Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:07, доклад
Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации по руководству системой прокуратуры Российской Федерации
1. Генеральный прокурор Российской
Федерации руководит системой прокуратуры
Российской Федерации, издает обязательные
для исполнения всеми работниками органов
и учреждений прокуратуры приказы, указания,
распоряжения, положения и инструкции,
регулирующие вопросы организации деятельности
системы прокуратуры Российской Федерации
и порядок реализации мер материального
и социального обеспечения указанных
работников.
В соответствии со ст. 129 Конституции
РФ Генеральный прокурор возглавляет
всю систему прокурорских органов, руководит
их деятельностью и осуществляет контроль
за ними. Централизация органов прокуратуры
выражается в том, что все нижестоящие
прокуроры подчиняются вышестоящему прокурору
и Генеральному прокурору РФ.
Вышестоящие прокуроры осуществляют руководство нижестоящими прокурорами и контролируют их деятельность. В соответствии с принципом единства системы прокурорских органов вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему прокурору выполнение своих обязанностей (кроме специально оговоренных в Законе) и вместе с тем вправе взять на себя осуществление обязанностей нижестоящего прокурора.
В соответствии с Конституцией
РФ, настоящим ФЗ и Регламентом Генеральной
прокуратуры РФ (утв. Приказом Генеральной
прокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N 2) Генеральным
прокурором РФ издаются обязательные
для исполнения всеми работниками организационно-
Приказы Генерального прокурора РФ издаются по ключевым, основополагающим вопросам организации деятельности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников. В качестве их могут выступать общие вопросы организации надзора и управления в органах прокуратуры, вопросы организации работы по надзору за исполнением законов, об организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствия и дознания, об организации надзора за исполнением законов на транспорте и др. Примером данной деятельности служат: Приказ Генерального прокурора РФ от 28 мая 1992 г. N 20 "Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 22 мая 1996 г. N 30 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30 октября 1998 г. N 74 "Об утверждении Положения об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации", Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 декабря 2002 г. N 70 "О порядке представления специальных донесений о чрезвычайных происшествиях и преступлениях, а также иной обязательной информации в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 марта 2006 г. N 12 "О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 июля 2006 г. N 37 "О внесении изменений в Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.01.2003 N 3".
Указания регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры. В частности, они могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением законов о приватизации, внешнеэкономической деятельности и др. Указания могут издаваться на основании обобщения материалов прокурорской и следственной практики, результатов конкретных проверок. В ряде случаев указания могут издаваться совместно с другими ведомствами. В качестве примера можно привести указание Генеральной прокуратуры РФ, ФСБ РФ и МВД РФ от 25 апреля, 28 мая, 14 июня 2002 г. N 30/20, 15, 3 "О порядке взаимодействия дежурных служб Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности РФ" и многие другие.
Распоряжения связаны в основном с реализацией мер разового или краткосрочного характера. С помощью распоряжений регламентируется статус структурных подразделений центрального аппарата Генеральной прокуратуры, наиболее крупных специализированных прокуратур, порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. Об этом свидетельствует распоряжение Генеральной прокуратуры РФ от 26 октября 2001 г. N 61/9р "О порядке учета, выдачи, хранения и использования гербовых бланков Генеральной прокуратуры Российской Федерации".
Инструкции определяют процедуру, своего рода технологию осуществления отдельных видов деятельности: организации делопроизводства, статистического учета, порядка хранения документов и др. Они вводятся в действие Приказом Генеральной прокуратуры РФ "О введении в действие...". Так, например, Инструкция по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации введена в действие Приказом N 93 от 28 декабря 1998 г.
2. Генеральный прокурор Российской
Федерации в пределах выделенной штатной
численности и фонда оплаты труда устанавливает
штаты и структуру Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, определяет полномочия
структурных подразделений, устанавливает
штатную численность и структуру подчиненных
органов и учреждений прокуратуры.
Генеральный прокурор РФ на
основании настоящего ФЗ, Указа Президента
РФ от 19 августа 2003 г. N 969 "Об общей штатной
численности органов прокуратуры Российской
Федерации", Постановления Правительства
РФ от 30 июля 2005 г. N 467 "Об установлении
должностных окладов прокурорских работников
органов прокуратуры Российской Федерации"
в пределах выделенной штатной численности
и фонда оплаты труда устанавливает штаты
и структуру Генеральной прокуратуры
РФ.
Генеральный прокурор РФ в пределах своих полномочий определяет: предельную общую штатную численность и фонд оплаты труда по прокуратурам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокуратурам, включая аппараты и подчиненные прокуратуры городского и районного звена.
Он принимает решения по образованию и ликвидации прокуратур городов, районов и приравненных к ним прокуратур, созданию и ликвидации отделов в этих прокуратурах.
В его ведении утверждение структуры аппаратов прокуратур областного звена, включая создание, слияние, разделение и ликвидацию управлений и отделов, установление и упразднение должностей первых заместителей, заместителей и старших помощников прокуроров по основным направлениям прокурорской деятельности.
Генеральный прокурор решает вопрос зачисления в резерв Генеральной прокуратуры РФ штатных единиц, высвободившихся в результате изменения штатных расписаний.
Данные полномочия реализуются
организационно-
3. Генеральный прокурор Российской
Федерации назначает на должность и освобождает
от должности директоров (ректоров) научных
и образовательных учреждений системы
прокуратуры Российской Федерации и их
заместителей, а также руководителей филиалов
научных и образовательных учреждений
системы прокуратуры Российской Федерации
и их заместителей.
Научные и образовательные
учреждения системы прокуратуры Российской
Федерации являются ее органичным элементом.
В их задачи входит осуществление научных
исследований актуальных проблем прокурорского
надзора, борьбы с преступностью, укрепления
правопорядка, повышение профессиональной
квалификации прокурорских и следственных
работников. На основании настоящего ФЗ
и Регламента Генеральной прокуратуры
РФ Генеральный прокурор РФ назначает
на должность и освобождает от должности
директоров (ректоров) научных и образовательных
учреждений системы прокуратуры РФ и их
заместителей, что обусловлено непосредственной
связью с органами прокуратуры, функционированием
в рамках единого ведомства.
В этих целях Генеральным прокурором
РФ издаются организационно-
Директора (ректоры), их заместители определяют основные направления и содержание деятельности данных учреждений.
Для комплексного анализа состояния законности и правопорядка в стране необходима научная оценка действенности прокурорского надзора, прогноз основных тенденций в состоянии законности, динамике и структуре преступности. Эту работу осуществляет НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. Это научное подразделение в установленные сроки представляет Генеральному прокурору РФ информационно-аналитическую записку с научно обоснованными предложениями о мерах по повышению действенности прокурорского надзора, совершенствованию правоприменительной практики и текущего законодательства.
Для того чтобы исполнять поставленные перед ними задачи, органы прокуратуры должны иметь крепкое ядро профессионально подготовленных сотрудников в специализированных учебных заведениях. По предложению Генеральной прокуратуры Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 205 в г. Иркутске создан Институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Другим Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1996 г. N 787 организованы институты прокуратуры в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии.
4. Генеральный прокурор Российской
Федерации несет ответственность за выполнение
задач, возложенных на органы прокуратуры
настоящим Федеральным законом.
Конституция РФ, настоящий ФЗ
и Регламент Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, утвержденный Приказом
Генеральной прокуратуры РФ N 2 от 15 января
2003 г., возлагают на Генерального прокурора
всю полноту ответственности за выполнение
задач, возложенных на органы прокуратуры.
Они заключаются в обеспечении единства
законности на территории всей страны,
верховенства закона, защиты прав и свобод
человека и гражданина - один из главных
устоев правового государства. Также он
в определенный срок рассматривает обращения
Президента РФ и его помощников, Председателя
Правительства РФ и его заместителей,
руководителя Администрации Президента,
секретаря Совета Безопасности, Председателей
Совета Федерации и Государственной Думы
Федерального Собрания РФ, Председателей
Конституционного Суда, Верховного Суда
и Высшего Арбитражного Суда РФ, председателя
Счетной палаты, Уполномоченного по правам
человека в РФ, руководителя Аппарата
Правительства РФ, руководителей федеральных
органов исполнительной власти, руководство
деятельностью которых осуществляют Президент
РФ или Правительство РФ, а также обращения,
в которых обжалуются решения заместителей
Генерального прокурора РФ; парламентские
запросы, запросы членов Совета Федерации
и депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания РФ, адресованные Генеральному
прокурору; запросы и обращения членов
Совета Федерации и депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания РФ, адресованные
Генеральному прокурору, в которых обжалуются
решения заместителей Генерального прокурора
либо содержатся сведения о злоупотреблениях
и иных правонарушениях, допущенных сотрудниками
Генеральной прокуратуры и руководителями
прокуратур субъектов РФ; обращения иных
лиц по фактам коррупции и злоупотребления
служебным положением со стороны сотрудников
Генеральной прокуратуры, руководителей
прокуратур субъектов РФ и высших должностных
лиц РФ.
О результатах деятельности органов прокуратуры Генеральный прокурор РФ регулярно информирует государственные органы, средства массовой информации, широкие слои населения. Ежегодно им представляется доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания РФ и Президенту РФ.