Правительство РФ в системе органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 07:19, контрольная работа

Описание работы

Одной из основных функций Правительства является функция исполнения федеральный законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.

Работа содержит 1 файл

готовая к.раб по конституции.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Акты Правительства подписываются его Председателем, вступают в силу и публикуются в порядке, установленном на основе требований Конституции (ч. 3 ст. 15) и федерального законодательства. Так, федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" предусмотрено, что постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания.

Предусмотрено, что официальным опубликованием актов Правительства считается публикация их текстов в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". Официальными являются также тексты актов Правительства, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

Обеспечение исполнения постановлений и распоряжений Правительства Закон "О Правительстве Российской Федерации" возложил на Правительство в целом, а также персонально на его заместителей и федеральных министров (ст. 25 и 26); эти вопросы систематически рассматриваются на заседаниях Правительства.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению всей системой исполнительных органов государственной власти, а также иными государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, иными хозяйствующими субъектами, учреждениями, организациями (независимо от форм собственности). Эта обязательность актов Правительства проистекает из принципов, лежащих в основе деятельности России как демократического федеративного правового государства.

Требование обязательности актов федерального Правительства, как и принцип обязательности для исполнения на территории Российской Федерации указов Президента, объективно следует из положений, на которых основано федеративное устройство России, - о государственной и территориальной целостности Российской Федерации, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и ее субъектами и др. Конституция возлагает на Президента и Правительство обязанность обеспечивать осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78).

Правительство организует исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, а также обеспечивает исполнение собственных постановлений и распоряжений, принимает меры по устранению нарушений законодательства.[6] На обязательность исполнения актов Правительства направлены правила их опубликования и вступления в силу на территории России. Исполнение поручений, содержащихся в актах Правительства, протоколах заседаний Правительства (Президиума Правительства), а также поручений Председателя Правительства и его заместителей организуется руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, которым адресованы поручения. В поручениях, как правило, устанавливается конкретный срок (календарная дата) их исполнения, а если срок исполнения поручения превышает 1 месяц, то и сроки представления докладов о ходе его исполнения.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством, образуется Аппарат Правительства РФ, который действует в соответствии с Положением об Аппарате Правительства Российской Федерации, утверждённый постановлением Правительства от 18 июня 1998 г. N 604.[7]

Полномочие Президента РФ по отмене актов Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента проистекает из статуса Президента как главы Российского государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. По запросам Президента и других, указанных в Конституции должностных лиц и государственных органов, вопросы конституционности нормативных актов Правительства разрешаются Конституционным Судом. При этом акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу (п. "а" ч. 2, ч. 6 ст. 125 Конституции).

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации. В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение Конституционного Суда, разрешающего споры о компетенции на основе ч. 3 ст. 125 Конституции, либо судов общей юрисдикции и арбитражных судов в соответствии с их полномочиями.

 

 


Заключение

 

Правительство РФ, фактически являясь высшим органом исполнительной власти в государстве, призвано обеспечивать слаженное функционирование всех структурных единиц системы исполнительной власти.

Важнейшая роль Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации заключается в организации исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров РФ, осуществлении систематического контроля за из их исполнением федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятии мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Иными словами Правительство Российской Федерации в частности и исполнительная власть в целом обеспечивают соблюдение режима законности в государстве.

На Правительство Российской Федерации возложено также тяжелое бремя решения насущных проблем государства: планирование бюджета, вопросы, связанные со сбором налогов, выплата заработной платы, пособий и пенсий и многие другие жизненно важные для страны вопросы. От того, насколько эффективны действия правительства по решению этих проблем, зависит благополучие населения.

Подводя итоги сказанного, можно теперь по настоящему оценить роль и место Правительства РФ, как высшего органа исполнительной власти в осуществлении государственной власти в Российской Федерации. Естественно с принятием Конституции РФ 1993 года статус Правительства существенно вырос, по сравнению каким он раньше был. Однако в настоящей Конституции РФ находят свое место и положения, которые ущемляют статус Правительства, делая его на практике только в части высшим органом исполнительной власти. По существу руководство Правительством РФ и соответственно исполнительной властью осуществляется Президентом РФ, поскольку сам Президент РФ представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ, а также оказывает влияние на подбор кандидатур других членом Правительства. Все это делает Правительство чисто «президентским». В связи с чем положение Конституции РФ о том, что Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным собранием и судами, ставится под сомнение.

 


Список используемой литературы

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.                                                                                                                                        2.Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.

3.Федеральный Закон «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

4.Указ Президента «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008 г. № 724 // Собрание законодательства РФ.2008.№ 20. Ст. 2290.Положение об Аппарате Правительства РФ. Утв. постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 27. Ст. 3177.

5. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2000 г. № 760 «О регламенте Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3872

6. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М. 1998.

7. Бахрах Д.Н. Административное право. М. 1997.

8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юрист, 2005.

9. Кутафин Е. Ф. Государственное право РФ. М. 1996.

10.Терешенко. Л.К. Взаимоотношения Правительства РФ с федеральными органами власти // Юридический мир. 2002. №6.                                                                11.Пронин В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1998. N 2.                                                                                             12. Котелевская И. В. Закон и ведомственный акт // Журнал российского права. 2000. № 10. С. 33-38.                                                                                                        13.Костенков М. В. Правовые акты органов исполнительной власти, их разработка и принятие. М.: Щит-М, 2000                                                    14.Дмитриев Ю. А., Измайлова Ф. Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. № 4. С. 88-96.

 

 

                                                                                               

20

 

 



[1] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.

[2] Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

[1] Пронин В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1998. N 2. С. 25.

[2] Котелевская И. В. Закон и ведомственный акт // Журнал российского права. 2000. № 10. С. 33-38.

[3] Костенков М. В. Правовые акты органов исполнительной власти, их разработка и принятие. М., 2000. С. 140-143.

[4] Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3872.

[5] См. Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.

 

[6] Дмитриев Ю. А., Измайлова Ф. Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. № 4. С. 88-96.

[7] Собрание законодательства РФ. 1998. № 27. Ст. 3176; 2000. № 41. Ст. 4091.


Информация о работе Правительство РФ в системе органов исполнительной власти