В.В. Справочник по арбитражному процессу. – Новосибирск: ЮКЭА, 1997. – 152с.
  5. Тонков Е.П. Кнайкин В.С. Правоохранительные органы Российской федерации: Учеб. Пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 224с.

Информация о работе Правоохранительные органы РФ - основные положения