Ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ по уголовному кодексу РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

В 1997 г. в России было зарегистрировано 185 832 правонарушения, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и одурманивающими веществами, а также совершенных на почве наркомании, - это 7,8% от общего числа зарегистрированных преступлений. Из них 149 825 преступлений совершены в крупных и особо крупных размерах, к уголовной ответственности привлечено 102 172 человека, изъято 49 625,4 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Работа содержит 1 файл

Преддипломная - копия.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И  ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ

Наркотические средства и психотропные вещества имеют  двойственную природу. С одной стороны, в силу лечебных свойств они являются неотъемлемым элементом системы здравоохранения. С другой, их неконтролируемый оборот приводит к серьезнейшим социальным издержкам, сопряженным, в частности, с наркоманией и немедицинским потреблением.

В 1997 г. в России было зарегистрировано 185 832 правонарушения, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и одурманивающими веществами, а также совершенных на почве наркомании, - это 7,8% от общего числа зарегистрированных преступлений. Из них 149 825 преступлений совершены в крупных и особо крупных размерах, к уголовной ответственности привлечено 102 172 человека, изъято 49 625,4 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Данная статистика, казалось бы, отражает успешную деятельность правоохранительных органов в борьбе с этим опасным социальным злом. Между тем в России официально зарегистрировано более 3 млн наркоманов. Простое сопоставление этих данных приводит к выводу о том, что официальная статистика о преступлениях в сфере наркооборота показывает лишь вершину айсберга, а реальное положение гораздо хуже. Особенно тревожным является то обстоятельство, что, во-первых, возрастает доля потребления так называемых тяжелых наркотиков (героин, ЛСД и т.п.) и, во-вторых, в сферу наркооборота активно вовлекаются молодежь и школьники. В результате проведенного недавно в Санкт-Петербурге опроса 10 тысяч подростков в возрасте от 7 до 18 лет выяснилось, что 36,6% опрошенных уже успели попробовать наркотики, из них большинство употребляет их регулярно, а 5% детей - законченные наркоманы. Впервые зафиксированы начинающие наркоманы моложе 10 лет (2% от попробовавших наркотики), а пристрастившихся к зелью с 11 до 14 лет - уже 42%.

Высокая степень  опасности распространения наркотиков обусловливается не только тем обстоятельством, что при этом причиняется серьезный вред здоровью человека, изменяется его социальный статус (из 100 наркоманов, потребляющих героин, при разовом традиционном лечении только 3-5 человек окончательно избавляются от наркозависимости), но и рядом сопутствующих факторов. Наркотикозависимые люди - питательная среда для преступности. Так, на черном рынке Москвы при разовой дозе около 0,1 г: 1 г героина стоит 150 долл., 1 г кокаина - 200 долл.; при дозе около 0,5 г: 1 г опия - 30-50 руб.; при дозе около 0,2 г: 1 г гашиша - 40-80 руб.; при дозе около 1 г: 50 г марихуаны - 200-400 руб.; при дозе 1-2 табл.: 1 таблетка экстази - 30 долл. Нетрудно подсчитать, сколько денег нужно наркоману, чтобы ежедневно покупать 2-3 необходимые для него дозы. Поскольку такие деньги есть далеко не у каждого, остается единственный путь их приобретения - криминальный. Кроме того, торговля наркотиками приносит огромную прибыль для контролирующей эту сферу организованной преступности. Достаточно сказать, что в Таджикистане 1 г героина стоит около 10 долл., а в Москве - уже в 15 раз больше. После "отмывания" наркоденьги вливаются в легальный бизнес.

Для всего международного сообщества проблема распространения  наркотиков является не менее актуальной, чем для России. В связи с  этим разрабатывается и внедряется в практику широкий комплекс экономических, социальных, организационных, медицинских и правовых мер. Наркомания - явление социальное, и поэтому бороться с ней необходимо прежде всего социально-экономическими методами. Вместе с тем существенное значение имеют и меры сугубо юридического характера, поскольку они создают соответствующую правовую базу для применения иных мер. Первым международным договором, затронувшим этот вопрос, стала Гаагская конвенция 1912 г. Затем был принят еще ряд международно-правовых актов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами 1936 г. В целях унификации международно-правовых актов 30 марта 1961 г. в Нью-Йорке была принята Единая конвенция о наркотических средствах, 21 февраля 1971 г. в Вене - Конвенция о психотропных веществах, и наконец, 20 декабря 1988 г. в Вене - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. В названных нормативных актах, в частности в последних трех, определен перечень наркотических средств и видов действий (оборота) с ними, которые преследуются согласно международному и национальным законодательствам, а также указаны меры борьбы с этими преступлениями.

Россия участвует в данных Конвенциях, и в силу международных обязательств (хотя и со значительным опозданием) стала создавать свою правовую базу, регламентирующую оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации. Основу ее составляет принятый 8 января 1998 г. и вступивший в силу 15 апреля 1998 г. Федеральный закон N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"*(1). Кроме того, в настоящее время действуют:

а) Положение  о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ (утверждено постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 278)*(2);

б) Номенклатура и квоты наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, в том числе веществ, включенных в таблицы I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., на которые распространяется указанный Порядок ввоза и вывоза (утверждены постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 930)*(3);

в) Постановление  Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1219 "О государственном регулировании  и контроле транзита через территорию Российской Федерации наркотических  средств, сильнодействующих, ядовитых веществ и веществ, указанных  в таблицах I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г."*(4);

г) Приказ ГТК  РФ от 23 сентября 1996 г. N 580 "О порядке  ввоза в Российскую Федерацию  и вывоза из Российской Федерации  наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ";

д) Приказ ГТК  РФ от 10 ноября 1997 г. N 668 "О государственном  регулировании и контроле транзита наркотических средств, сильнодействующих  и ядовитых веществ".

Также имеется  ряд документов, принятых Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ и используемых в судебной практике:

а) Критерии и  перечни психотропных веществ, одурманивающих веществ, крупных и особо крупных  размеров количеств наркотических  средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном хранении или обороте*(5), утвержденные на заседаниях 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96), 17 декабря 1996 г. (протокол N 53/996), 25 декабря 1996 г. (протокол N 54/10-96);

б) Сводная таблица  заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте*(6), утвержденная 4 июня 1997 г. (протокол N 3/57-97);

в) Заключение Постоянного  комитета по контролю наркотиков о  размерах незаконной культивации растений, отнесенных к наркотическим средствам*(7), утвержденное 16 июля 1997 г. (протокол N 5/59-97);

г) Список веществ, находящихся под специальным  контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ, в соответствии с Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ*(8), утвержденный 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96);

д) Критерии и  список инструментов и оборудования, находящихся под специальным  контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных или сильнодействующих  веществ*(9), утвержденные 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96);

е) Список инструментов и оборудования, находящихся под  специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических  средств, психотропных или сильнодействующих  веществ, утвержденный 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96)*(10);

ж) Список наркотических средств (наркотических веществ и наркотических лекарственных средств, в том числе синтетических и природных)*(11).

Вместе с  тем, несмотря на обилие соответствующих  актов, регламентирующих правовой оборот наркотических средств и психотропных веществ, контроль за их применением вести непросто.

Наибольшие  сложности возникают с определением самого предмета оборота - наркотических  средств и психотропных веществ. Согласно ст.1 Федерального закона "О  наркотических средствах и психотропных веществах", наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.;

психотропные  вещества - вещества синтетического или  естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.;

прекурсоры  наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических  средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

К числу наркотических  средств или психотропных веществ  относятся также препараты (смесь  веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических  средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации). В отношении препаратов предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них. Однако в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами, могут исключаться некоторые меры контроля, установленные законодательством. Порядок применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается Правительством РФ. Предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в таких препаратах, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Перечень наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров должен утверждаться Правительством РФ по представлению  федеральных органов исполнительной власти в области здравоохранения  и в области внутренних дел. Он подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако в настоящее время такого перечня, утвержденного Правительством РФ, не существует, и судебная практика вынуждена руководствоваться указанными рекомендациями Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ. В связи со сложившимся подходом возникает вопрос о легитимности судебных решений, основанных на рекомендациях указанного Постоянного комитета относительно видов наркотических средств и психотропных веществ, имеющихся в незаконном обороте. Единственным правовым обоснованием, как нам представляется, может быть только то обстоятельство, что Российская Федерация является участником международных конвенций и, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ, "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Поэтому те вещества, которые предусмотрены в указанных конвенциях в качестве наркотических средств и психотропных веществ, должны признаваться таковыми и системой правоохранительных органов России. Если же отдельные из них, перечисленные в рекомендациях Постоянного комитета по контролю наркотиков, не предусматриваются в конвенциях, то их нельзя рассматривать в качестве наркотических средств или психотропных веществ, и, соответственно, их незаконный оборот не может влечь уголовной ответственности по УК РФ.

Второе положение, имеющее принципиальное значение прежде всего для уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, заключается в следующем. Согласно ст.40 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Однако уголовная ответственность за незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ не предусматривается. Поэтому в соответствии с ч.1 ст.228 УК РФ уголовная ответственность за приобретение и хранение наркотических средств или психотропных веществ в целях собственного потребления (т.е. без цели сбыта) наступает только в случаях, если они составляют крупный размер. Предполагается, что личное их потребление не должно быть связано с крупными размерами. Вместе с тем, ни в уголовном, ни в ином законодательстве вопрос о небольших, крупных и особо крупных размерах не разрешается. Это оценочное понятие, и в каждом конкретном случае судебно-следственные органы должны принимать решение самостоятельно. В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 9 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" сказано: "Имея в виду, что законом не установлены критерии отнесения находящихся в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ к небольшому, крупному, особо крупному размеру, этот вопрос должен решаться судом в каждом конкретном случае исходя из их количества, свойств, степени воздействия на организм человека, других обстоятельств дела и с учетом рекомендаций, разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков. Выводы о размере наркотических средств или психотропных веществ должны быть мотивированы в приговоре". Постоянный комитет по контролю наркотиков в своем заключении от 4 июня 1997 г. рекомендовал признавать крупными следующие размеры наркотических средств (в граммах):

1. Марихуана  высушенная 0,1- 500; невысушенная 0,5-2500;

2. Гашиш 0,1-100;

3. Смола каннабиса  0,05-40;

4. Опий (в том  числе медицинский) независимо  от наличия нейтральных наполнителей (мука, сахар, крахмал и др.) 0,1-10 (10-1000 табл. по 0,01 г);

5. Экстракционный  опий (в том числе сухой остаток  от выпаривания водных извлечений в виде отвара, инфуза, настойки из соломы любых видов мака, содержащих наркотические средства, в частности морфин, кодеин, тебаин, орипавин) 0,1-10;

6. Солома маковая:  высушенная 0,2250; невысушенная 1,0-1250;

Информация о работе Ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ по уголовному кодексу РФ