Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:06, реферат
Похищение человека — наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) неоднократно;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья;
г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
д) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
ж) в отношении двух или более лиц;
з) из корыстных побуждений, —
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Представляется, что основная масса случаев незаконного помещения в психиатрический стационар совершается лицами, использующими свое служебное положение (см. комментарий к ст. 127.1 УК РФ). Сотрудники органов опеки и попечительства, принимающие в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" решение о помещении в психиатрический стационар несовершеннолетнего в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя этого несовершеннолетнего, а также принимающие решение о помещении потерпевшего в стационар сотрудники психиатрических учреждений <1>, судьи, лица, осуществляющие дознание и следствие, прокуроры несут ответственность за незаконное помещение в психиатрический стационар по ч. 2 ст. 128 УК РФ как лица, использующие свое служебное положение.
------------------------------
<1> Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ N 5-О06-38 по делу Джафаровой // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 3.
Незаконное помещение
в психиатрический
стационар, повлекшее
по неосторожности
смерть потерпевшего
или иные тяжкие
последствия, влечет
более суровую
ответственность.
Иными тяжкими
последствиями, указанными
в статье, могут
выступать самоубийство
потерпевшего, развитие
у него тяжелого
соматического или
психического заболевания,
причинение крупного
материального ущерба
и т.д. Важно
установить, что наступившие
последствия находятся
в причинной связи
с действиями виновного.
Данный квалифицированный
состав предусматривает
преступление с
двумя формами
вины. Отношение к
наступившим последствиям
выражено только
неосторожностью,
а потому причинение
потерпевшему смерти
по неосторожности
в результате помещения
его в психиатрический
стационар не требует
самостоятельной
дополнительной квалификации
по ст. 109 УК РФ.
Умышленное же
причинение вреда
здоровью потерпевшего
в процессе его
"лечения" в
психиатрическом
стационаре, а равно
иное умышленное
причинение вреда
не охватываются
составом ч. 2 ст. 128
УК РФ и требуют
самостоятельной
квалификации по
соответствующим
статьям закона
об ответственности
за умышленные
преступления против
здоровья и др.
Признаки объекта оскорбления и потерпевшего идентичны аналогичным признакам состава клеветы (см. комментарий к ст. 129 УК РФ).
Объективная сторона преступления состоит в действиях, направленных на унижение чести и достоинства другого лица в неприличной форме. Состав преступления формальный; оскорбление окончено в момент совершения действий.
Оскорбление представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего, имеющую обобщенный характер и унижающую его честь и достоинство <1>. Для квалификации содеянного важно установить, что:
------------------------------
<1> См. сохраняющий свое значение для понимания состава оскорбления п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 25 сентября 1979 г. N 4 "О практике рассмотрения судами жалоб и дел о преступлениях, предусмотренных ст. 112, ч. 1 ст. 130 и ст. 131 УК РСФСР" (Постановление признано утратившим силу Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 г. N 8).
а) действия виновного были направлены персонально против одного или нескольких лиц; оскорбительные высказывания в адрес персонально неопределенной группы лиц, идентифицируемой признаками профессии, национальной принадлежности и т.д., состава оскорбления не образуют, но в некоторых случаях могут квалифицироваться по иным статьям уголовного закона (например, ст. 282 УК РФ) или образовывать состав административно наказуемого хулиганства;
б) действия виновного должны отражать оценку личных качеств потерпевшего (отрицательная оценка лицом производственной деятельности работника не содержит состава оскорбления; в отличие от клеветы при оскорблении виновный сообщает не о конкретных фактах, касающихся потерпевшего, а дает оценку его личным качествам и поведению в целом.
Оскорбительное действие
может носить информационный (оскорбительные
высказывания, письменная
передача нецензурной
информации и др.)
или физический (пощечина,
плевок и др.) характер.
Если оскорбление
сопровождалось совершением
насильственных действий,
причиняющих физическую
боль, побоями или
причинением вреда
здоровью, содеянное
должно квалифицироваться
по правилам совокупности
преступлений.
Обязательным условием признания состава преступления в действиях субъекта является их неприличная форма, отсутствие которой исключает квалификацию содеянного по ст. 130 УК РФ. Определяющим при решении вопроса о наличии либо отсутствии состава преступления, предусмотренного ст. 130 УК РФ, является не личное восприятие деяния потерпевшим как унижающего его честь и достоинства, а было ли это деяние выражено в неприличной форме. По смыслу закона неприличной следует считать циничную, глубоко противоречащую нравственным нормам, правилам поведения в обществе форму унизительного обращения с человеком. Установление данного признака является вопросом факта и решается правоприменителем с учетом всех обстоятельств дела: сложившихся в обществе представлений о моральных стандартах межличностного общения (этикете), этнической, профессиональной и иной характеристики субъекта и потерпевшего, характера их предшествующих и последующих взаимоотношений и т.д. В некоторых случаях для определения того, являлись ли высказывания субъекта оскорбительными, возможно проведение экспертизы (например, этиколингвистической).
Для квалификации содеянного как оскорбления не имеет значения, правдивы или ложны высказывания виновного; в последнем случае (если в неприличной форме распространяются заведомо ложные сведения) не исключается квалификация по совокупности преступлений.
С субъективной стороны оскорбление характеризуется умышленной формой вины. Совершая деяние, субъект всегда осознает общественную опасность выраженного в неприличной форме унижения чести и достоинства лица. Мотивы и цели оскорбления, не влияя на квалификацию, могут учитываться при индивидуализации уголовного наказания.
Субъект преступления общий - физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Содержание квалифицирующих признаков оскорбления (ч. 2 ст. 130 УК РФ) идентично аналогичным признакам состава клеветы (см. комментарий к ст. 129 УК РФ).
В ситуации, когда оскорбление является систематическим, носит характер травли и служит способом доведения лица до самоубийства, оно не требует самостоятельной квалификации и охватывается составом преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ.
Оскорбление, предусмотренное ст. 130 УК РФ, следует отграничивать от преступления, предусмотренного ст. 297 УК РФ "Неуважение к суду". Если оскорбление участников судебного разбирательства, судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, осуществляется вне зависимости от мотивов в зале судебного разбирательства или кабинете судьи, а равно если оскорбление указанных лиц осуществляется в любом ином месте по мотивам, связанным с рассмотрением дела или материалов в суде, содеянное надлежит квалифицировать по ст. 297 УК РФ; во всех остальных случаях оскорбление указанных лиц охватывается составом преступления, предусмотренного ст. 130 УК РФ.
Оскорбление, предусмотренное ст. 130 УК РФ, следует отграничивать от преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ "Оскорбление представителя власти". Отличие проводится по признакам потерпевшего, обстановки и мотиву преступления. Как преступление против порядка управления надлежит квалифицировать лишь публичное оскорбление представителя власти, совершенное при исполнении им своих служебных обязанностей или в связи с их исполнением. Следовательно, любое непубличное оскорбление власти, а равно публичное оскорбление представителя власти, совершенное не при исполнении им своих обязанностей и не в связи с их исполнением, должно квалифицироваться по ст. 130 УК РФ.
Оскорбление, предусмотренное
ст. 130 УК РФ, по
признакам субъекта,
потерпевшего и
мотиву преступления
надлежит отграничивать
от преступления,
предусмотренного
ст. 336 УК РФ "Оскорбление
военнослужащего".
К преступлениям
против военной
службы относится
лишь оскорбление
военнослужащего,
совершенное другим
военнослужащими
в связи с исполнением
обязанностей военной
службы.