Понятие и виды гарантий реализации прав и свобод осужденных к лишению свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:33, реферат

Описание работы

Понятие и виды гарантий реализации прав и свобод осужденных к лишению свободы
Несомненно, что важнейшим показателем высокой степени демократичности и цивилизованности современного государства является закрепление в действующем законодательстве широкой системы прав и свобод человека и гражданина.

Работа содержит 1 файл

Понятие и виды гарантий реализации прав и свобод осужденных к лишению свободы.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

     1) соответствие принимаемых законодательных  актов положениям Конституции  и законодательства государства,  непротиворечие с закрепленными  в них принципами и нормами  права; 

     2) использование единой терминологии, ясность и доступность юридических  норм, что имеет немаловажное значение не только с позиции законодательной техники, но и также правоприменительной деятельности;

     3) постоянное повышение качества  процесса обновления правовой  базы, регулирующей исследуемую  нами сферу общественных отношений. 

     Данные  положения тем более актуальны в отношении прав и свобод осужденных к лишению свободы, потому как нами уже были вскрыты значительные пробелы и противоречия, негативно влияющие на процесс их реализации. В целях повышения юридической гарантированности осуществления лицами рассматриваемой категории своих прав и свобод необходим незамедлительный пересмотр действующей в данной сфере правоотношений законодательной базы с последующим устранением выявленных недостатков.

     К следующему виду гарантий реализации прав осужденных к лишению свободы мы отнесли правоприменительную деятельность государственных органов, в том числе и администрации исправительного учреждения, представляющую собой осуществление ими властных полномочий по осуществлению правовых норм применительно к конкретным случаям. Из курса общей теории государства и права известно, что правоприменение является особой формой реализации права и подразделяется на несколько видов (исполнительная, контрольно-надзорная и другие виды деятельности). С позиций исследуемого аспекта проблемы нас интересует, прежде всего, исполнительная форма правоприменения.

     Исполнительная  деятельность государственных органов  по осуществлению прав и свобод осужденных является неотъемлемым элементом их юридической гарантированности, т.к. зачастую от ее своевременности и квалифицированности зависит реализация того или иного права лиц рассматриваемой категории. Теоретический анализ позволил выделить нам три основных вида деятельности компетентных органов, в которых проявляется данная форма:

     1) содействие в осуществлении лицами рассматриваемой категории своих прав и свобод (например, издание приказа об увольнении с работы в случае желания осужденного к лишению свободы, достигшего необходимого возраста, реализовать право на пенсионное обеспечение);

     2) посредничество (разрешение администрации  исправительного учреждения на  занятие предпринимательской деятельностью  на его территории и др.);

     3) контроль за реализацией прав  осужденными к лишению свободы  (например, деятельность администрации  исправительного учреждения по контролю за их телефонными переговорами).

     Названные формы проявления правоприменительной  деятельности достаточно полно характеризуют  указанную юридическую гарантию, однако следует отметить, что отсутствие у данной деятельности по реализации прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, таких свойств, как своевременность и соответствие предписаниям правовых норм, может повлечь за собой их необоснованное ущемление. В этой связи нельзя не согласиться с мнением Е.В. Аграновской, считающей, что действия законодателя должны быть направлены не на расширение сферы правового регулирования правоприменительной деятельности по реализации прав и свобод граждан, а на повышение качественного состояния уровня ее осуществления.

     Специфическим видом юридических гарантий прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, являются процессуальные формы их реализации. Это означает, что процедура осуществления того или иного права происходит в порядке, устанавливаемом юридическими нормами. Процессуальная форма служит средством успешной и надежной реализации лицом, содержащимся в исправительном учреждении, своих прав и свобод и одновременно является связующим звеном между другими юридическими гарантиями.

     Проведенный нами анализ действующего законодательства, касающегося сферы юридического гарантирования процесса реализации осужденными к лишению свободы своих прав, дает веские основания согласиться с точкой зрения И.В. Ростовщикова, полагающего, что в данных обстоятельствах поведение управомоченного субъекта может подчиняться двум правилам:

     1) самостоятельное определение порядка  пользования правом (например, свободой  слова и др.), когда законодатель  не находит целесообразным урегулирование  правоотношений данного вида. В  этом случае осужденный к лишению свободы выбирает из массы не запрещенных законодательством способов реализации своего права такой, который, на его взгляд, является наиболее приемлемым и в полной мере отражает его интересы;

     2) следование четкой процедуре,  закрепленной в правовых актах (реализация осужденными к лишению свободы права на занятие предпринимательской деятельностью). В этом случае согласованность задается законом через систему юридических фактов (составов), которые и вызывают соответствующие действия, направленные на достижение наиболее полного и точного осуществления рассматриваемой категорией лиц своего права. Реализуя на практике предписания законодателя, осужденные к лишению свободы преследуют ту же цель, что и при первом способе, – достижение своих интересов, но при помощи средств и в порядке, четко регламентированном рамками закона.

     Специфичность обозначенных нами гарантий реализации прав и свобод лиц, содержащихся в  исправительных учреждениях, во многом объясняется исключительностью  их правового положения. Несмотря на значительную оторванность от общества, правомерная деятельность осужденных к лишению свободы должна быть подкреплена соответствующими условиями по осуществлению своих жизненных интересов. Данные условия, как представляется, носят двухуровенный характер: 1) общеправовой – когда они являются обычными юридическими средствами, обеспечивающими реализацию своих прав и свобод любым человеком и 2) специальный – присущий только осужденным к лишению свободы. Его наличие не надо рассматривать в качестве самостоятельной группы гарантий, а следует считать особой формой проявления общеправовых гарантий, преломленных под углом специфичности правового положения лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Исходя из этого, мы предлагаем выделять следующие характерные черты данного вида гарантий:

     1) относятся только к рассматриваемой  нами категории лиц (не могут  применяться к законопослушным  гражданам);

     2) опосредованы наличием правовых  норм, закрепляющих особенности  субъективных прав осужденных  к лишению свободы (например, права на осуществление предпринимательской деятельности);

     3) служат средствами обеспечения  правомерной реализации указанных  прав и свобод (например, такой  вид рассматриваемых гарантий, как  правоприменительная деятельность  администрации исправительного учреждения создает реальную основу для осуществления некоторых прав осужденных к лишению свободы – приказ о приеме на работу способствует реализации ими положений действующего законодательства, определяющего права в сфере трудовой деятельности).

     Естественно, что указанные признаки концентрируют в себе лишь основные правовые черты специальных юридических гарантий лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, по реализации прав и свобод, в полной же мере они проявляются лишь в процессе непосредственного осуществления последних, наполняя их при этом конкретно-юридическим содержанием.

     Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что значение гарантий реализации прав осужденных к лишению свободы. заключается  не только в том, что они создают  благоприятную среду осуществления прав и свобод рассматриваемой категории лиц, но и в том, что они также являются своеобразными предпосылками существования другого вида юридических гарантий – гарантий защиты. 

 

     Понятие и виды гарантий защиты прав и свобод осужденных к лишению свободы

     Даже  наличие самого демократичного законодательства, характеризующегося широким перечнем предоставляемых гражданам прав и свобод, в том числе и подкрепленных  соответствующими условиями, обеспечивающими  их полную и эффективную реализацию, будет являться простой формальностью в том случае, если мы не сможем обеспечить их защиту в случае нарушения. Это, в свою очередь, предполагает необходимость теоретической разработки проблем, связанных с выделением среди юридических гарантий такой категории, как средства и механизмы, или, по-другому, гарантии защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Указанные гарантии являются второй основной формой юридических гарантий прав и свобод рассматриваемой нами категории лиц. Их наличие в структуре правового положения обусловлено необходимостью обеспечения возможности осужденным обратиться в государственные органы и общественне организации, найти там необходимую защиту своих прав и свобод, а также восстановить их в случае нарушения. Причем основанием подачи жалоб осужденными к лишению свободы может служить не только нарушение законности со стороны соответствующих субъектов правоотношений, но и несоблюдение ими норм морали.

     Проведенные автором исследования свидетельствуют  о том, что гарантии защиты являются весьма специфичной категорией в юриспруденции, обладающей неоднозначностью форм своего проявления и многоаспектностью влияния на правовое положение рассматриваемой нами группы лиц. Это, в свою очередь, предполагает обращение к вопросам выделения самостоятельных видов этого структурного элемента юридических гарантий и раскрытия их сущности.

     Проблема  гарантий защиты прав и свобод в  научной литературе имеет достаточно однозначное решение, характеризующееся  схожестью позиций различных  ученых. Как правило, авторы придерживаются традиционной схемы, называя общеизвестные виды юридической защиты – прокурорский надзор, судебную защиту, обращение в специализированные органы, или пытаются расширить рассматриваемое понятие, включая в него некоторые иные категории. Так, по мнению С.А. Волкова, помимо вышеназванных к гарантиям средств защиты прав и свобод следует также относить парламентский и президентский контроль. Указанные и подобные им точки зрения, несомненно, достаточно полно характеризуют виды юридической защиты, однако к их недостаткам можно отнести отсутствие определенной системности, позволяющей комплексно рассматривать исследуемую нами проблему.

     На  наш взгляд, гарантии защиты прав и  свобод осужденных следует рассматривать  как единую двухуровневую систему: 1) средства национальной юрисдикции, включающие в себя государственные и общественные механизмы защиты и 2) средства международно-правовой защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Учитывая специфику их правового положения, несколько отличного от законопослушных граждан, попытаемся исследовать предложенную нами систему более подробно.

     К гарантиям государственной защиты прав и свобод лиц, содержащихся в  исправительных учреждениях, мы предлагаем относить: ведомственный контроль, контроль государственных органов  и органов местного самоуправления, прокурорский надзор и судебную защиту. Указанный перечень не является исчерпывающим; мы не стали включать в него основополагающие средства охраны и защиты прав и свобод любого человека (например, парламентский контроль или надзор Конституционного суда РФ), т.к. они достаточно полно освещаются в юридической литературе. В этой связи представляется целесообразным подробнее остановиться на средствах юридической защиты прав и свобод рассматриваемой категории лиц, которые определяются особенностями их правового положения.

     Первым  и наиболее традиционным, ввиду его широкой распространенности, следует назвать ведомственный контроль, который представляет собой деятельность вышестоящих органов уголовно-исполнительной системы по проверке состояния законности в исправительном учреждения. Сферы осуществления ведомственного контроля весьма обширны и могут носить достаточно специфичный характер (проверки финансово-хозяйственной деятельности администрации и др.). Однако нас интересует лишь одна, но, пожалуй, самая значимая по степени важности сторона его содержания – защита прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. В данном случае органы Министерства юстиции выступают в качестве инстанции, которая не только осуществляет контроль за субъектами правоотношений в сфере, очерченной рамками их компетенции, но и обеспечивает законность в своем ведомстве.

     Формы осуществления этой деятельности весьма различны. К ним мы отнесли следующие:

     1) непосредственное выявление нарушений  прав и свобод лиц, содержащихся  в исправительных учреждениях.  В качестве способов осуществления такой деятельности могут выступать осмотры, опросы, принятие жалоб от осужденных к лишению свободы на ущемление своих прав;

Информация о работе Понятие и виды гарантий реализации прав и свобод осужденных к лишению свободы