Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации по руководству системой прокуратуры Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:07, доклад

Описание работы

Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

Работа содержит 1 файл

прокурорский комментарии.rtf

— 114.82 Кб (Скачать)

Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации по руководству системой прокуратуры Российской Федерации

1. Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. 
В соответствии со ст. 129 Конституции РФ Генеральный прокурор возглавляет всю систему прокурорских органов, руководит их деятельностью и осуществляет контроль за ними. Централизация органов прокуратуры выражается в том, что все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору РФ.

Вышестоящие прокуроры осуществляют руководство нижестоящими прокурорами и контролируют их деятельность. В соответствии с принципом единства системы прокурорских органов вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему прокурору выполнение своих обязанностей (кроме специально оговоренных в Законе) и вместе с тем вправе взять на себя осуществление обязанностей нижестоящего прокурора.

В соответствии с Конституцией РФ, настоящим ФЗ и Регламентом Генеральной прокуратуры РФ (утв. Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N 2) Генеральным прокурором РФ издаются обязательные для исполнения всеми работниками организационно-распорядительные документы, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры в целом и по отраслям надзора, исполнения требований законов и иных нормативных актов, личного состава, распределения обязанностей, порядка работы, реализации мер материального и социального характера.

Приказы Генерального прокурора РФ издаются по ключевым, основополагающим вопросам организации деятельности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников. В качестве их могут выступать общие вопросы организации надзора и управления в органах прокуратуры, вопросы организации работы по надзору за исполнением законов, об организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствия и дознания, об организации надзора за исполнением законов на транспорте и др. Примером данной деятельности служат: Приказ Генерального прокурора РФ от 28 мая 1992 г. N 20 "Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 22 мая 1996 г. N 30 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30 октября 1998 г. N 74 "Об утверждении Положения об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации", Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 декабря 2002 г. N 70 "О порядке представления специальных донесений о чрезвычайных происшествиях и преступлениях, а также иной обязательной информации в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 марта 2006 г. N 12 "О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 июля 2006 г. N 37 "О внесении изменений в Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.01.2003 N 3".

Указания регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры. В частности, они могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением законов о приватизации, внешнеэкономической деятельности и др. Указания могут издаваться на основании обобщения материалов прокурорской и следственной практики, результатов конкретных проверок. В ряде случаев указания могут издаваться совместно с другими ведомствами. В качестве примера можно привести указание Генеральной прокуратуры РФ, ФСБ РФ и МВД РФ от 25 апреля, 28 мая, 14 июня 2002 г. N 30/20, 15, 3 "О порядке взаимодействия дежурных служб Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности РФ" и многие другие.

Распоряжения связаны в основном с реализацией мер разового или краткосрочного характера. С помощью распоряжений регламентируется статус структурных подразделений центрального аппарата Генеральной прокуратуры, наиболее крупных специализированных прокуратур, порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. Об этом свидетельствует распоряжение Генеральной прокуратуры РФ от 26 октября 2001 г. N 61/9р "О порядке учета, выдачи, хранения и использования гербовых бланков Генеральной прокуратуры Российской Федерации".

Инструкции определяют процедуру, своего рода технологию осуществления отдельных видов деятельности: организации делопроизводства, статистического учета, порядка хранения документов и др. Они вводятся в действие Приказом Генеральной прокуратуры РФ "О введении в действие...". Так, например, Инструкция по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации введена в действие Приказом N 93 от 28 декабря 1998 г.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры. 
Генеральный прокурор РФ на основании настоящего ФЗ, Указа Президента РФ от 19 августа 2003 г. N 969 "Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 30 июля 2005 г. N 467 "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации" в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ.

Генеральный прокурор РФ в пределах своих полномочий определяет: предельную общую штатную численность и фонд оплаты труда по прокуратурам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокуратурам, включая аппараты и подчиненные прокуратуры городского и районного звена.

Он принимает решения по образованию и ликвидации прокуратур городов, районов и приравненных к ним прокуратур, созданию и ликвидации отделов в этих прокуратурах.

В его ведении утверждение структуры аппаратов прокуратур областного звена, включая создание, слияние, разделение и ликвидацию управлений и отделов, установление и упразднение должностей первых заместителей, заместителей и старших помощников прокуроров по основным направлениям прокурорской деятельности.

Генеральный прокурор решает вопрос зачисления в резерв Генеральной прокуратуры РФ штатных единиц, высвободившихся в результате изменения штатных расписаний.

Данные полномочия реализуются организационно-распорядительными документами Генерального прокурора, в частности, такими Приказами, как: "О порядке реализации организационно-штатных полномочий в системе прокуратуры Российской Федерации" N 8 от 29 января 1999 г., "Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации" N 66 от 11 ноября 1996 г., "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур" N 54 от 9 сентября 2002 г., "О внесении изменений в статистическую отчетность о работе с прокурорско-следственными кадрами" N 162-ш от 15 декабря 1999 г., "Об утверждении Положения об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации" N 74 от 30 октября 1998 г. и другими.

3. Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей, а также руководителей филиалов научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей. 
Научные и образовательные учреждения системы прокуратуры Российской Федерации являются ее органичным элементом. В их задачи входит осуществление научных исследований актуальных проблем прокурорского надзора, борьбы с преступностью, укрепления правопорядка, повышение профессиональной квалификации прокурорских и следственных работников. На основании настоящего ФЗ и Регламента Генеральной прокуратуры РФ Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей, что обусловлено непосредственной связью с органами прокуратуры, функционированием в рамках единого ведомства.

В этих целях Генеральным прокурором РФ издаются организационно-распорядительные документы, которыми назначаются руководители научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры.

Директора (ректоры), их заместители определяют основные направления и содержание деятельности данных учреждений.

Для комплексного анализа состояния законности и правопорядка в стране необходима научная оценка действенности прокурорского надзора, прогноз основных тенденций в состоянии законности, динамике и структуре преступности. Эту работу осуществляет НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. Это научное подразделение в установленные сроки представляет Генеральному прокурору РФ информационно-аналитическую записку с научно обоснованными предложениями о мерах по повышению действенности прокурорского надзора, совершенствованию правоприменительной практики и текущего законодательства.

Для того чтобы исполнять поставленные перед ними задачи, органы прокуратуры должны иметь крепкое ядро профессионально подготовленных сотрудников в специализированных учебных заведениях. По предложению Генеральной прокуратуры Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 205 в г. Иркутске создан Институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Другим Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1996 г. N 787 организованы институты прокуратуры в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии.

4. Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры настоящим Федеральным законом. 
 
Конституция РФ, настоящий ФЗ и Регламент Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденный Приказом Генеральной прокуратуры РФ N 2 от 15 января 2003 г., возлагают на Генерального прокурора всю полноту ответственности за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры. Они заключаются в обеспечении единства законности на территории всей страны, верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина - один из главных устоев правового государства. Также он в определенный срок рассматривает обращения Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководителя Администрации Президента, секретаря Совета Безопасности, Председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председателей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, руководителя Аппарата Правительства РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент РФ или Правительство РФ, а также обращения, в которых обжалуются решения заместителей Генерального прокурора РФ; парламентские запросы, запросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, адресованные Генеральному прокурору; запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, адресованные Генеральному прокурору, в которых обжалуются решения заместителей Генерального прокурора либо содержатся сведения о злоупотреблениях и иных правонарушениях, допущенных сотрудниками Генеральной прокуратуры и руководителями прокуратур субъектов РФ; обращения иных лиц по фактам коррупции и злоупотребления служебным положением со стороны сотрудников Генеральной прокуратуры, руководителей прокуратур субъектов РФ и высших должностных лиц РФ.

О результатах деятельности органов прокуратуры Генеральный прокурор РФ регулярно информирует государственные органы, средства массовой информации, широкие слои населения. Ежегодно им представляется доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания РФ и Президенту РФ.

 


Информация о работе Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации по руководству системой прокуратуры Российской Федерации