Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:42, курсовая работа
Уголовный кодекс определяет это преступление как получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 311 УК).
1. Введение…………………………………………………………………стр. 2-3
2. Уголовно-правовая характеристика получения взятки……………..стр. 4-19
2.1. Объект и объективная сторона преступления..…………………..стр. 4-8
2.2. Субъект и субъективная сторона преступления…………………стр.9-13
2.3. Вымогательство взятки как наиболее опасный квалифицированный
вид получения взятки……………………………………………стр. 14-19
3. Особенности квалификации получения взятки……………………стр. 20-23
3.1. Квалифицирующие признаки преступления………………..……..стр. 20
3.2. Отграничение от смежных составов……………………………стр. 21-23
4. Заключение………………………………………………………………..стр.24
5. Библиографический список…………………………...…………………стр.25
Казахстанско-Российский университет
Кафедра юридических дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Получение взятки»
Специальность: юриспруденция
Астана 2008 г.
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Уголовно-правовая характеристика получения взятки……………..стр. 4-19
2.1. Объект и объективная сторона преступления..…………………..стр. 4-8
2.2. Субъект и субъективная сторона преступления…………………стр.9-13
2.3. Вымогательство взятки как наиболее опасный квалифицированный
вид получения взятки……………………………………………стр. 14-19
3. Особенности квалификации получения взятки……………………стр. 20-23
3.1. Квалифицирующие признаки преступления………………..……..стр. 20
3.2. Отграничение от смежных составов……………………………стр. 21-23
4. Заключение……………………………………………………
5. Библиографический список…………………………...…………………стр.
Введение
Взяточничество является одним из проявлений коррупции. В правовом понимании коррупция - это злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личных целях. Коррупция не является правонарушением как таковым. Отдельные ее проявления запрещены УК под угрозой уголовного наказания (получение взятки - ст. 311 УК; дача взятки - ст.312; злоупотребление должностными полномочиями - ст. 307; незаконное участие в предпринимательской деятельности - ст. 310; служебный подлог - ст. 314 и др.), другие - могут рассматриваться в качестве дисциплинарных проступков (служебные злоупотребления, не причинившие существенного ущерба; поборы и незаконные подарки, не являющиеся взятками). Социальная сущность коррупции (от латинского corruptio - порча, испорченность) в потере функций, деградации аппарата публичной власти (государственного аппарата и аппарата местного самоуправления). Коррумпированный аппарат уже не пригоден для отправления функций государства и местного самоуправления, он бесполезен для общества. Это корпорация, которая обслуживает лишь внутренние свои потребности и работает в собственных интересах, сохраняя при этом видимость государственных форм. Чиновнику предоставляются властные полномочия от имени и в интересах государства и общества. Он же использует эти полномочия, злоупотребив оказанным доверием, в личных интересах и вопреки интересам службы (т.е. общественным и государственным интересам). В отличие от государственной измены тут измена носит частный характер - лицо не участвует во враждебной деятельности иностранного государства, а предает вверенный его попечению интерес исключительно в частных (обычно корыстных) целях. Получение взятки - самое тяжкое из этих преступлений. Особая опасность его определяется тем, что должностное лицо либо иные лица, указанные в качестве субъектов данной группы преступлений, используя свое служебное положение, по существу, превращают занимаемую должность и вытекающие из нее возможности в предмет купли-продажи. Уголовный кодекс определяет это преступление как получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 311 УК).
2. Уголовно-правовая характеристика получения взятки.
2.1. Объект и объективная сторона преступления.
Непосредственный объект взяточничества - правильное, в интересах общества и государства (а посредством общественного служения - и в интересах отдельных членов общества), функционирование государственного аппарата. Это объект всех правонарушений, составляющих коррупцию. Специфика взяточничества как одного из проявлений коррупции не в особом непосредственном объекте его, а в особой опасности, связанной с дерзостью и цинизмом, характерными для этого посягательства.
Объективная сторона получения взятки, таким образом, заключается в получении должностным лицом незаконного имущественного вознаграждения (взятки) за совершение в пользу взяткодателя действий (или бездействия) с использованием своего служебного положения.
Суть выгод имущественного характера состоит в оказываемой виновному безвозмездно услуги, подлежащие оплате (как то: предоставление санаторных и туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных, реставрационных, строительных и других работ). На практике наиболее часто предметами взятки являются деньги или ценные бумаги (в частности, акции), дорогостоящие вещи и техника (мебельные гарнитуры, импортная аудио- и видеотехника, автомашины), антикварные и коллекционные предметы (монеты, марки и т.п.). При этом безвозмездность получения предмета взятки может быть полной либо виновный получает ценные вещи за бесценок, по значительно меньшей в сравнении с действительной цене. В настоящий период в условиях перехода к рыночной экономике выявились новые формы взяточничества, например, за приобретение в аренду или собственность помещений, офисов, квартир, земельных участков, за перевод денежных средств со счетов в наличные, за приватизацию предприятий, в частности в сфере торговли и обслуживания населения. Изменились и формы дачи взяток. За совершение должностными лицами действий в пользу взяткодателей им открывают счета в зарубежных банках, приобретают на их имя или на имя близких им людей недвижимость, как в Казахстане, так и за рубежом, организуют престижные выезды за рубеж в качестве «специалистов», «консультантов» и т.п. с выдачей крупных сумм в валюте и т.п.
Из анализа практики вытекают две основные формы получения взяток — открытая и завуалированная. Первая состоит в непосредственном получении должностным лицом предмета взятки. Вторая облекается во внешне законные формы — совместительство, разовые либо постоянные выплаты по договору, соглашению, премии (если работа не выполняется или для получения премий либо иных выплат нет оснований).
В отдельных случаях как получение взятки может оцениваться предоставление незаконной имущественной выгоды не самому должностному лицу, а его близким. Состав преступления будет иметься в такой ситуации при двух условиях: а) вознаграждение (имущественная выгода) предоставляется близким виновного с его согласия и б) использование последним своего служебного положения в пользу «одаривающего».
Уголовный кодекс говорит о получении должностным лицом взятки лично или через посредника. Следовательно, не исключается состав данного преступления и в тех случаях, когда виновный получает взятку от взяткодателя не непосредственно, а через другое лицо (посредника). Необходимо лишь установить в этих случаях, что должностное лицо воспринимает получаемую через других лиц имущественную выгоду как взятку за совершение деяния с использованием служебного положения в пользу того, от кого получена взятка и кого представляет взяткодатель.
В Уголовном кодексе объективная сторона данного преступления описывается как получение взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Использование виновным служебного положения за взятку трактуется в УК трояко: как действия (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица, либо как способствование таким действиям (очевидно, других должностных лиц), либо как общее покровительство или попустительство по службе.
Первая форма, наиболее распространенная на практике, представляет собой совершение виновным за взятку действий, которые находятся в пределах предоставленных ему прав и полномочий (для руководителя — прием на работу и увольнение, перемещения по службе, взыскания и поощрения и т.п.), или несовершение (непроведение ревизий или инвентаризаций материальных ценностей, сокрытие недостач).
Вторая форма означает использование служебного положения в широком смысле слова, то есть связей с другими должностными лицами, не находящимися в его подчинении, возможность воздействовать на них своим должностным авторитетом. Субъектом этого преступления могут быть и те должностные лица, которые хотя и не обладали полномочиями для выполнения в интересах взяткодателей соответствующих действий, но в силу должностного положения могли принять меры к совершению этих действий другими должностными лицами.
Представляется, что такая расширительная трактовка будет оправданной только при наличии между должностным лицом - взяткополучателем и другим лицом, от которого зависит решение вопроса в пользу взяткодателя, отношений, обусловленных именно служебным положением взяткополучателя. И только благодаря этому он имеет возможность воздействовать на тех, кто совершает нужные для взяткодателя действия. Поэтому использование личных связей (дружбы, родственных отношений) взяткополучателем для обращения к другому должностному лицу, для которого занимаемое виновным положение не имеет никакого значения, должно исключать признак использования служебных полномочий, а стало быть, и состав данного преступления. Такие действия при наличии других необходимых признаков могут рассматриваться как мошенничество.
Третьей формой использования служебного положения взяткополучателем закон считает общее покровительство или попустительство по службе. Представляется, что состав данного преступления будет лишь тогда, когда покровительство (то есть протекционизм) облекается в конкретные преступные проявления (необоснованное продвижение по службе, выдача незаслуженных премий и других поощрений, отпуск руководителям и представителям организаций и фирм товаров, пользующихся наибольшим спросом и т.п.), а попустительство выражается в конкретном виде (непресечение неправомерных или преступных действий подчиненного, нереагирование на прогулы, явку на работу в состоянии опьянения и т.п.). УК не говорит о необходимости предварительного соглашения между взяткополучателем и взяткодателем, а равно о времени дачи-получения взятки.
Однако эти вопросы имеют существенное значение для наличия данного состава преступления. В теории и на практике они решались долгие годы неоднозначно. Ответственность за взяточничество наступает независимо от того, когда вручена взятка - до или после совершения действия или бездействия и безотносительно к тому, были ли действия должностного лица заранее обусловлены взяткой. Следовательно, это преступление образует как взятка-подкуп, так и взятка-вознаграждение.
Разъяснение по поводу того, что момент получения взятки (до или после совершения деяния в пользу взяткодателя) не имеет значения для наличия данного состава преступления, вполне обоснованно. Обусловленность действий взяткой должна составлять необходимое условие ответственности за данное преступление. Ведь суть его в подкупе должностного лица. И если такой обусловленности нет, нет и состава получения взятки. Отсюда следует и другое: взятка-вознаграждение имеет место лишь тогда, когда получение вознаграждения было обусловлено до совершения действий (бездействия) в пользу взяткодателя. Естественно, не могут оцениваться как получение взятки принятие должностным лицом каких-либо подарков, сувениров и т.п. в связи с юбилейными датами, награждением государственными наградами, присвоением почетных званий и т.п.
Закон говорит о получении взятки за действия в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Следовательно, данный состав имеет место как в случаях, когда удовлетворяются интересы самого взяткодателя, так и тех, кого он представляет. К их числу могут относиться близкие ему люди либо организации (учреждения, предприятия), по поручению которых он действует. Получение взятки — преступление с формальным составом. Оно признается оконченным, когда должностным лицом получена обусловленная взятка или хотя бы часть ее. В случаях неполучения взятки по причинам, не зависящим от взяткополучателя, налицо покушение на получение взятки.
2.2. Субъект и субъективная сторона преступления.
Субъект данного преступления, как и всех правонарушений, составляющих коррупцию - специальный. Субъектом данного вида правонарушений могут выступать:
1) лица, уполномоченные на выполнение государственных функций к которым относятся депутаты парламента, маслихатов, государственные служащие в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной службе» от 23 июля 1999 года;
2) лица, приравненные к лицам, уполномоченные на выполнение государственных функций: а) лица, избранные в органы местного самоуправление, б) лица, в установленном порядке зарегистрированные в качестве кандидатов в президенты и в депутаты, в) лица, служащие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится с государственного бюджета, г) лица, выполняющие управленческие функции в организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее двадцати пяти процентов;
3) должностные лица: а) представители власти, то есть лица, наделенные властными полномочиями в отношении неопределенного круга лиц, неподчиненных им по службе, б) лица, выполняющие организационно-
4) лица, занимающие ответственную государственную должность, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, для непосредственного осуществления функций по управлению государством, а также лица, занимающие политическую должность (выборные должности).
Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что он получает незаконную имущественную выгоду за совершение действия (бездействия) в пользу взяткодателя либо оказывает ему покровительство или попустительствует с использованием при этом своего служебного положения и желает получить ее.
Умысел взяткополучателя охватывает также сознание того, что взяткодатель осведомлен о том, что получаемое должностным лицом вознаграждение незаконно и что получается оно за действия (бездействия) в его пользу с использованием виновным своего служебного положения. Получение взятки по своей природе является специальным видом корыстного злоупотребления своими должностными полномочиями. Поэтому обязательным признаком этого преступления является корыстный мотив. Квалифицированные виды получения взятки (ст. 311 УК) Опасность получения взятки повышается за счет: а) получения взятки за незаконные действия (ч. 2 ст. 311) и б) получения взятки, совершенного лицом, занимающим ответственную государственную должность (ч. 3 ст. 311 УК).
Первый квалифицирующий признак (получение взятки за незаконные действия) следует понимать двояко: 1) должностное лицо за взятку совершает неправомерные действия, не являющиеся преступлением (внеочередное предоставление квартиры, попустительство в связи с допущенными подчиненным прогулами, появлением на работе в состоянии опьянения и т.п.). Такие действия повышают опасность взяточничества, но не требуют дополнительной квалификации. Содеянное охватывается полностью ч. 2 ст. 311 УК. 2) За взятку должностное лицо совершает преступное деяние.
Ответственность за взяточничество не исключает одновременного привлечения лица к уголовной ответственности за деяния, хотя и связанные со взяточничеством, но образующие самостоятельные преступления (злоупотребление служебными полномочиями, соучастие в хищении имущества). В подобных случаях содеянное квалифицируется по совокупности преступлений.
Второй квалифицирующий признак существенно повышает опасность преступления, если взятка получается лицом, занимающим особо ответственное положение. Особо квалифицированными видами получения взятки УК считает: а) путем вымогательства; б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) в крупном размере; г) неоднократно (ч. 4 ст. 311 УК).
а) Первый признак, вымогательство взятки налицо в тех случаях, когда должностное лицо требует взятку под угрозой совершения действий, нарушающих законные интересы взяткодателя или когда последний ставится в такие условия, при которых он вынужден дать взятку для того, чтобы предотвратить либо прекратить нарушение его правоохраняемых, интересов. Таким образом, вымогательство взятки осуществляется в одной из двух форм: открытой и завуалированной. Первая форма предполагает непосредственное требование со стороны виновного дать взятку, которое подкрепляется открытой угрозой, используя служебные полномочия, нарушить законные интересы и права взяткодателя.
При этом содержание угрозы включает как совершение незаконных действий в отношении потерпевшего, так и несовершение законных действий. Вымогатель, к примеру, может требовать взятку, угрожая отказать в приеме на работу специалиста при наличии вакантного места, уволить с работы при отсутствии законных оснований, перевести на нижеоплачиваемую работу. Вторая (завуалированная) форма вымогательства отличается от первой тем, что здесь нет прямого требования взятки и неприкрытой угрозы нарушить законные интересы взяткодателя. Однако принуждение и в этой ситуации налицо. Виновный совершает такие действия (либо бездействует), которые ставят потерпевшего перед необходимостью дать взятку для ограждения своих законных интересов от нарушения. Для этой формы типична необоснованная длительная затяжка в решении жизненно важных для лица вопросов (получение жилья, работы). При этом для той и другой формы возможно разное сочетание требования взятки (или поставления лица в условия, вынуждающие дать взятку) и нарушения правоохраняемых интересов потерпевшего. Требование (поставление) может предшествовать нарушению либо сначала имеет место нарушение законных интересов потерпевшего, а затем требование взятки (или поставление лица в соответствующие условия) для прекращения фактического нарушения. Вымогательство взятки вместе с тем будет отсутствовать, если взяткодатель требует взятку, угрожая совершить законные действия в отношении взяткополучателя (например, передать в правоохранительные органы материал о совершенном хищении имущества, уволить за неоднократную явку на работу в состоянии опьянения). Не будет вымогательства и в тех случаях, когда взяткополучатель требует взятку, не подкрепляя это требование угрозой нарушить законные интересы взяткодателя.
б) Второй признак, в свою очередь, подразделяется на две формы взяточничества. Получение взятки по предварительному сговору группой лиц будет тогда, когда взятка получается двумя или большим числом должностных лиц, если между ними до получения взятки достигнуто соглашение о ее совместном получении. Для наличия этого признака необходим ряд условий: 1) между двумя или большим числом должностных лиц должно состояться соглашение о получении взятки (или взяток); 2) это соглашение должно предшествовать получению взятки; 3) каждое из участвующих в сговоре лиц должно совершить конкретные действия с использованием служебного положения в пользу взяткодателя (или хотя бы часть их); 4) каждое из должностных лиц получает часть взятки (или взяток).
В этой связи неточным является разъяснение этого признака в котором наличие его признается, когда взятку получило хотя бы одно должностное лицо, и не требуется, чтобы каждый из участников группы совершил часть действий в пользу взяткодателя
Получение взятки организованной группой отличается от предыдущей формы тем, что в соответствии с законом для ее получения (либо нескольких взяток) должностные лица объединяются в устойчивую группу. Все остальные признаки, присущие получению взятки группой лиц по предварительному сговору, относятся и к получению ее организованной группой. При этом если участники организованной группы получили несколько взяток либо группа вообще была создана для систематического взяточничества, в соответствии с законом лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, подлежит уголовной ответственности за ее организацию и руководство ею в случаях, предусмотренных Особенной частью УК, а также за все преступления, совершенные участниками группы (в данном случае получение взяток), если они охватывались его умыслом.
в) Третий признак — крупный размер взятки — непосредственно определен в УК. Согласно закону крупным размером взятки следует признавать сумму денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающих триста минимальных расчетных показателей, установленного законодательством РК на момент совершения преступления.
г) Четвертый признак (неоднократность) - получение взятки не менее двух раз, если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности за предыдущее получение взятки, либо одновременное получение взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого из взяткодателей совершается отдельное действие.
Неоднократность отсутствует, если взятка получалась в несколько приемов за выполнение (или невыполнение) одного действия в пользу взяткодателя, а равно получение ее от нескольких лиц, однако за совершение в их интересах одного и того же действия.
2.3. Вымогательство взятки как наиболее опасный квалифицированный
вид получения взятки.
В уголовном законодательстве с вымогательством взятки связываются существенные уголовно-правовые последствия. Вымогательство значительно повышает общественную опасность получения взятки и личности виновного, потому является квалифицирующим признаком состава данного преступления и влечет по закону более строгую уголовную ответственность. Это видно из ст. 311 УК РК. Вымогательство в законе названо в числе таких квалифицирующих признаков, как получение взятки по предварительному сговору или организованной группой лиц, неоднократно, в крупном размере. Вместе с тем в законе установлено, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки. Очевидно, что все эти нормы направлены на усиление борьбы со взяточничеством. Правильное понимание и применение закона должно отвечать этой цели. Между тем изучение судебной практики показывает, что еще нередки случаи, когда вымогатели взяток необоснованно не привлекаются к строгой ответственности, а лица, давшие взятку в результате вымогательства, не освобождаются от уголовной ответственности. Все это происходит вследствие разноречивого понимания в судебной практике и научной юридической литературе сущности вымогательства взятки и его последствий. Несомненно, такого рода ошибки недопустимы. Они должны рассматриваться как существенные нарушения закона.
Вымогательство означает требование должностным лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо постановление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. Анализ судебной практики показывает, что при рассмотрении конкретных уголовных дел одни суды следуют этому разъяснению, а другие - его не соблюдают.
Следует отметить, что в юридической литературе нет единого мнения по рассматриваемому вопросу. Б.В. Здравомыслов в учебнике по уголовному праву после пересказа содержания указанного выше разъяснения утверждает: "Вместе с тем не будет вымогательства взятки в случаях, когда виновный требует взятку под угрозой совершить в отношении взяткодателя законные действия (передать материалы о совершенном преступлении в прокуратуру, уволить за неоднократные прогулы либо за несовершение в его пользу незаконных действий (например, за сокрытие недостачи материальных ценностей, прекращение уголовного дела при отсутствии к тому оснований)". Получается странная ситуация: вроде вымогательство есть (т.е. требование дать взятку под угрозой), но в то же время его и нет. Между тем в любом словаре русского языка мы прочитаем: вымогать (вымогательство) означает шантажом, угрозами добиваться чего-нибудь, а шантаж - это неблаговидные действия, угроза разоблачения, разглашения компрометирующих сведений с целью вымогательства, а также вообще угроза, запугивание чем-нибудь с целью создать выгодную для себя обстановку. Никаких других признаков вымогательств, как видно, не указывается.
Деление интересов взяткодателя на правоохраняемые и неправоохраняемые выходит за пределы понятия вымогательства взятки, не является его компонентом, конструктивным признаком. Сказывается и то, что ни одна из изложенных точек зрения не нашла должного научного обоснования.
При разрешении вопроса необходимо прежде всего обратиться к анализу законоположений, относящихся к данной теме. Известно, что одни и те же понятия и термины, употребляемые в одном и том же законе, должны быть однозначными по своему содержанию и соответственно так же толковаться. Во всяком случае, они должны совпадать по своим основным компонентам, тем более, если одно из этих понятий определено в законе. В этой связи сопоставим понятие вымогательства имущества, которое определено в законе, и вымогательство взятки, у которого нет определения в законе. Очевидно, что эти понятия по своим основным признакам должны совпадать, толковаться одинаково, причем при выяснении существа второго из этих понятий необходимо исходить из первого законодательного определения. В нормах УК о вымогательстве имущества не выдвигается в качестве условия наличия вымогательства определенная правовая оценка интересов потерпевшего. В частности, для вымогательства не имеет значения, в законном ли владении находится вымогаемое имущество или неправомерном, действительны ли, истинны или ложны позорящие потерпевшего сведения, угрозой разглашения которых вымогатель стремится добиться своей цели. Решающее значение имеет лишь одно: преступник путем вымогательства стремится завладеть чужим для него имуществом. В судебной практике и научной литературе справедливо утверждается, что похищены, могут быть не только вещи, находящиеся в правомерном обладании потерпевшего, но и вещи, находящиеся в его неправомерном обладании. Соответствующие органы ведут борьбу с любыми хищениями имущества. Похищение вещей, добытых неправомерным путем, заключает в себе состав похищения ввиду явной общественной опасности всякого похищения. Очевидно, состав вымогательства не исключается, если его предметом являются вещи, находящиеся в неправомерном обладании данного лица (то обстоятельство, что такие случаи сравнительно редки, не меняет правовой природы деяния).
Таким образом, должно рассматриваться и вымогательство взятки, не прибегая при этом к искусственному конструированию понятия этого деяния в зависимости от правомерности или противоправности интересов взяткодателя.
Понятие вымогательства взятки необходимо определять, исходя также из понятия получения взятки. Напомню, что в ст. 311 УК РК это деяние определяется следующим образом: получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Под "интересами дающего взятку" понимаются как интересы самого взяткодателя, так и интересы близких ему лиц (родственников, друзей и т.д.). Таким же образом следует понимать и выражение "в пользу взяткодателя или представляемых им лиц". При этом не имеет значения, являются ли эти "интересы", "польза" законными, правоохраняемыми или неправомерными. Состав получения взятки образуют как выполненные должностным лицом за взятку законные действия в правомерных интересах (в пользу) взяткодателя (законное прекращение уголовного дела, законное освобождение из-под стражи, от уплаты налога, законное предоставление квартиры и т.п.), так и незаконные действия, в неправомерных интересах взяткодателя (незаконное прекращение уголовного дела, незаконное освобождение из-под стражи и т.д.).
Вымогательство взятки - это такое же получение взятки, но сопряженное с вымогательством. Иными словами, это получение взятки путем вымогательства. Вымогательство лишь повышает опасность получения взятки и личности взяткополучателя. В ч. 2 ст. 311 УК РК за получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) предусмотрено более строгое наказание, а они, естественно, могут быть совершены лишь в неправомерных интересах взяткодателя. Из этого следует вывод, что более опасным должно считаться вымогательство взятки в случае совершения взяткополучателем незаконных действий в неправомерных интересах взяткодателя.
Исходя из изложенного, под вымогательством взятки следует понимать требование должностного лица дать ему взятку под угрозой совершения каких-либо неблагоприятных для взяткодателя действий в случае его отказа дать взятку, сопровождаемое обещанием выполнения или реальным выполнением в интересах или в пользу дающего взятку или его близких определенных правомерных или противоправных действий, независимо от того, являются ли интересы, польза взяткодателя правоохраняемыми или неправомерными. Вымогательство (понуждение лица дать взятку) - более опасный способ получения взятки. При этом преступление считается оконченным, если взятка получена путем вымогательства, хотя бы при этом должностное лицо и не выполнило своего обещания совершить желаемые для взяткодателя действия. При получении взятки, сопряженной с вымогательством, взяткополучатель подлежит более строгой ответственности, а взяткодатель - освобождению от уголовной ответственности за дачу взятки, но не за совершенные им другие противоправные действия, ответственности за которые он пытался избежать за взятку.
В связи с этим представляют интерес положения уголовного законодательства Италии о вымогательстве взятки. Согласно ст. 317 УК, вымогательством взятки признается ситуация, когда должностное лицо, злоупотребляя своей должностью или своими полномочиями, принуждает или побуждает кого-либо дать или пообещать ему или третьему лицо незаслуженные деньги или предоставить другие выгоды. В комментарии к этой статье справедливо указывается, что при вымогательстве взятки должностное лицо, используя свой авторитет, оказывает психическое давление на взяткодателя, вызывая в нем чувство страха и тем самым принуждая дать взятку.
Как видно, понятие вымогательства взятки и здесь полностью исчерпывается определенными действиями должностного лица - взяткополучателя и не связывается с делением интересов взяткодателя на правоохраняемые и противоправные.
Получение взятки за незаконные действия (бездействие) являются квалификационным составом (ч. 2 ст. 311УК). Незаконность действий (бездействия) должностного лица означает любую (а не только уголовную) противоправность такого поведения. Если такое поведение преступно, необходима квалификация содеянного по совокупности преступлений.
Строгость наказания должна быть не только соразмерна тяжести преступления, но и “силе побудительных мотивов” к его совершению”. Сегодня она весьма популярна и звучит так: “преступление следует сделать невыгодным”. Теоретически можно предположить: чиновник, предвидя осуждение и наказание, тем не менее, смиряется с ним, рассчитывая после его отбытия воспользоваться приобретенными преступлением благами.
3. Особенности квалификации получения взятки.
3.1. Квалифицирующие признаки преступления.
Однако такое предположение мало вероятно в практической жизни. Подобная идея может возникнуть в психике вора, но совершенно нетипична для чиновника, который, безусловно, рассчитывает избежать наказания. Кроме того, несколько лет лишения свободы достаточны для того, чтобы любая взятка воспринималась как невыгодная. Нельзя переоценивать общепревентивное значение длительных сроков лишения свободы, наша наука неоднократно опровергала этот миф. Длительные сроки лишения свободы могут быть целесообразны лишь в целях специальной превенции (путем изоляции и не в случае с крупным взяточничеством). Более того, упомянутая теория не только сомнительна, но и безнравственна, в связи, с чем не может лечь в основу уголовной политики.
Можно определить следующие признаки взятки:
1) имущественный характер выгоды;
2) незаконность ее предоставления;
3) предоставление такой выгоды за совершение действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения должностного лица;
4) получение ее должностным лицом.
3.2 Отграничение от смежных составов.
Получение взятки и получение незаконного вознаграждения.
Получение взятки как должностное преступление (ст. 311 УК) отличается от получения незаконного вознаграждения (ст. 224 УК) по объекту и субъекту преступления. Получение незаконного вознаграждения законодатель отнес к преступлениям в сфере экономики, а получение взятки - к преступлениям против государственной власти. Практическое значение имеет разграничение получения незаконного вознаграждения и получения взятки по субъекту преступления. Если субъектом получения взятки является должностное лицо (т.е. лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, или приравненным к нему лицом, а равно работник негосударственной организации, выполняющий управленческие функции, материального вознаграждения, льгот или услуг имущественного характера за выполнение работы или оказание услуги, входящих в круг его обязанностей), то субъектом получения незаконного вознаграждения (пассивного) будет лицо, выполняющее управленческие функции в любой другой организации, как в коммерческой, так и в некоммерческой (в т. ч. в хозяйственных обществах и товариществах, в кооперативах, на государственном предприятии, в политической партии, религиозном или ином общественном объединении и др.). При этом следует учитывать, что работники коммерческих и иных организаций могут быть должностными лицами, если являются представителями власти по специальному полномочию (например, инспектора труда профсоюзов).
Законодатель рассматривает получение незаконного вознаграждения в качестве менее опасного преступления, чем взяточничество. Получение незаконного вознаграждения является преступлением с формальным составом. Любое преступление причиняет тот или иной вред. Однако в преступлениях с формальными составами этот вред находится за рамками состава преступления, его объективной стороны. Однако вред этот должен быть установлен как факт, имеющий процессуальное значение, а также учитывается при назначении наказания.
Получение взятки и превышение власти или должностных полномочий. Получение взятки по существу является разновидностью злоупотребления должностными полномочиями. Получая взятку, должностное лицо тем самым использует свои должностные полномочия, а также фактические возможности, вытекающие из должностного положения вопреки интересам службы, причиняя существенный вред интересам государства, выражающийся в нарушении нормальной работы аппарата публичной власти и подрыве ее авторитета. Однако объективные и субъективные признаки этих преступлений существенно различаются. В практике вопрос о разграничении этих преступлений встает чаще всего в связи с поборами должностных лиц, которые не воспринимаются сторонами в качестве взятки, когда должностное лицо завладевает деньгами, например, под видом штрафа.
Получение взятки может образовать совокупность с должностным злоупотреблением, например, в случае, когда должностное лицо берет взятку за совершение незаконного действия, причиняющего существенный вред. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений - по части второй статьи 308 УК РК и соответствующей статье УК РК (превышение власти или должностных полномочий, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств и т.п.).
Получение взятки и мошенничество.
В судебной практике квалифицируются действия должностного лица, которое, получая имущественное предоставление, не только не намерено совершить обусловленные действия, но и не имеет возможности такие действия совершить. Получение должностным лицом... денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по статье 177 УК РК. В этом случае действия взяткодателя квалифицируются как покушение на дачу взятки. Возможно подстрекательство к даче взятки со стороны должностного лица. Указанное разъяснение относится только к случаю, когда должностное лицо, получая ценности, не намерено совершить действие или содействовать его совершению, используя служебное положение. Если должностное лицо заблуждается относительно своих возможностей (служебных полномочий или фактических возможностей, связанных с должностным положением), или намерено превысить должностные полномочия (что впоследствии окажется невозможным) - содеянное квалифицируется как получение взятки. Как быть, например, в случае, когда должностное лицо берет взятку за прекращение уголовного дела, сознавая при этом, что способно исключить из обвинения лишь некоторые эпизоды? Будет это мошенничеством или получением взятки? Можно ли придавать при квалификации взяточничества определяющее значение такому зыбкому понятию, как фактические возможности должностного лица, связанные со служебным положением, используя которые он может содействовать совершению действия другим лицом? Определяет ли это обстоятельство характер и степень общественной опасности взяточничества? При последовательном проведении этой идеи следует вовсе отказаться от уголовного преследования взяточничества в случае, если, получая взятку, должностное лицо переоценило свой должностной авторитет, а впоследствии не смогло выполнить обусловленных действий - тут не будет ни взятки, ни мошенничества? Поэтому в подобной ситуации правильной представляется квалификация содеянного как получения взятки, а не как мошенничества, что не будет и нарушением уголовного закона.
Заключение
Движимые жаждой наживы, обогащения, должностные лица - взяткополучатели прибегают зачастую к самым разнообразным и изощренным (от завуалированных, замаскированных до открыто наглых, организованных) способам и формам воздействия на граждан с целью понудить их дать взятку. Коррупция и взяточничество парализуют нормальное функционирование органов власти и управления, формируют у граждан убеждение в том, что без взятки невозможно реализовать и защитить свои права, добиться правды и справедливости.
Известны значительные трудности в расследовании дел о взяточничестве, в разоблачении взяткополучателей, в преодолении круговой поруки, сговора между ними и взяткодателями. Вышеизложенные тезисы стали основанием для выбора темы данной курсовой работы. Ее актуальность не может вызывать сомнений. От уровня ее теоретической разработки во многом зависит практические результаты, что определяет ее теоретическое и практические значение. В данной курсовой работе предпринята попытка решить задачу: дать уголовно-правовую характеристику получению взяток, отграничить указанные составы от смежных.
Библиографический список
1. Уголовно-процессуальный кодекс РК от 13.12.1998.
2. Уголовный кодекс РК от 16.07.1997 // Ведомости Парламента РК. 1997. №15–16. Ст. 211.
3. О государственной службе: ЗРК от 23.07.1999 // Там же. 1999. №21. Ст. 773.
4. О практике рассмотрения уголовных дел о преступлениях, связанных с коррупцией: Нормат. постановление Верховного суда РК от 13.12.2001 №18 // Бюл Верхового суда РК. 2001. №12
5. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан. Алматы: Баспа, 1999.
6. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан. Караганда, 1999.
7. Комментарий к изменениям и дополнениям в Уголовный кодекс Республики Казахстан / Отв. ред. И.Ш. Борчашвили. Караганда, 2000.
8. Комментарий к изменениям и дополнениям в Уголовный кодекс и Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан / Отв. ред. И.Ш. Борчашвили, М.М. Оразалиева. Караганда, 2003.
9. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан (Ч. Особ.). Алматы: Жеті жаргы, 2000.
10. Материалы к изучению курса "Уголовное право" (Ч. Оcоб.): Сб. пост. Пленумов Верховного суда РК / Сост. Г.Б. Саматова. Алматы, 1999.
11. Сравнительные таблицы УК и УПК Республики Казахстан, Казахской ССР, Российской Федерации. Алматы, 1998.
12. Уголовное право Республики Казахстан: Ч. Особ. Т. 1. Алматы: Данекер, 1999.
13. Уголовное право Республики Казахстан: Ч. Особ. Т. 2. Алматы: Данекер, 2000.
14. Уголовное право Республики Казахстан: Ч. Особ. Алматы: Баспа, 2001.
15. Уголовное право Республики Казахстан: Ч. Особ. Алматы: Жеті жаргы, 2003.
16. Уголовный кодекс Республики Казахстан: Толкование и комментарий по разделам и главам. Вып. 2. Алматы, 1998.
17. Нукенов М.О. Коррупционные преступления: криминологический и уголовно-правовой анализ. Алматы, 1999.
18. Оланбекова Г. Коррупция – вне закона // Фемида. 1999. №10. С. 14–17.
19. Волженкин Б.В. Служебные преступления. -2000
20. Аслаханов А.А. «Проблемы уголовно-правовой борьбы со взяточничеством»// Государство и право. -1999
Приложение №1
Особо квалифицированные виды получения взятки |
26