Понятие уголовного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является рассмотреть понятие уголовного права.
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:
- рассмотреть социальная обусловленность уголовного права в Казахстане;

Работа содержит 1 файл

уголовное право.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Преступление - это один из видов правонарушений. Преступление отличается от

иных правонарушений (административных, гражданско-правовых и других) тем, что

оно определяется уголовным законом и обладает признаками уголовно-правовой

противоправности, за его совершение следует уголовная ответственность,

применение уголовно-правовых мер. Иные правонарушения предусматриваются

другими законами: административными, гражданскими и  другими - и за их

совершение наступает  административная, гражданско-правовая и другая

ответственность с применением к правонарушителям административных,

гражданско-правовых и иных мер.

В основе формального  различия преступлений и иных правонарушений лежит

главный отличительный  признак - степень общественной опасности деяния. Все

правонарушения  потому и признаются правонарушениями, что они посягают на

общественные отношения, блага, охраняемые законом, причиняют им вред и в

силу этого рассматриваются  как правонарушения. Но общественная опасность,

вредность правонарушений не одинакова. Преступление обладает наиболее

высокой степенью вредности, общественной опасности (по сравнению с иными

правонарушениями), которая служит критерием отнесения деяния к числу

преступных.

Показателем повышенной общественной опасности, тяжести при  совершении

преступления является то, что таким деянием наносится не всякий вред, а вред

существенный, причиняемый  личности, обществу или государству.

Повышенная степень  общественной опасности преступления, в отличие от других

правонарушений, обусловливается  тем, что в качестве его объекта выступают

более важные, ценные общественные отношения, и преступлением причиняется

больший вред. Например, признаком, определяющим повышенную общественную

опасность нарушения  правил безопасности движения и эксплуатации транспорта,

является причинение вреда личности гражданина. Отсутствие таких признаков

свидетельствует о пониженной степени тяжести нарушения указанных правил и

служит основанием отнесения таких случаев к  числу административных

правонарушений.

уголовного права; 
 
 
 
 

2.8. Важнейшим звеном правовой политики государства является уголовная политика, совершенствование которой осуществляется путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, а также правоприменения.  
Оценивая современное состояние уголовного права, можно констатировать, что в целом обеспечено его поступательное развитие. Действующий Уголовный кодекс - достаточно эффективный инструмент борьбы с преступностью и уголовно-правовой защиты прав и свобод человека, интересов государства и общества.  
Дальнейшее развитие уголовного права, как и прежде, должно осуществляться с учетом двухвекторности уголовной политики. Гуманизация должна касаться главным образом лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также социально уязвимых групп населения - беременных и одиноких женщин, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, несовершеннолетних, людей преклонного возраста. Вместе с тем, необходимо и впредь проводить жесткую уголовную политику в отношении лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, скрывающихся от уголовного преследования, а также при рецидиве преступлений.  
Важнейшим направлением развития уголовного права является определение возможностей поэтапного сокращения сферы применения уголовной репрессии путем расширения условий освобождения от уголовного наказания, прежде всего по отношению к лицам, не представляющим большой общественной опасности (несовершеннолетним, лицам, совершившим неосторожные преступления, к иным лицам - при наличии смягчающих обстоятельств).  
Важным также является приведение уголовного закона в соответствие с международными договорами, ратифицированными Казахстаном. Речь, в частности, идет не только о декриминализации, но и об обратном процессе - о криминализации определенных видов правонарушений, а также о введении уголовной ответственности юридических лиц за некоторые категории преступлений, в том числе за экологические, экономические и коррупционные преступления.  
Таким образом, уголовная политика государства должна быть направлена на:  
дальнейшую декриминализацию правонарушений, не представляющих большой общественной опасности, с переводом их в категорию административных правонарушений и усилением административной ответственности за их совершение, а также переоценку степени тяжести отдельных преступлений путем смягчения наказаний (депенализация);  
усиление уголовной ответственности за преступления, посягающие на несовершеннолетних, их права и законные интересы, за преступления, совершенные в составе организованной преступной группы или преступного сообщества, при рецидиве преступлений;  
расширение сферы применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, в том числе исключение из отдельных санкций наказаний в виде лишения свободы либо снижение максимальных сроков лишения свободы;  
определение штрафа как одного из эффективных видов уголовных наказаний и возможности расширения его применения;  
установление соразмерности наказаний в санкциях статей Уголовного кодекса, отнесенных к одной категории тяжести, и соответствия их принципу справедливости наказания;  
внедрение альтернативных уголовному наказанию мер государственного принуждения;  
продолжение курса на постепенное сужение сферы применения смертной казни;  
совершенствование институтов освобождения от уголовной ответственности, отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.  
Дальнейшее совершенствование уголовного права связано с повышением качества законов - закон, ограничивающий конституционные права и свободы, должен соответствовать требованиям юридической точности и предсказуемости последствий, то есть его нормы должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных критериях, позволяющих со всей определенностью отличать правомерное поведение от противоправного, исключая возможность произвольной интерпретации положений закона.
 
 
 
 
 
 
 

Проблема уголовного наказания является одной из наиболее сложных и многогранных в уголовно – правовой науке. В настоящее время ее значение и актуальность определяется тем, что уголовное право реализует себя, прежде всего, угрозой и применением наказания. 
Наказание в уголовном праве – явление социально-правовое. Социальное назначение наказания состоит в том, что оно на протяжении многих лет рассматривается как одно из средств борьбы с преступностью, специфический и весьма жесткий регулятор поведения людей, вступающих в конфликт с уголовным законом. На различных этапах развития человеческой цивилизации государство с помощью уголовного наказания пытается решить по сути одно и ту же задачу – защитить общество от преступных посягательств на наиболее важные социальные ценности, охраняемые уголовным законом.  
Теоретическая значимость данной темы объясняется тем, что наказание является центральным институтом уголовного права. В нем наиболее полно и наглядно проявляются содержание и направление уголовной политики государства, значение отдельных институтов уголовного права. Оно является наиболее эффективным уголовно правовым средством борьбы с преступностью, поскольку именно оно прерывает антиобщественную деятельность лиц, совершающих преступление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     В уголовном праве Республики Казахстан  главной формой реализации уголовной  ответственности и одной из мер  предупреждения общеуголовной преступности является наказание. Как отмечает автор учебного пособия «Наказание» профессор С.М. Рахметов «наказание является важным инструментом в руках государства для охраны важнейших объектов: личности, его прав, свобод и законных интересов, собственности, прав и законных интересов организаций, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя и территориальной целостности нашей страны, охраняемых законом интересов общества и государства, мира и безопасности человечества от преступных посягательств». Таким образом, наказание представляет собой «меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда», может «применяться к лицу, признанному виновным в совершении преступления» и заключается в предусмотренном УК РК лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ст. 38).

     В порядке сравнения отметим, что  наука уголовного права США определяет наказание как любого рода муку, кару, страдания и ограничения, налагаемые на лицо в соответствии с нормами права и по приговору суда за совершенное им преступление или уголовное правонарушение либо за неисполнение обязанности, предусмотренной правовой нормой. Условно выделяют следующие основные признаки наказания по американскому уголовному праву:

     1) наказание – это лишение (зло,  мука);

     2) является принудительным;

     3) налагается от имени государства;

     4) предполагает наличие правил и их нарушение, а также более или менее нормальное установление в судебном решении этого факта;

     5) налагается на правонарушителя,  который причинил вред обществу, а это предполагает наличие  совокупности правил, с учетом  которых как вред, так и наказание являются существенными с этической точки зрения;

     6) размер и тип наказания определенным  образом зависят от причиненного  вреда, то есть они пропорциональны  серьезности вреда, а также  отягчаются или смягчаются с  учетом личности правонарушителя,  его мотивов и соблазнов.

     В современной английской юридической  литературе наказание обычно определяется как «властное причинение страдания  лицу за совершенное им преступление». В Англии распространены следующие  теории наказания:

     1) наказания как возмездие за  причиненное зло;

     2) наказания как устрашение;

     3) наказания как средства исправления  преступника.

     Особенностью  английского уголовного права в  учении о наказании является комбинация всех трех названных теорий. Провозглашается  триединая цель наказания – возмездие, устрашение и исправление [1].

     Наказание по германскому уголовному праву  представляет собой искупление вины, воздаяние, которое должно быть произведено  преступником – расплата за совершенное  нарушение закона. Посредством наказания  могут преследоваться и рациональные цели, прежде всего предупреждение последствий уголовных деяний. Эта цель достижима:

     а) путем внушения страха преступникам (негативная специальная превенция);

     б) путем воспитания преступника с  целью его ресоциализации (позитивная превенция);

     в) путем внушения страха неизвестному третьему лицу (общая превенция).

     В целом, Уголовный кодекс Германии рассматривает  наказание (Strafen) и меры исправления  и безопасности (Massnamen) в качестве правовых последствий преступного  деяния. Вопросы наказания регламентируются не только кодексом, но и другим законом Германии.

     В качестве обязательного свойства наказания  в уголовном праве РК выделяют кару – принудительную, насильственную сторону наказания, заключающую  в предусмотренном УК РК лишении  или ограничении прав и свобод лица. Именно кара является выражением степени тяжести и наказания и не рассматривается в нашем уголовном законе в качестве цели наказания, тогда как некоторые исследователи склонны относить кару к цели наказания. К примеру, Н.Беляев под карой, как целью наказания, понимает «причинение правонарушителю страданий и лишений в качестве возмездия за совершенное преступление»[2].

     Лицу, признанному виновным в совершении преступления геноцида, судом Республики Казахстан должно назначаться справедливое наказание в пределах, установленных соответствующей статьей главы 4 УК РК, и с учетом положений Общей части УК РК. При этом по смыслу ч. 2 ст. 52 УК РК. Более строгое наказание, чем предусмотрено соответствующими статьями Главы 4 УК РК, за совершенное преступления геноцида может быть назначено по совокупности преступлений или по совокупности приговоров в соответствии со статьями 58 и 60. В целом, при назначении наказания должны учитываться характер и степень общественной опасности преступления геноцида личность виновного, в том числе его поведение до и после совершения такого преступления, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (ст. 53 и 54 УК РК соответственно) и наказание, а также влияние назначенного наказания и исправление осужденного и на условия жизни его семьи или лиц, находящихся на его иждивении.

     Основаниями для назначения менее строго наказания, чем предусмотрено соответствующими статьями главы 4 УК РК засовершенное преступления геноцида, по смыслу ст. 53 УК РК. По смыслу статьи 56 УК РК, суд при назначении наказания за неоконченное преступления геноцида, должен учитывать обстоятельства, в силу которых такое преступление не было доведено до конца.Сроки и размер наказания за приготовление к преступлению не могут превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей главы 4 УК РК за оконченное преступления геноцида. При этом не могут быть назначены смертная казнь и пожизненное лишение свободы (там, где оно есть) за приготовление к преступлению геноцида и покушение на такое преступление. При назначении наказания за преступления геноцида, совершенное в соучастии, суд должен учитывать характер и степень фактического участия лица в его совершении, значение этого участия для достижения цели такого преступления, его влияние на характер и размер причиненного или возможного вреда (ущерба). Смягчающие или отягчающие ответственность и наказание обстоятельства, относятся к личности одного из соучастников, учитываются при назначении наказания только этому соучастнику (ст. 57).

Информация о работе Понятие уголовного права