Ответственность за преступления против семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении правовой характеристики преступлений против семьи.
Задача курсовой работы состоит в рассмотрении понятия семьи, несовершеннолетних в общем смысле; общая характеристика преступлений против семьи и несовершеннолетних; исследование конкретных групп преступлений против семьи; рассмотрение вопросов ответственности различных лиц за преступления, совершаемые против семьи.

Содержание

Введение 3-5
1. Общая характеристика и классификация преступлений против семьи и несовершеннолетних 6-9
1.1 Общественная опасность преступлений против семьи и несовершеннолетних 10-11
1.2 Охрана прав семьи и несовершеннолетних детей 11-12
2. Уголовно-правовая характеристика преступлений против семьи13-14
2.1 Преступления против семьи 14-15
2.1.1 Подмена ребенка 16-20
2.1.2 Незаконное усыновлени (удочерение) 20-25
2.1.3 Разглашение тайны усыновления (удочерения) 25-28
2.1.4 Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей 28-32
2.2 Характеристика лиц, совершающих преступления против семьи 32-33
2.3 Предупреждение преступлений против семьи 33-35
Заключение 36-39
Список использованных источников и литературы 40-43

Работа содержит 1 файл

Отв-ть за преступл. против семьи.-Курс..docx

— 71.76 Кб (Скачать)

     24 июля 1998 года был принят Федеральный  закон «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской  Федерации». Этот закон устанавливает  основные гарантии прав и законных  интересов ребенка и регулирует  отношения, возникающие в связи  с их реализацией.

     Ребенком  признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия), т.е. возраста гражданского совершеннолетия. Права  ребенка также отображены в статьях  с 54 по 60 Семейного кодекса.

     В юридической литературе подмену  ребенка традиционно относят  к группе преступлений против семьи. В. Савельева по этому поводу пишет, что общественная опасность подмены ребенка заключается в том, что она грубо разрывает кровные узы родства, нарушает наполненные глубоким нравственным содержанием отношения между родителями и детьми [36, c.28-29].

     Это утверждение вызывает, как минимум, два возражения. Ограничивать опасность преступления исключительно сферой кровнородственных отношений нет оснований, поскольку подмена возможна и в отношении неродных детей (усыновленных, приемных). Более того, увязка опасности рассматриваемого деяния с нарушением интересов семьи отодвигает на второй план проблему обеспечения прав самого ребенка, превращает их нарушение лишь в средство разрушения семьи, тем самым отрицается самостоятельная ценность личности ребенка, за ней не признается качество объекта уголовно-правовой охраны. Однако, являясь равноценным членом общества, он от рождения обладает комплексом естественных прав, гарантированных международным и национальным законодательством. Так. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. установила, что каждый ребенок имеет право на имя, гражданство, право знать своих родителей, на заботу с их стороны (ст. 7), право на сохранение индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи (ст. 8), право не разлучаться с родителями и поддерживать с ними на регулярной основе личные и правовые контакты (ст. 9). Общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации указанных прав, и страдают в первую очередь в результате подмены ребенка. Блокируя удовлетворение этих прав препятствует полнокровному процессу формирования личности ребенка, исключает важнейшую составляющую его частной жизни, связанную с внутрисемейными отношениями, обедняет духовную жизнь, а в ряде случаев нарушает имущественные и физические интересы ребенка.

     Таким образом, объектом преступления, предусмотренного ст. 153 УК РФ, должны быть признаны общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации права ребенка проживать  с родителями и воспитываться  в семье [29, c.15].

     Подмена ребенка – это преступление совершается  достаточно редко. Оно предусмотрено  статьей 153 Уголовного кодекса Российской Федерации.

     Объектом  преступления являются отношения по нормальному функционированию семьи, сохранению ребенком родственных связей со своей кровной семьей.

     Объективная сторона выражается в подмене  ребенка. Состав преступления формальный.

     Субъект – общий, им могут быть родители, лица медицинского персонала родильных домов и детских учреждений, а также другие заинтересованные лица.

     Субъективная  сторона характеризуется прямым умыслом. и корыстными или иными низменными побуждениями (мотивами). Лицо осознает, что заменяет одного ребенка другим, и желает этого. Обязательным признаком субъективной стороны преступления закон называет мотив — корыстные или иные низменные побуждения. Корыстный мотив будет в действиях медсестры роддома, которая за вознаграждение подменяет ребенка у роженицы.

     Корысть может заключаться в стремлении получить материальною выгоду или избавиться от материальных затрат, причем как  непосредственно после совершения преступления, так и в дальнейшем, например, от шантажа Низменные побуждения могут выражаться в желании отомстить, унизить, заменить здорового ребенка  на неполноценного, заменить ребенка  по признаку пола или внешним данным. К чисто низменным побуждениям  следует отнести также стремление использовать ребенка для проведения каких-либо медицинских экспериментов, использовать его органы или ткани  для трансплантации, использовать его  в сексуальных, ритуальных цепях. Как  видим, категория низменных побуждений включает в себя весьма широкий спектр различных по степени асоциальности  мотивов. Однако УК РФ не позволяет  дифференцировать ответственность  в зависимости от содержания этого  субъективного фактора, что можно  отнести к числу его недостатков. В настоящее время мотивы подмены  могут отразиться лишь на назначении наказания, поскольку они влияют на степень общественной опасности  преступления.

     Подмена ребенка означает передачу родителям  вместо собственного ребенка чужого дитя. Как правило, подмена может  иметь место непосредственно  после родов в родильном доме (больнице). Однако преступление может быть совершено и в другом месте, если новорожденный остался без присмотра в общественном месте, например в коляске на улице или в магазине. Некоторые исследователи считают, что нет оснований ограничивать возраст ребенка в ст. 153 УК РФ месячным периодом новорожденности, подмена возможна в отношении любого лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста и не осознающего своего происхождения, при условии, что и родители не были с ним ознакомлены.

     Обязательным  условием наличия состава преступления, предусмотренного статьей 153 Уголовного кодекса Российской Федерации, является не только изъятие у родителей ребенка, но и замена его другим. Если же имеет место лишь незаконное изъятие ребенка без его замены на другого, то деяние следует квалифицировать по статье 126 Уголовного кодекса Российской Федерации как похищение человека.

     В деле квалификации рассматриваемого преступления возможна еще одна проблема. Возникает  вопрос о квалификации действий лица, высказывавшего угрозы и принуждавшего  к обмену либо использовавшего те же угрозы для принуждения других лиц к передаче ребенка без  обмена его на другого. К сожалению, современный УК не дает на него ответа. Содеянное в данном случае не подпадает  ни под статью о похищении, ни под  статью о подмене, ни под статью о  совершении сделок в отношении несовершеннолетнего. И это можно отнести к числу  пробелов уголовного законодательства, восполнить который можно было бы, установив ответственность за понуждение к отказу от ребенка.

     Конструкция состава преступления ставит вопрос о квалификации соучастия в подмене  ребенка Соисполнительство и  сложное соучастие не вызывают проблем  в юридической оценке Они квалифицируются  либо только по статье Особенной части, либо по статье Особенной части со ссылкой на ст. 33 УК РФ Совершение преступления группой лиц. группой лиц по предварительном) сговору, организованной группой, преступным сообществом не предусмотрено в качестве квалифицирующего признака в ст. 153. а потому должно квалифицироваться как соисполнительство. если преступление совершено группой лиц. группой лиц по предварительному сговору без распределения ролей, организованной группой или преступным сообществом, либо как сложное соучастие, если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору с распределением ролей. Однако при этом факт совершения преступления в составе преступной группы должен отразиться на назначении наказания как отягчающее обстоятельство.

     Подмена ребенка может образовывать совокупность с иными преступлениями, в частности  с торговлей несовершеннолетними, неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, вымогательством, похищением человека.

     В соответствии со статьей 153 УК РФ «подмена ребенка, совершенная из корыстных  или иных низменных побуждений, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере  до двухсот тысяч рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев»[39, c. 2954]. 

      2.1.2. Незаконное усыновление (удочерение) детей) 

     Механизм  усыновления (удочерения) определен  статьями со 124 по 144 Семейного кодекса. Порядок усыновления (удочерения) детей установлен Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года [33, №72].

     Усыновление (удочерение) – юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и его усыновителем устанавливаются  правовые (личные и имущественные) отношения, аналогичные отношениям между родителями и детьми. По общему правилу процедура усыновления направлена на удовлетворение естественного стремления ребенка воспитываться в семье, улучшение его материального, морального положения, т. е. усыновление позволяет полнее обеспечить охрану всей совокупности личных прав несовершеннолетнего.

     Усыновление (удочерение) является наиболее предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без  попечения родителей. Задача усыновления (удочерения) состоит в том, чтобы  подобрать ребенку семью, где  бы в максимальной степени были обеспечены его интересы и учтены особенности  его характера и полноценного психического, физического, духовного, нравственного развития. А также  создание условий, какими пользуются дети в родной семье. Граждане, которые не могут иметь детей, посредством усыновления (удочерения) могут удовлетворить свои материнские и отцовские чувства.

     Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых умерли; лишены родительских прав; признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими; не проживают более года совместно с ребенком и не принимают участия в его воспитании, содержании, и несмотря на предупреждение органов опеки и попечительства не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы; дали согласие на усыновление (удочерение) в письменной форме.

     С момента введения судебного порядка  установления усыновления (удочерения) прошло еще немного лет. За это время судами было рассмотрено значительное количество дел об усыновлении (удочерении). Следовательно, институт усыновления как способ обеспечения права детей жить и воспитываться, в семье необходим. Поэтому перейдем к анализу процессуальных проблем, возникающих при рассмотрении дел об установлении усыновления (удочерения).

     Большинство дел об усыновлении – это усыновление (удочерение) пасынков и падчериц мачехами и отчимами . Общепризнано, что судебная форма защиты права – наиболее совершенная, обеспечивающая соблюдение прав и законных интересов гражданина. При рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) должны соблюдаться не только права и интересы усыновляемого (удочеряемой), но и усыновителей, родителей. Например: в пункте 3 статьи 124 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается. Однако, в судебной практике такое встречается, при этом учитываются интересы детей.

     Усыновление (удочерение) детей, в том числе  иностранными гражданами, получило в  последнее время известное распространение.

     Дети, являющиеся гражданами Российской Федерации, могут быть переданы на усыновление (удочерение) иностранным гражданам  только в том случае, если не представилось  возможности передать этих детей  на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) гражданам Российской Федерации, на воспитание в семью  граждан Российской Федерации или  на усыновление (удочерение) родственникам  ребенка независимо от их места жительства и гражданства [28,c.130].

     Генеральной прокуратурой РФ выявлялись факты, когда  разного уровня чиновники предоставляли иностранным кандидатам в усыновители сведения о детях (не предлагавшихся на усыновление (удочерение) российским гражданам).

     Учитывая  особую значимость дел об усыновлении (удочерении), законодатель предусмотрел в Семейном кодексе Российской Федерации  обязательное участие по этим делам  прокурора. Однако участие прокурора  не всегда было обеспечено.

     Представляется, что формулирование уголовно – правовой нормы, предусматривающей статьей 154 Уголовного кодекса, незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи было вызвано тем, что в России большое распространение получили злоупотребления, подлоги, иные незаконные действия с несовершеннолетними.

     В случае, когда в целях оформления незаконного усыновления (удочерения) составляются подложные документы, деяние должно квалифицироваться по совокупности статьи 154 и статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

     Объект преступления – отношение по созданию семьи в соответствии с действующим законодательством, ее нормальное функционирование, установленный порядок усыновления.

Информация о работе Ответственность за преступления против семьи