Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:24, курсовая работа
Одним из важнейших вопросов в современной юридической литературе является проблема освобождения от уголовной ответственности и наказания за совершенное преступление. С давних времен к данной проблеме применялся весьма дифференцированный подход: выделялись категории лиц, которые могут быть освобождены от уголовной ответственности. Эта тема не потеряла своей актуальности до сих пор. Это связано прежде всего с развитием юридической науки и совершенствованием системы российского законодательства в связи с изменяющимися условиями политической и правовой жизни страны.
Целью курсовой работы является определение понятия, значения, основных видов и современного состояния
3. Согласно
примечанию к ст. 205 УК лицо, участвовавшее
в подготовке акта терроризма, освобождается
от уголовной ответственности, если оно
своевременным предупреждением органов
власти или иным способом способствовало
предотвращению осуществления акта терроризма
и если в действиях этого лица не содержится
иного состава преступления. Здесь могут
быть две ситуации с различной юридической
оценкой. Если действия лица, принимавшего
участие в подготовке к акту
терроризма, оказались успешными и преступление
не состоялось налицо добровольный
отказ, т.е. реабилитирующее основание
для освобождения от уголовной ответственности.
Если же террористический акт, несмотря
на все принятые меры, предотвратить не
удалось, виновный в
приготовительных действиях к нему также
подлежит освобождению от уголовной ответственности,
но уже в силу деятельного раскаяния, т.е.
по нереабилитирующему основанию.
4. Согласно примечанию к ст. 208 УК, устанавливающей ответственность за создание незаконного вооруженного формирования, участие в нем, а также за руководство таким формированием, «лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления».
Этот специальный вид освобождения от уголовной ответственности, внешне сходный с деятельным раскаянием, также существенно отличается от последнего, поскольку от виновного не требуется ни явки с повинной, ни совершения действий по раскрытию преступления, например, направленных на прекращение существования самого незаконного вооруженного формирования, ни ликвидации вреда; необходимыми условиями освобождения от ответственности является лишь добровольное прекращение участия в незаконном вооруженном формировании и сдача оружия, принадлежащего лично виновному.
5. Согласно
примечанию к ст. 210 УК лицо, добровольно
прекратившее участие в преступном сообществе
(преступной организации) или входящем
в него (нее) структурном подразделении
либо объединении организаторов, руководителей
или иных представителей организованных
групп и активно способствовавшее раскрытию
или пресечению этого преступления, освобождается
от уголовной
ответственности, если в его действиях
не содержится иного состава преступления.
Активно способствовать раскрытию преступления — значит своими действиями помогать установлению фактических обстоятельств дела и лиц, совершивших данное преступление, а также их задержанию и изобличению обвинительными доказательствами. Действия участника преступного сообщества по раскрытию или пресечению преступления в подобных случаях являются логическим продолжением решения о прекращении участия в таком сообществе. Вместе с тем освобождение от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 210 УК не реабилитирует данное лицо.
6. Согласно примечанию к ст. 275 УК, устанавливающей ответственность за государственную измену, лицо, совершившее данное преступление, а также шпионаж (ст. 276 УК) или насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК), освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Все три преступления, о которых идет речь, относятся к категории особо тяжких с формальным составом. Юридический смысл освобождения виновных в совершении указанных преступлений заключается в предотвращении дальнейшего ущерба в широком смысле данного понятия — ущерба для внешней безопасности государства и его конституционного строя.
7. Согласно
примечанию к ст. 307 УК, устанавливающей
ответственность за заведомо ложные показания,
заключения эксперта или неправильный
перевод, свидетель, эксперт или переводчик
освобождаются от уголовной ответственности,
если они в ходе дознания, предварительного
следствия
или судебного разбирательства до вынесения
приговора суда или решения суда заявили
о ложности данных им показаний, заключения
или о заведомо неправильном переводе.
В этом основании освобождения также налицо
главный признак деятельного раскаяния,
поскольку логическим продолжением заявления
участника уголовного процесса о ложности
показаний, заключения и перевода мыслится
дача правдивых показаний, правильное
заключение и правильный перевод, иначе
говоря, устранение вредных последствий,
грозивших вынесением неправосудного
приговора.
При этом нужно иметь в виду, что по общему правилу, действующему в сфере уголовного процесса, окончательная оценка доказательственной информации, в том числе свидетельских показаний и экспертных заключений, а равно других материалов судебного следствия, словом, решение вопроса, что истинно и что ложно, производится только в судебном приговоре. Поэтому освобождение свидетеля, эксперта и переводчика от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 307 УК не может быть осуществлено раньше вступления в законную силу судебного приговора по основному делу. Такое освобождение может иметь форму постановления судьи об отказе в возбуждении уголовного дела, а если дело все же было возбуждено, то оно должно быть прекращено в любой момент своего движения со ссылкой на фактические обстоятельства и их оценку, содержащиеся в судебном приговоре.
8.Согласно примечанию к ст. 337 УК военнослужащий, впервые самовольно оставивший свою часть или место службы, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств. Аналогичным образом сформулировано и примечание к ст. 338 УК, устанавливающей ответственность за дезертирство.
Типичными случаями стечения тяжелых обстоятельств обычно признаются: неприятные известия из дома, сложившиеся в подразделении неуставные отношения (дедовщина), бездушие и несправедливость командиров на фоне общих тягот армейской службы, а иногда и хроническое недоедание. С учетом перечисленных обстоятельств и причастности к их созданию других лиц виновный в самовольном оставлении части или в дезертирстве может быть освобожден от уголовной ответственности военным следователем, военным прокурором или военным судом с прекращением уголовного дела.
Заключение
Делая общий вывод, необходимо отметить следующее. Освобождение от уголовной ответственности:
- требует установления в деянии лица состава преступления;
- означает
выражение в акте
- обусловлено
осуществлением уголовным
Итак, наличие в действиях лица признаков состава преступления не означает еще, что это лицо во всех случаях должно нести уголовную ответственность с применением наказания. Если деяние или лицо, которое его совершило, утрачивают по каким-либо причинам общественную опасность ко времени расследования или рассмотрения дела в суде, либо же опасность виновного окажется незначительной, он может быть перевоспитан без применения мер уголовного наказания, российское уголовное право допускает возможность в установленном законом порядке освободить лицо или от уголовной ответственности, или от наказания. Также допускается возможность освобождения от отбывания некоторых видов наказания, если до полного отбытия назначенного судом наказания лицо докажет свое исправление.
Вместе с тем, для прекращения уголовно – правовых отношений, вовсе недостаточно установления степени тяжести преступления. Необходимо так же, чтобы и лицо, совершившее преступление, можно было исправить без привлечения к уголовной ответственности. Такое действие в отношении правонарушителя, допускается законодателем уже в силу совершения преступления (впервые) небольшой или средней тяжести. Хотя, в ряде случаев, из-за повышенной социальной запущенности правонарушителя, его исправление без применения мер уголовно - правового воздействия, за вышеназванную категорию преступлений, может исключаться.
Именно
поэтому в уголовном праве
большое значение имеет дифференциация
уголовной ответственности и
индивидуализация наказания. С одной
стороны, сохраняется строгая уголовная
ответственность за тяжкие и особо
тяжкие преступления, за рецидив и
совершение преступления организованными
группами, а с другой - широко практикуется
применение иных, более мягких мер воздействия,
вплоть до освобождения от уголовной ответственности
лиц, не нуждающихся в столь суровом отношении.
В этой связи особое значение приобретают
нормы, допускающие компромисс, поощряющие
положительное постпреступное поведение
лица, совершившего преступление.
Список использованной литературы
1. Уголовное право РФ. Общая часть: Учебник. – Изд. испр. и доп./ под ред. Л. В. Иногамовой – Хегай и А.И. Рарога – М.: Инфра – М: Контаркт, 2006.
2. Уголовное право РФ. Часть общая: Учебник. Отв. ред. Кругликов Л.Л., 2005.
3. Уголовное право. Общая и Особенная части. Под. ред. Кадникова Н.Г., 2006.
4. Уголовный кодекс РФ от 24 мая 1996 года.
Информация о работе Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности