Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 17:49, реферат
Правовой анализ преступления, предусмотренных ст. 105 УК РФ, ст. 108 УК РФ, ст. 109 УК РФ, ст. 110 УК РФ.
Вопрос
№ 23.
ПОНЯТИЕ
И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ПРОТИВ ЖИЗНИ. ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ст. 105, 108, 109, 110 УК РФ.
Уголовный кодекс РФ относит к преступлениям против жизни различные виды убийства (ст. 105-108), а также причинение смерти по неосторожности (ст. 109) и доведение до самоубийства (ст. 110). Эти составы преступлений помещены на первое место исходя из того, что в них идет речь о защите важнейшего естественного права человека. Статья 20 Конституции РФ провозглашает: "Каждый имеет право на жизнь". Охрана жизни человека как самого ценного блага приобретает первостепенное значение в современном обществе. Существенную роль при этом играют нормы уголовного права. Уголовный кодекс решает задачу охраны жизни человека своими специфическими методами, формируя признаки составов преступлений против жизни и устанавливая строгие санкции за их совершение. Однако практика применения данных норм еще недостаточно эффективна.
Статистика отмечает увеличение числа наиболее опасных преступлений данной категории - убийств. Некоторое замедление их роста в середине 90-х годов имело временный характер. В 1999 г. было зарегистрировано 31 140 убийств, что на 5,4% превышает показатель предыдущего года. Удельный вес убийств среди всех зарегистрированных преступлений составляет 1,04%, а среди тяжких и особо тяжких - 1,68%.
Все преступления данной группы объединяет то, что объектом каждого из них является жизнь человека. Жизнь в качестве объекта преступления понимается, с одной стороны, как естественный физиологический процесс, а с другой - как обеспеченная законом возможность существования личности в обществе. Благодаря второй стороне жизнь логически подчинена родовому объекту (личность) и общему объекту преступлений (общественные отношения или общественный интерес). Поэтому мы не можем согласиться, что в случае посягательства на жизнь теория объекта преступления как общественного отношения "не срабатывает". Как физиологический процесс жизнь имеет начало и конец. Не может быть убийства ни до начала жизни, ни после ее прекращения. Момент начала жизни приобретает непосредственное уголовно-правовое значение при отграничении убийства от плодоизгнания (аборта). Строго говоря, плод в утробе тоже живет. Поэтому аборт можно рассматривать как умерщвление плода. Однако жизнь человека, согласно господствующим представлениям, начинается с момента рождения. А поскольку роды сами по себе имеют некоторую протяженность во времени и проходят несколько этапов, принято считать началом жизни человека момент начала физиологических родов. Жизнь ребенка охраняется уголовным законом уже в процессе рождения. Это подтверждается формулировкой детоубийства в ст. 106 УК РФ: "Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов..." (подчеркнуто нами. - Г.Б.). В принципе возможно убийство ребенка, выходящего из утробы матери, в момент прорезывания его головки. Процесс жизни человека заканчивается его физиологической смертью. Признаки ее: полная остановка сердца, прекращение в силу этого снабжения клеток и тканей кислородом, что приводит к распаду клеток центральной нервной системы. Прекращение функционирования головного мозга (смерть мозга) и означает окончание жизни человека.
В отличие от физиологической смерти клинической смертью принято называть временную приостановку работы сердца, когда жизнь еще может быть восстановлена. Состояние клинической смерти продолжается обычно несколько минут после прекращения кровообращения и дыхания. В течение этого промежутка времени возможно проведение мероприятий по реанимации. Умышленное придание состоянию клинической смерти необратимого характера следует считать убийством (например, в целях использования органов или тканей потерпевшего). Если же смерть человека уже наступила, то посягательство на его жизнь вследствие фактической ошибки может быть квалифицировано как покушение на негодный объект.
Жизнь как объект преступления не поддается никакой качественной или количественной оценке. В этом выражается важнейший принцип равной правовой защиты жизни каждого человека, независимо от его возраста, состояния здоровья или "социальной значимости". Именно равноценностью объекта преступления объясняется, почему причинение смерти человеку, ошибочно принятому за другого, не рассматривается как "ошибка в объекте". Ошибка в личности потерпевшего не влияет на квалификацию содеянного как оконченного убийства. Не может служить опровержением принципа равной защиты каждой человеческой жизни ссылка на то, что в Уголовном кодексе имеются специальные нормы, устанавливающие несколько повышенную ответственность за посягательство на жизнь отдельных категорий лиц (ст. 277, 295, 317 УК). Усиление ответственности в этих случаях связано не с повышенной ценностью жизни потерпевшего, а с наличием одновременно другого объекта посягательства. Так, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК) имеет два объекта: жизнь потерпевшего и его деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Взгляд
на жизнь человека как на универсальный,
неделимый и неизмеримый объект
лежит в основе негативного отношения
закона и науки уголовного права к легализации
эвтаназии. Термином "эвтаназия"
(от греческих слов eu - "благой", "хороший"
и thanatos - "смерть") обычно обозначают
лишение жизни безнадежно больного человека
по его просьбе с целью прекращения его
страданий. Вопрос о легализации эвтаназии
имеет много аспектов. Трудно рассчитывать,
что он будет решен в ближайшее время.
Основы законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан*(70) категорически
запрещают медицинскому персоналу применять
эвтаназию. Всякое неправомерное лишение
жизни человека противоречит моральным
и религиозным нормам. Социальная доктрина
Русской Православной Церкви, принятая
Архиерейским собором в августе 2000 г.,
резко осуждает эвтаназию. Действующее
уголовное законодательство не отличает
эвтаназию от убийства. Что же касается
смягчающего влияния названных выше обстоятельств
(просьба потерпевшего, цель облегчения
его страданий) на оценку тяжести совершенного
убийства, то об этом речь будет идти далее.
Правовой
анализ преступления,
предусмотренных
ст. 105 УК РФ.
- Убийство
без отягчающих и смягчающих
обстоятельствах.
«Убийство без отягчающих и
смягчающих обстоятельствах (ч.
Объектом убийства выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность граждан. Непосредственным объектом данного преступления является право человека на жизнь. Посягательство на мертвого человека (после наступления биологической или физиологической смерти), ошибочно принятого за живого, следует рассматривать по правилам фактической ошибки как покушение на убийство. Объективная сторона убийства состоит в противоправном лишении жизни другого человека. Убийство может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия.
Квалификации по ч.1 ст.105 УК РФ подлежит убийство, совершенное без отягчающих обстоятельств, указанных в ч.2 этой статьи. Для квалификации убийства по ч.1 ст.105 УК РФ необходимо отсутствие не только отягчающих, но и смягчающих обстоятельств, влекущих применение ст. 106, 107 и 108 УК РФ. В ч.1 ст.105 УК РФ не приводятся конкретные признаки объективной стороны данного вида убийства, за исключением общего указания на то, что она состоит в умышленном причинение смерти другому человеку. Общественно опасное последствие – смерть потерпевшего – является обязательным признаком объективной стороны убийства. Наличие причинной связи между действиями (бездействиями) и наступление смерти потерпевшего также относится к обязательным признакам убийства. К убийствам, подлежащим квалификации по ч. 1 ст. 105 УК РФ, относятся, например, совершенные в соре или драке, но при отсутствии хулиганских побуждений, убийства из ревности, по мотивам мести, зависти, неприязни, ненависти, возникших на почве личных отношений.
Субъективная сторона убийства характеризуются только умышленной виной. Умысел может быть как прямым, так и косвенным.
При исследовании мотивов и обстоятельств убийства, дающих основания для применения ч. 1 ст. 105 УК РФ, необходимо учитывать, что они не имеют самостоятельного значения для квалификации. Например, установление мотива ревности при совершении убийства вовсе не исключает его квалификацию по ч. 2 ст. 105 УК РФ или по ст.107 УК РФ в зависимости от наличия отягчающих либо смягчающих обстоятельств, влияющих на квалификацию
Субъект
преступления – лицо, достигшее 14-летнего
возраста.
- Убийство
при отягчающих
Убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, предусмотренных двумя или более пунктами ч. 2 ст. 105 УК РФ, должно квалифицироваться по всем этим пунктам. Наказание же в таких случаях должно назначаться по каждому пункту в отдельности, однако при назначении его необходимо учитывать наличие нескольких отягчающих обстоятельств.
А) Убийство двух или более лиц.
Отнесении
убийства двух или более лиц к
обстоятельствам, отягчающим это преступление,
объясняется тяжестью наступивших
последствий и в связи с
этим опасностью личности виновного, лишающего
жизни нескольких человек. К одновременному
убийству двух или более лиц следует отнести
убийства, при которых потерпевшие лишены
жизни без разрыва во времени. Это может
быть, например, убийство двух человек
одним выстрелом либо причинение смерти
потерпевшим одному за другим. В тех случаях,
когда убийство двух или более лиц совершено
в разное время и не охватывалось преступным
единым намерением виновного, содеянное
квалифицируется как неоднократное убийство
по п. «н» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Б) Убийство лица или его
близких в связи с
Под
выполнением служебного долга следует
понимать действия любого лица, входящие
в круг его служебных обязанностей,
вытекающих из трудового договора с государственными,
кооперативными или другими зарегистрированными
в установленном порядке предприятиями
и организациями, деятельность которых
не противоречит действующему законодательству.
Под выполнением служебного долга следует
понимать осуществление гражданами как
специально возложенных на них обязанностей,
так и совершение других действий в интересах
общества или отдельных лиц (пресечение
правонарушений, сообщение органам власти
о совершении или готовящемся преступлении
и т.д.). Общественный долг – совершение
лицом действий в интересах общества,
специально не входящих в обязанности
такого лица. «Время совершения убийства
на квалификацию не влияет. Это означает,
что потерпевший может быть убит кА непосредственно
во время исполнения служебных обязанностей
или общественного долга, так и с определенном
разрывом от времени, то есть после совершения
таких действий, но обязательно в связи
с ними». По п. «б» ч. 2 ст.105 УК РФ следует
квалифицировать убийство лишь такого
лица, которое действовало правомерно,
на законных основаниях. Под близкими
потерпевшего закон понимает как близких
родственников, так и лиц, жизнь и судьба
которых потерпевшему не безразлична.
Такими лицами могут выступать друзья,
лица, состоящие в гражданском браке, иные
родственники, которые не относятся к
категории близких родственников.
В) Убийство лица, заведомо для
виновного находящегося в
Пленум
Верховного Суда РФ в п. 7 Постановления
от 27.01.99 года подчеркнул, что по п. «в»
ч. 2 ст. 105 УК РФ надлежит квалифицировать
умышленное причинение смерти потерпевшему,
неспособному в силу физического или психического
состояния защитить себя, оказать активное
сопротивление виновному. Предполагается,
что виновный осознает данное обстоятельство,
тол есть его сознанием охватываются психофизиологические
особенности потерпевшего, и он действует
с учетом этого обстоятельства. К лицам,
находящимся в беспомощном состоянии,
могут быть отнесены тяжелобольные и престарелые,
малолетние дети, лица, страдающие психическими
расстройствами, и другие. В п. «в» ч. 2 ст.
105 УК РФ предусмотрены еще два отягчающих
обстоятельства убийства: связь убийства
с похищением человека или захватом заложника.
Эти квалифицирующие обстоятельства вполне
обоснованно включены в п. «в» ч. 2 ст. 105
УК РФ, так как похищенное или захваченное
в заложники лицо фактически тоже находится
в беспомощном состоянии, поскольку подвергнуто
полному контролю со стороны виновного
и не может совершать действий, достаточных
для обеспечения собственной безопасности.
При этом необходимо иметь в виду, что
потерпевшим при таком убийстве может
быть не только похищенный человек или
заложник, но и другие лица, например работники
правоохранительных органов, принимающие
участие в освобождении захваченных преступниками
лиц. Во всех случаях убийство, сопряженное
с похищением человека или захватом заложника,
должно быть квалифицированно по совокупности
со ст. 126 или 206 и п. «в» ч.2 ст.105 УК РФ.
Г) Убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности.
Это
убийство отнесено к числу совершенных
при отягчающих обстоятельствах
в связи с тем, что виновный,
причиняя смерть беременной женщине, посягает
фактически на две жизни – на жизнь потерпевшей
и на жизнь будущего человека. Учитывая
данное обстоятельство, закон ставит под
усиленную охрану жизнь беременной женщины.
Убийство, предусмотренное п. «г» ч. 2 ст.
105 УК РФ, может быть совершено любым лицом
как мужского, так и женского пола. Устанавливая
повышенную ответственность за убийство
беременной женщины, закон выдвигает в
качестве обязательного условия, необходимого
для квалификации действий виновного
по п. «г» ч. 2 указанной статьи, его заведомую
осведомленность о беременности потерпевшей.
Заведомость предполагает осведомленность
виновного о том, что он посягает на жизнь
беременной женщины. При этом несомненность
знания об отягчающем обстоятельстве
не изменяется от того, что у субъекта
нет полной уверенности в его фактическом
наличии. В таких случаях отношение виновного
к отягчающему обстоятельству характеризуется
косвенным умыслом (безразличное отношение
к его наличию), и, следовательно, квалификация
убийства по п. «г» ч. 2 ст. 105 УК РФ не исключается.
Чаще всего такие затруднения в применении
данной квалификации возникают в тех случаях,
когда убийство женщины совершается в
первые месяцы беременности. «В судебной
практике возник вопрос о том, подлежит
ли применению п. «г» ч. 2 ст. 105 УК РФ, когда
виновный, совершая убийство, ошибочно
полагает, что потерпевшая находится в
состоянии беременности. Верховным Судом
России в кассационном порядке было рассмотрено
дело по обвинению Л., совершившего убийство
Ш., с которой он состоял в интимной связи.
Ш., желая, чтобы Л. Ушел от жены, однажды
заявила ему, что она беременна. Л., опасаясь
«неприятностей» дома и на работе, решил
убить Ш. С этой целью он пригласил ее в
лес за ягодами и там убил. Вскрытие показало,
что беременной потерпевшая не была. Суд
квалифицировал действия виновного по
ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Такая квалификация,
по мнению суда, признается правильной»[5].
Информация о работе Понятие и общая характеристика преступлений против жизни