Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа
Цель данной работы является рассмотреть понятие уголовного права.
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:
- рассмотреть социальная обусловленность уголовного права в Казахстане;
Преступление - это один из видов правонарушений. Преступление отличается от
иных правонарушений (административных, гражданско-правовых и других) тем, что
оно определяется уголовным законом и обладает признаками уголовно-правовой
противоправности, за его совершение следует уголовная ответственность,
применение уголовно-правовых мер. Иные правонарушения предусматриваются
другими законами: административными, гражданскими и другими - и за их
совершение наступает административная, гражданско-правовая и другая
ответственность с применением к правонарушителям административных,
гражданско-правовых и иных мер.
В основе формального различия преступлений и иных правонарушений лежит
главный отличительный признак - степень общественной опасности деяния. Все
правонарушения потому и признаются правонарушениями, что они посягают на
общественные отношения, блага, охраняемые законом, причиняют им вред и в
силу этого рассматриваются как правонарушения. Но общественная опасность,
вредность правонарушений не одинакова. Преступление обладает наиболее
высокой степенью вредности, общественной опасности (по сравнению с иными
правонарушениями), которая служит критерием отнесения деяния к числу
преступных.
Показателем повышенной общественной опасности, тяжести при совершении
преступления является то, что таким деянием наносится не всякий вред, а вред
существенный, причиняемый личности, обществу или государству.
Повышенная степень общественной опасности преступления, в отличие от других
правонарушений, обусловливается тем, что в качестве его объекта выступают
более важные, ценные общественные отношения, и преступлением причиняется
больший вред. Например, признаком, определяющим повышенную общественную
опасность нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта,
является причинение вреда личности гражданина. Отсутствие таких признаков
свидетельствует о пониженной степени тяжести нарушения указанных правил и
служит основанием отнесения таких случаев к числу административных
правонарушений.
уголовного
права;
2.8. Важнейшим
звеном правовой политики государства является
уголовная политика, совершенствование
которой осуществляется путем комплексной,
взаимосвязанной коррекции уголовного,
уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного
права, а также правоприменения.
Оценивая современное состояние уголовного
права, можно констатировать, что в целом
обеспечено его поступательное развитие.
Действующий Уголовный кодекс - достаточно
эффективный инструмент борьбы с преступностью
и уголовно-правовой защиты прав и свобод
человека, интересов государства и общества.
Дальнейшее развитие уголовного права,
как и прежде, должно осуществляться с
учетом двухвекторности уголовной политики.
Гуманизация должна касаться главным
образом лиц, впервые совершивших преступления
небольшой и средней тяжести, а также социально
уязвимых групп населения - беременных
и одиноких женщин, имеющих на иждивении
несовершеннолетних детей, несовершеннолетних,
людей преклонного возраста. Вместе с
тем, необходимо и впредь проводить жесткую
уголовную политику в отношении лиц, виновных
в совершении тяжких и особо тяжких преступлений,
скрывающихся от уголовного преследования,
а также при рецидиве преступлений.
Важнейшим направлением развития уголовного
права является определение возможностей
поэтапного сокращения сферы применения
уголовной репрессии путем расширения
условий освобождения от уголовного наказания,
прежде всего по отношению к лицам, не
представляющим большой общественной
опасности (несовершеннолетним, лицам,
совершившим неосторожные преступления,
к иным лицам - при наличии смягчающих
обстоятельств).
Важным также является приведение уголовного
закона в соответствие с международными
договорами, ратифицированными Казахстаном.
Речь, в частности, идет не только о декриминализации,
но и об обратном процессе - о криминализации
определенных видов правонарушений, а
также о введении уголовной ответственности
юридических лиц за некоторые категории
преступлений, в том числе за экологические,
экономические и коррупционные преступления.
Таким образом, уголовная политика государства
должна быть направлена на:
дальнейшую декриминализацию правонарушений,
не представляющих большой общественной
опасности, с переводом их в категорию
административных правонарушений и усилением
административной ответственности за
их совершение, а также переоценку степени
тяжести отдельных преступлений путем
смягчения наказаний (депенализация);
усиление уголовной ответственности за
преступления, посягающие на несовершеннолетних,
их права и законные интересы, за преступления,
совершенные в составе организованной
преступной группы или преступного сообщества,
при рецидиве преступлений;
расширение сферы применения уголовных
наказаний, не связанных с лишением свободы,
в том числе исключение из отдельных санкций
наказаний в виде лишения свободы либо
снижение максимальных сроков лишения
свободы;
определение штрафа как одного из эффективных
видов уголовных наказаний и возможности
расширения его применения;
установление соразмерности наказаний
в санкциях статей Уголовного кодекса,
отнесенных к одной категории тяжести,
и соответствия их принципу справедливости
наказания;
внедрение альтернативных уголовному
наказанию мер государственного принуждения;
продолжение курса на постепенное сужение
сферы применения смертной казни;
совершенствование институтов освобождения
от уголовной ответственности, отбывания
наказания, условно-досрочного освобождения
от отбывания наказания.
Дальнейшее совершенствование уголовного
права связано с повышением качества законов
- закон, ограничивающий конституционные
права и свободы, должен соответствовать
требованиям юридической точности и предсказуемости
последствий, то есть его нормы должны
быть сформулированы с достаточной степенью
четкости и основаны на понятных критериях,
позволяющих со всей определенностью
отличать правомерное поведение от противоправного,
исключая возможность произвольной интерпретации
положений закона.
Проблема уголовного
наказания является одной из наиболее
сложных и многогранных в уголовно – правовой
науке. В настоящее время ее значение и
актуальность определяется тем, что уголовное
право реализует себя, прежде всего, угрозой
и применением наказания.
Наказание в уголовном праве – явление
социально-правовое. Социальное назначение
наказания состоит в том, что оно на протяжении
многих лет рассматривается как одно из
средств борьбы с преступностью, специфический
и весьма жесткий регулятор поведения
людей, вступающих в конфликт с уголовным
законом. На различных этапах развития
человеческой цивилизации государство
с помощью уголовного наказания пытается
решить по сути одно и ту же задачу – защитить
общество от преступных посягательств
на наиболее важные социальные ценности,
охраняемые уголовным законом.
Теоретическая значимость данной темы
объясняется тем, что наказание является
центральным институтом уголовного права.
В нем наиболее полно и наглядно проявляются
содержание и направление уголовной политики
государства, значение отдельных институтов
уголовного права. Оно является наиболее
эффективным уголовно правовым средством
борьбы с преступностью, поскольку именно
оно прерывает антиобщественную деятельность
лиц, совершающих преступление.
В уголовном праве Республики Казахстан главной формой реализации уголовной ответственности и одной из мер предупреждения общеуголовной преступности является наказание. Как отмечает автор учебного пособия «Наказание» профессор С.М. Рахметов «наказание является важным инструментом в руках государства для охраны важнейших объектов: личности, его прав, свобод и законных интересов, собственности, прав и законных интересов организаций, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя и территориальной целостности нашей страны, охраняемых законом интересов общества и государства, мира и безопасности человечества от преступных посягательств». Таким образом, наказание представляет собой «меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда», может «применяться к лицу, признанному виновным в совершении преступления» и заключается в предусмотренном УК РК лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ст. 38).
В порядке сравнения отметим, что наука уголовного права США определяет наказание как любого рода муку, кару, страдания и ограничения, налагаемые на лицо в соответствии с нормами права и по приговору суда за совершенное им преступление или уголовное правонарушение либо за неисполнение обязанности, предусмотренной правовой нормой. Условно выделяют следующие основные признаки наказания по американскому уголовному праву:
1) наказание – это лишение (зло, мука);
2) является принудительным;
3)
налагается от имени
4) предполагает наличие правил и их нарушение, а также более или менее нормальное установление в судебном решении этого факта;
5)
налагается на правонарушителя,
6)
размер и тип наказания
В современной английской юридической литературе наказание обычно определяется как «властное причинение страдания лицу за совершенное им преступление». В Англии распространены следующие теории наказания:
1) наказания как возмездие за причиненное зло;
2) наказания как устрашение;
3)
наказания как средства
Особенностью английского уголовного права в учении о наказании является комбинация всех трех названных теорий. Провозглашается триединая цель наказания – возмездие, устрашение и исправление [1].
Наказание по германскому уголовному праву представляет собой искупление вины, воздаяние, которое должно быть произведено преступником – расплата за совершенное нарушение закона. Посредством наказания могут преследоваться и рациональные цели, прежде всего предупреждение последствий уголовных деяний. Эта цель достижима:
а) путем внушения страха преступникам (негативная специальная превенция);
б) путем воспитания преступника с целью его ресоциализации (позитивная превенция);
в) путем внушения страха неизвестному третьему лицу (общая превенция).
В
целом, Уголовный кодекс Германии рассматривает
наказание (Strafen) и меры исправления
и безопасности (Massnamen) в качестве
правовых последствий преступного
деяния. Вопросы наказания
В качестве обязательного свойства наказания в уголовном праве РК выделяют кару – принудительную, насильственную сторону наказания, заключающую в предусмотренном УК РК лишении или ограничении прав и свобод лица. Именно кара является выражением степени тяжести и наказания и не рассматривается в нашем уголовном законе в качестве цели наказания, тогда как некоторые исследователи склонны относить кару к цели наказания. К примеру, Н.Беляев под карой, как целью наказания, понимает «причинение правонарушителю страданий и лишений в качестве возмездия за совершенное преступление»[2].
Лицу, признанному виновным в совершении преступления геноцида, судом Республики Казахстан должно назначаться справедливое наказание в пределах, установленных соответствующей статьей главы 4 УК РК, и с учетом положений Общей части УК РК. При этом по смыслу ч. 2 ст. 52 УК РК. Более строгое наказание, чем предусмотрено соответствующими статьями Главы 4 УК РК, за совершенное преступления геноцида может быть назначено по совокупности преступлений или по совокупности приговоров в соответствии со статьями 58 и 60. В целом, при назначении наказания должны учитываться характер и степень общественной опасности преступления геноцида личность виновного, в том числе его поведение до и после совершения такого преступления, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (ст. 53 и 54 УК РК соответственно) и наказание, а также влияние назначенного наказания и исправление осужденного и на условия жизни его семьи или лиц, находящихся на его иждивении.
Основаниями
для назначения менее строго наказания,
чем предусмотрено