Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:07, курсовая работа
Для решительного наступления на преступность, результатом которого должны быть ее постепенное сокращение и наличие устойчивой тенденции к ее дальнейшему снижению, необходимы комплексные меры общегосударственного масштаба, создание и реализация единой программы, в которой были бы задействованы все государственные властные структуры, общественные организации. В этой связи новый Уголовный кодекс Российской Федерации, являющийся законодательной базой для уголовно-правовой борьбы с преступностью должен сыграть важную роль в решении задач реального сокращения преступности.
Введение.................................................................................................... 3
ГЛАВА 1.
1.1 Понятие уголовного права.......................................................... 4
1.2 Предмет и метод уголовного права как отрасли права..... 5
1.3 Функции и задачи уголовного законодательства РФ.................................. 7
Глава 2.принципы уголовного права
2.1 Понятие принципа права.............................................................. 10
2.2 Система принципов уголовного законодательства РФ.................................. 12
2.3 Принцип законности...................................................................... 14
2.4 Принцип равенства граждан перед законом и судом.... 15
2.5 Принцип вины..................................................................................... 17
2.6 Принцип справедливости............................................................ 18
2.7 Принцип гуманизма........................................................................ 20
Глава 3.Уголовный закон
3.1 Понятие уголовного закона, его значение........................ 23
3.2 Структура уголовного закона................................................. 28
Заключение............................................................................................ 33
Список литературы.......................................................................... 35
Т.о. справедливость является юридической и нравственной категорией. С юридической точки зрения справедливость юридической ответственности проявляется в ряде формальных требований, в частности, вид и мера наказания зависят от тяжести преступления, за одно преступление возможно лишь одно наказание, ответственность несет тот, кто совершил преступление, закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее обратной силы не имеет. В качестве этической, нравственной категории справедливость наказания оценивается общественностью, знакомой с обстоятельствами дела и с приговором, а также самим осужденным, его родными и близкими. Этот аспект имеет немаловажное значение, прежде всего - с точки зрения поддержания авторитета закона и судебного приговора. Несправедливое наказание - слишком мягкое или, напротив, слишком суровое, - вызывает негодование граждан или сочувствие к преступнику; оно не может оказать необходимого исправительного и воспитательного воздействия на осужденного и способствовать предупреждению преступлений со стороны других лиц.
2.7 Принцип гуманизма.
Гуманизм представляет собой нравственную позицию, выражающую признание ценности человека как личности, уважение его достоинства, стремление к благу человека как цели общественного прогресса. Уголовно-правовое содержание этого принципа специфично и предполагает его конкретизацию в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектах. Во-первых, проявление гуманизма в отношении к человеку как важнейшему объекту уголовно-правовой охраны личности (ч. 1 ст.7) и, во-вторых, специфическое проявление гуманизма по отношению к преступнику (ч. 2 ст. 7 УК).
Положение об обеспечении
уголовным законодательством
В ч. 2 ст. 7 УК закрепляется
гуманность наказания преступника
и применения к нему иных мер уголовно-правового
характера. Эта сторона гуманизма
проявляется в отрицании
Правило, закрепленное в ч.2 ст.7 УК РФ получило конкретизацию в ряде статей части Особенной: в ст.110 - Доведение до самоубийства, в ст.302 - Принуждение к даче показаний. По сравнению с аналогичной статьей 179 УК РСФСР статья 302 содержит более развернутый, можно сказать, исчерпывающий перечень жертв принуждения (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель, эксперт) и способов применения - угрозы, шантаж, иные незаконные действия (п.1) и указанные в п.2 - насилие, издевательства или пытки. Подобная конкретизация в определенной мере соответствует нормам международных документов, начиная со Всеобщей декларации прав человека (ст.5), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст.7), Международной конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу 26 июня 1987 г., а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст.3). Однако при сопоставлении формулировок УК РФ и названных международных документов очевидным становится более широкое понятие пытки, которое содержат последние. Это - любые действия, которыми умышленно причиняются боль или страдания, физические или нравственные (психологические, умственные). Данное обстоятельство важно отметить, поскольку Европейская комиссия и Европейский суд до правам человека, оценивая эти запреты как гарантию неотъемлемого права человека на уважение его достоинства, под унижающим достоинство обращением или наказанием понимают "плохое обращение такого рода, которое направлено на то, чтобы вызвать у жертвы чувство страха, подавленности и неполноценности, оскорбить, унизить или сломить ее физическое или моральное сопротивление". По определению Суда для констатации нарушения ст.3 Европейской конвенции достаточно выявления минимального уровня жестокости, например унижающее достоинство обращение в присутствии третьих лиц, в приватной обстановке. Суд также считает бесчеловечной и такую форму обращения, как словесные оскорбления, презрение, угрозы применения пыток и др. Для усиления защиты от пыток и бесчеловечного обращения в Совете Европы была принята Европейская конвенция о запрете пыток и бесчеловечного или жестокого обращения или наказания, которая вступила в силу в 1989 году. Она предусматривает создание Комиссии независимых экспертов, наделенных полномочием периодически посещать любые учреждения (тюрьмы, полицию, психиатрические лечебницы и т.д.) с целью контроля положения дел в государствах - членах Совета Европы. По итогам проверок составляются и публикуются доклады. Наряду с новеллами УК РФ это потребует от России внесения серьезных изменений в Исправительно-трудовой кодекс, в УПК и ряд других законов с тем, чтобы добиться соблюдения прав человека и законности в этой области.
В контексте международных стандартов вопрос о гуманном отношении к преступнику, прежде всего, касается защиты права на жизнь и проблем применения смертной казни. При вступлении в Совет Европы 28 февраля 1996 года Российская Федерация взяла обязательство не позднее 28 февраля 1999 года ратифицировать Протокол N 6 от 28 апреля 1983 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года[18].В соответствии со ст.1 данного протокола смертная казнь отменяется, никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен. Исключение допускается только за действия, совершенные во время войны или при наличии неизбежной угрозы войны и только в установленных законом случаях (ст.2). Ратифицировав этот Протокол, Россия обязана будет изъять из Уголовного кодекса составы преступлений, караемых смертной казнью. Как указано в ст.ст.3 и 4 Протокола, отступление и оговорки в отношении его положений не допускаются. Проект федерального закона о ратификации Протокола №6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Относительно отмены смертной казни) был внесен Президентом РФ в августе 1999 года[19]. Однако он до сих пор не ратифицирован, поскольку значительная часть депутатского корпуса выступает против немедленной отмены смертной казни [20]. Вместе с тем суды в настоящее время не могут назначать наказание в виде смертной казни, поскольку отсутствует федеральный закон, обеспечивающий на всей территории Российской Федерации рассмотрение соответствующих дел с участием присяжных заседателей[21].
В настоящее время
из 38 государств-членов (без России)
12 сохранили в своем
С точки зрения соответствия
Международным стандартам по правам
человека необходимо отметить также, что
принцип гуманизма получил
Одновременно в УК
впервые вводится норма-принцип, в
соответствии с которой в случае
смягчения наказания новым
Т.о принцип гуманизма вытекает из основ конституционного строя России, в которых провозглашается приоритет человеческой личности. Как гласит ст. 2 Конституции РФ, "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Издание и применение уголовного законодательства - одна из форм осуществления этой обязанности. Принцип гуманизма в уголовном праве реализуется прежде всего путем защиты человека, его прав и законных интересов, иначе говоря - его безопасности от преступных посягательств. Однако характеризуя гуманизм как уголовно-правовой принцип, необходимо подчеркнуть, что в нем есть и другой аспект. Уголовный закон имеет дело не только с жертвой преступления, но и с преступником, который также обладает гражданскими правами и обязанностями, является человеческой личностью и защищается законом. Т.е. «гуманизм уголовной юстиции противоречив: охраняя личность и права потерпевших, интересы общества, уголовная юстиция вместе с тем должна проявлять гуманность и по отношению к лицу, нарушившему их интересы»[22].
ГЛАВА III.
3.1 Понятие уголовного закона, его значение.
Реальное действие уголовно-правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, закреплением в нормативно-правовом акте (нормативно-правовых актах), образующих источник (источники) уголовного права как отрасли права. Единственным источником уголовного права как отрасли права в Российской Федерации является закон. В отличие от других отраслей права (трудового, административного), источниками которых наряду с законом могут быть постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты органов государственной власти, уголовно-правовые нормы должны быть выражены только в форме законодательного акта, принятого на федеральном уровне (п. «о» ст. 71 Конституции РФ). Никакие другие акты органов государства не могут содержать норм уголовно-правового характера. Это объясняется повышенной опасностью преступление по сравнению с другими видами правонарушений, а также более серьезными правовыми последствиями наказания за их совершение по сравнению с другими видами ответственности (дисциплинарной, административной, гражданско-правовой). Отсюда следует, что в качестве источников уголовного права не могут признаваться ни обычаи, ни судебный прецедент, ни постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации. Последние содержат разъяснения по вопросам судебной практики, раскрывают сущность и смысл уголовно-правовых норм, содержащихся в уголовном законе. Толкование при всей своей значимости не может «творить» новые нормы, а интерпретатор заменить законодателя. Однако в актах официального толкования могут содержаться предписания общего характера. В науке предложено решение указанного противоречия: предписания общего характера, содержащиеся в актах официального толкования, надо считать не нормами права, а правоположениями, которые имеют юридическое значение.
Правовые нормы, устанавливающие преступность и наказуемость деяния подвергнуты отраслевой кодификации и изложены в Уголовном Кодексе Российской Федерации, принятом Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24 мая 1996 года и вступившем в силу 1 января 1997 года. Статья 1 УК РФ 1996 г. гласит: "Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс".
УК РФ не содержит легальной дефиниции понятия уголовный закон, однако исходя из установлений Конституции РФ, из содержания уголовного законодательства, можно сформулировать следующее определение:
Уголовный закон - это
нормативно-правовой акт, принимаемый
(изменяемый, отменяемый) высшим законодательным
органом государственной
Данная дефиниция относится, прежде всего, к Уголовному кодексу РФ, в котором регламентированы все вопросы уголовного права. Т.е. в данном случае понятие уголовный закон употребляется в широком смысле слова. Отдельные уголовные законы, понимаемые в узком смысле, включают одну или несколько норм уголовно-правового характера. Они действуют самостоятельно до включения в УК РФ, а затем применяются наравне с другими содержащимися в нем нормами. При этом ссылка делается обычно только на определенную статью Уголовного кодекса.
Юридическим основанием российского уголовного законодательства является Конституция (Основной закон) РФ 1993г. и нормы международного права. В части 2 статьи 1 УК РФ говорится: «Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права». Согласно ч.1 ст.15 Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы (в том числе уголовные) и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Т.о., в случае противоречия норм Уголовного кодекса нормам Конституции применяются нормы, закрепленные в Основном Законе. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» подчеркивается: «Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридическое силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации».[23] В соответствии с указанным постановлением суд, разрешая дело (в том числе и уголовное), применяет непосредственно нормы Конституции, в частности в том случае, когда он придет к убеждению, что федеральный закон (например, нормы УК) находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона.