Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:07, контрольная работа
Понятие преступления, как уже было сказано во введении, является одной из основных категорий уголовного права. Для осуществления стоящих перед уголовным законодательством задач охраны личности, прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации, мира и безопасности человечества от преступных посягательств.
Понятие и признаки преступления
Понятие преступления
Понятие преступления, как уже было сказано во введении, является одной из основных категорий уголовного права. Для осуществления стоящих перед уголовным законодательством задач охраны личности, прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации, мира и безопасности человечества от преступных посягательств, а также предупреждения преступлений, Уголовный кодекс РФ определяет, какие опасные для личности, общества и государства деяния признаются преступлениями. В части первой ст.14 УК РФ, озаглавленной “Понятие преступления” дано его определение:
1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.1
В науке советского уголовного права, на протяжении многих лет, общепринятым являлось мнение, что определение преступления исходит из общественной опасности, как основополагающего признака преступления. Поэтому, определение преступления, даваемого советским уголовным правом, было принято называть материальным.
Исходя из классового содержания уголовного права, при котором подчеркивалась непримиримая противоположность понятия преступления, даваемого в советской и буржуазной науке уголовного права, формальный признак всячески критиковался и принижался.
В Руководящих началах по уголовному праву 1919 года (ст. 6), УК РСФСР 1922 года (ст. 6) и УК 1926 года (ст. 6) указывалось только на такой признак преступления, как общественная опасность: "Преступлением называется всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени".2И только в Основах уголовного законодательства 1958 года впервые появилось указание на необходимость введения признака запрещенности деяния, признаваемого преступлением, в качестве обязательного.
В Уголовном Кодексе РФ 1996 года определение преступления является формально-материальным, так как предусматривает и формальный признак (запрещенность деяния нормами уголовного закона), и материальный (общественная опасность).
Формальный признакпреступления означает законодательное выражение принципа “ нет преступления без указания на то в законе”, т.е. преступным является лишь то деяние, про которое прямо сказано в законе.Он подразумевает не допущение применение уголовного закона по аналогии, в отличие, например, от гражданского права. Правоприменительными органами могут быть обнаружены общественно опасные деяния, которые выпали из поля зрения законодателя и потому не признаны уголовно наказуемыми. Кроме того, общественная опасность не остается чем-то неизменным, раз и навсегда данным. Развитие общественных отношений, научно-технический прогресс могут вносить коррективы в критерии признания деяний общественно опасными и наказуемыми. То, что сегодня общественно опасно, завтра может лишиться этого качества и наоборот. Но такое восполнение пробелов в уголовном законодательстве относится к компетенции только законодателя . Суд, прокурор, следователь, орган дознания не вправе придавать уголовно-правового значения деянию находящемуся вне сферы уголовно-правового регулирования. Долг правоприменительных органов в данных случаях – обнаружить новый вид общественно-опасной деятельности и поставить вопрос об их законодательном запрещении.
Материальный признак преступления предполагает, что преступным может быть только общественно опасное деяние, а также, что не является преступлением деяние, хотя формально и подпадающее под признаки преступления указанные в Уголовном Кодексе, но в силу малозначительности не представляющие общественно опасности.3
Преступление-это всегда деяние, которое может выражаться в форме преступного действия и преступного бездействия.
Преступное действие представляет собой активную форму человеческого поведения. Это означает, что виновный не ожидает естественного течения событий, а непосредственно сам (по своей инициативе или по инициативе другого лица) вмешивается в их развитие с тем, чтобы достичь желаемых для него последствий.
С физической стороны действием характеризуется активным поведением человека. Оно всегда проявляется в телодвижении, но не сводится лишь к нему, так как обычно включает не одно а несколько телодвижений (например, выстрел убийцы из пистолета включает ряд движений, связанных с прицеливанием и нажатием на спусковой крючок пистолета). Но главной для преступного действия является не физическая, а социальная характеристика, в качестве которой выступает его общественная опасность.
Общественно опасным является действие, которое причиняет вред объектам, охраняемым уголовным законом, либо ставит их под непосредственную угрозу причинения вреда. Если действия не общественно опасно, то они не могут быть признаны преступными и не могут влечь уголовной ответственности.
Чтобы иметь уголовно-правовой характер, действие должно быть обязательно волевым. Не имеет уголовно-правового характера активное поведение человека, допущенное им под влиянием непреодолимого физического принуждения со стороны другого лица или других лиц. Под ним понимается физическое воздействие на человека (например, нанесение ему побоев) с целью заставить его совершить общественно опасное действие.
Для того чтобы физическое принуждение исключало уголовную ответственность, необходимо, чтобы деяние совершалось вопреки воле лица, действующего по принуждению. Не может, например, отвечать за повреждение чужой вещи лицо, которое умышленно толкнули, чтобы оно повредило эту вещь. Если физическое принуждение не исключало для лица возможность действовать по своей воле, то оно не освобождается от уголовной ответственности, однако примененное к нему насилие при этом рассматривается как обстоятельство, смягчающее ответственность при назначении наказания.
Определенное уголовно-правовое значение имеет и психическое принуждение. Под ним понимается угроза причинением какого-либо вреда (в том числе и физического) с целью заставить человека совершить общественно опасное деяние. Психическое принуждение (насилие) обычно не исключает волевого характера действия, и поэтому оно по общему правилу не исключает уголовной ответственности лица, совершившего под его влиянием предусмотренное законом общественно опасное деяние. Вместе с тем как и физическое, психическое принуждение признается обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность. Психическое принуждение может исключать уголовную ответственность лица, действовавшего под его влиянием, лишь тогда, когда это лицо действовало в состоянии крайней необходимости. Например, кассир, который под угрозой немедленного лишения его жизни передает преступникам деньги, освобождается от уголовной ответственности, так как жизнь человека дороже любых материальных ценностей.4
Преступное бездействие– пассивная форма преступного деяния, состоящая в неисполнении субъектом возложенной на него правовой обязанности к активному поведению при наличии реальной возможности ее выполнить. При действии запрещен конкретно определенный вид активной деятельности, признаки которой описаны в законе, и предписывается избрание любого поведения, не содержащего признаков преступления, а при бездействии наблюдается обратное: предметом предписания являются четко определенные действия, а запрещается любое поведение, не соответствующее возложенной на лицо обязанности и предпринятое им вместо ее исполнения.
Обязанность лица совершить определенные действия может вытекать:
а) из предписаний закона или иного нормативного акта;
б) из служебного или профессионального положения лица;
в) из решения суда;
г) из договора;
д) из предыдущих действий, которые поставили в опасность какие-либо охраняемые законом интересы.
Однако обязанность совершить те или иные действия еще не означает виновности лица в преступном бездействии. Бездействие становится преступным только в случае, когда у лица была реальная возможность совершить обязательные для него действия. Решение вопроса о том, была ли у него возможность поступить соответствующим образом, основывается на учете всех обстоятельств конкретного дела.5
Действием или бездействием в уголовно-правовом смысле признается не только само телодвижение или их совокупность, но и сознательное использование в качестве орудия совершения преступления поступков других лиц – малолетних, психически больных, действующих под влиянием обмана со стороны виновного. Преступным действием или бездействием признается также сознательное использование сил природы и животных в целях совершения преступления.
Если лицо использует для достижения целей ненаказуемые действия другого лица (невменяемого, малолетнего) имеет место так называемое посредственное причинение вреда. Посредственное исполнение- особая форма преступной деятельности, которая характеризуется повышенной общественной опасностью как самого посредственного исполнения, так и повышенной общественной опасности личности самого посредственного исполнителя, использующего при осуществлении своей преступной деятельности в преступных целях в качестве “живого орудия” преступления другого человека, не обладающего общими или специальными признаками субъекта уголовной ответственности по различным правовым основаниям. В научной литературе вопрос о посредственном исполнении и посредственном исполнителе разработан недостаточно и для правоприменительной практики вопрос о посредственном исполнении представляет сложность. Его практическое выявление и юридическая оценка сопряжены с большими трудностями, обусловленными как отсутствием правового регулирования этой проблемы, так и отсутствием научно- практических разработок и методик по правовому урегулированию посредственного исполнения, методам его установления и доказывания, его юридической квалификации следственными и судебными органами. Но сейчас ученые работают над решением данной проблемы.6
Действие или бездействие должны выражаться вовне сознания и воли лица. Нет преступления в случае, когда общественно опасное деяние совершенно лицом в состоянии невменяемости, либо против своей воли, например в результате непреодолимой силы или под влиянием физического насилия, исключающего свободу его волеизъявления.
Преступное действие или бездействие, совершенное вследствие психического принуждения является преступлением, но исключение составляют случаи совершения преступления в состоянии крайней необходимости ( человек под угрозой применения оружия заставляет выдать государственную тайну).
Признаки преступления
Преступление как правовое явление характеризуется определенными признаками, представляющими существенные стороны данного явления. Признаками преступления в соответствии со ст. 14 Уголовного кодекса РФ являются общественная опасность, уголовная противоправность, виновность и наказуемость.
1)Общественная опасность
Общественная опасность– качественный признак преступления. Данный признак выражает материальную сущность преступления и объясняет, почему, то или иное деяние признается преступлением. Общественная опасность преступления представляет собой объективное свойство преступления и заключается в том, что им причиняется, либо создается угроза причинения существенного вреда объектам уголовно-правовой охраны.При этом вред может быть физический, имущественный или моральный.8
Можно выделить два аспекта общественной опасности: социально-философский и юридический. Первый характеризует исходное и фундаментальное основание для построения понятия преступления вообще. Оно связано с изначальной оценкой обществом его материальных, социальных, духовных, религиозных и других общих ценностей. В юридическом же аспекте общественная опасность характеризует преступление, когда социально-философское представление об опасности конкретного деяния отражено в законе, т.е. в составе конкретного преступления, а ее квинтэссенция заключена в формулировках объективной стороны состава преступления.
Сущность общественной опасности определяется через реальный ущерб, причиненный преступлением, или наличие реальной опасности его наступления. Характер этого ущерба напрямую влияет на степень опасности, поэтому в демократическом обществе не могут быть общественно опасными помыслы, настроения, образ мыслей, и т. п. В основе понятия общественной опасности лежит совокупность элементов, свойственных прежде всего объективной стороне преступного деяния. Для юридической же характеристики степени и характера общественной опасности нужно учитывать и субъективные моменты личности преступника, его вину и т. п.
Общественная опасность является объективным свойством преступления. Она причиняет вред общественным отношениям независимо от сознания и воли законодателя, потому что по своей внутренней сущности противоречит нормальным условиям существования общества. Задача же законодателя состоит в том, чтобы правильно оценить условия жизни общества на данном этапе и принять решение об отнесении деяния к числу преступлений.9
Преступлениями являются деяния, опасные для личности, общества и государства. Общественная опасность преступления может быть раскрыта путем указания объекта уголовно-правовой охраны. Согласно Уголовному кодексу такими объектами являются : личность, права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества. Однако характеристика преступления как общественно опасного деяния не исчерпывается только указанием объектов, на которые оно посягает. Это лишь одна из существенных сторон характеристики общественной опасности.
Общественная опасность может зависеть от особенностей самого общественно-опасного деяния- места, времени, способа, обстановки совершения. Так охота является незаконной, если она произведена с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ или газов, на территории государственного заповедника или заказника; время совершения убийства матерью новорожденного ребенка (во время или сразу после родов) является обстоятельством, существенно влияющим на степень общественной опасности этого преступления.
Общественная опасность связана также с такими признаками, как мотив и цель. Так, подмена ребенка является преступлением лишь в случаях совершения его из корыстных или иных низменных побуждений (ст.153 УК РФ).
В некоторых случаях общественная опасность определяется свойствами лица, совершающего деяние. Так, за отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140) несет ответственность лишь должностное лицо. Нередко особые характеристики субъекта повышают степень общественной опасности преступления, например вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления родителем, педагогом или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 150 УК РФ). Но при этом необходимо отметить, что в первую очередь при обосновании уголовной ответственности нас должно интересовать в первую очередь преступное деяние, а не личность преступника. В ст. 77 УК РФ говорится о возможности освобождения лица от уголовной ответственности, когда это лицо или совершенное им деяние перестало быть общественно опасным. Уже из смысла самого закона следует, что общественная опасность деяния и общественная опасность личности преступника не являются тождественными, не соотносятся как общее и частное, а являются самостоятельными. В решении этого вопроса надо исходить из основного принципа уголовного права – приоритета деяния при решении вопросов об уголовной ответственности. Умаление роли деяния создает опасность возможности превентивного осуждения, что уже имело место в истории нашего законодательства. Принцип равенства предполагает, что каждый ответственен за свои поступки независимо от социального положения, морального облика, образа мыслей и т.д. В силу перестройки всей социально- политической структуры нашего общества, где право уже не может служить инструментом политической борьбы в руках представителей какой-то определенной социальной группы, общественная опасность должна рассматриваться лишь как критерий криминализации деяний, т.е. общественная опасность должна рассматриваться как основание отнесения тех или иных деяний к преступлениям.10