Ответственность за экономические преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Как известно, предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную деятельность юридических и физических лиц, осуществляемую ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Понятие и виды преступлений против свободы предпринимательской деятельности и отношений добросовестной конкуренции……………………...3
2. Воспрепятствование законной предпринимательской и иной деятельности (ст. 169 УК)…………………………………………………………6
3. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178 УК). Характеристика действий по недопущению, устранению или ограничению конкуренции, влекущих уголовную ответственность…………………………...13
4. Понуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК). Разграничение принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения от вымогательства (ст. 163 УК)......................................................19
Заключение………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

контрольная по эконом преступлениям.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

При этом конкуренция, согласно Федеральному закону РФ «О защите конкуренции», представляет собой «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». См.: О защите конкуренции: ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ // "Российская газета" от 27 июля 2006 г. N 162. - Ст. 

Объективная сторона преступления представлена тремя самостоятельными формами:

1. недопущение конкуренции представляет из себя такие действия виновного, совершение которых делает невозможной конкуренцию в конкретной сфере функционирования рынка. Состязательности хозяйствующих субъектов здесь не было в принципе, «благодаря» предпринятым виновным мерам;

2. ограничение конкуренции - такое состояние на товарном рынке, когда состязательность хозяйствующих субъектов в некоторой мере сохраняется, но ее рамки искусственно регулируются действиями виновного;

3. устранение конкуренции - такие действия виновного лица, в результате которых конкуренция была исключена из той сферы функционирования товарного рынка, где она ранее имела место. См.: Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону. / Н.А. Лопашенко. - Волтерс Клувер, 2007.

В определенной степени само деяние по составу - недопущение, ограничение или устранение конкуренции - является и последствием, которого, однако, недостаточно для наличия оконченного состава преступления.

В зависимости от численности лиц, осуществляющих преступное деяние, можно выделить два вида деяний, охватываемых объективной стороной:

1. монополистические действия;

2. ограничение конкуренции.

Характеризуя субъективную сторону рассматриваемого преступления, отметим его умышленный характер (прямой умысел): виновное лицо, сознавая общественную опасность своего деяния, стремится не допустить, ограничить или устранить конкуренцию на соответствующем рынке товаров, работ или услуг.

Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Ответственность за это преступление не связывается с наличием каких-либо факультативных признаков субъекта. Однако следует учитывать, что в определении объективной стороны закон указывает на действия, которые могут быть совершены только хозяйствующими субъектами и «группами лиц». Поэтому выполнить объективную сторону этого преступления может только лицо, действующее в интересах или обязанное действовать в интересах соответствующих «хозяйствующих субъектов» или «групп лиц».

Субъектный состав можно подразделить на три группы в зависимости от правового статуса лиц. Во-первых, это собственно субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели - граждане, которые в соответствии со ст. 23 ГК занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации). К данной группе относятся также участники юридического лица (полного товарищества и товарищества на вере (кроме коммандитистов), посредством которых, согласно ст. 53, 72 и 84 ГК юридическое лицо может приобретать права и обязанности в хозяйственном обороте. Физические лица - полные товарищи в полном товариществе и в товариществе на вере должны пройти регистрацию в качестве предпринимателей. Во-вторых, субъектом преступления по ст. 178 УК могут выступать руководители коммерческих организаций и их объединений (союзов или ассоциаций), а также некоммерческих организаций, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, независимо от того, являются ли они российскими гражданами, иностранными гражданами или лицами без гражданства. Руководители ведут текущие дела организации и представляют ее в хозяйственном обороте. Как известно, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения и избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (в зависимости от организационно-правовой формы). В-третьих, это должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые приняли акты и (или) совершили действия (бездействие), направленные на ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, или создали дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, и т.д.

Действие закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие их функции органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Положения закона применяются к достигнутым за пределами территории РФ соглашениям между российскими или иностранными лицами либо организациями, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия:

1) соглашения достигнуты относительно находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо акций (долей) российских хозяйственных обществ, прав в отношении российских коммерческих организаций;

2) соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в РФ.

Объективная сторона преступления выражается в:

1) альтернативных деяниях - недопущении, ограничении или устранении конкуренции;

2) последствии в виде крупного ущерба (более 1 млн. руб.);

3) причинной связи.

Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов (коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход, и индивидуальных предпринимателей), при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается их возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора Л.В. Иногамовой-Хегай, доктора юридических наук, профессора А.И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева. -- М.: «КОНТРАКТ»: ИНФРАМ, 2008. -250 с.

Способы недопущения, ограничения или устранения конкуренции:

1) установление или поддержание монопольно высоких или монопольно низких цен;

2) раздел рынка;

3) ограничение доступа на рынок;

4) устранение с него хозяйствующих субъектов;

5) установление или поддержание единых цен.

Монополистическая деятельность определяется как злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Монополистическая деятельность возможна только в отношении какого-либо конкретного товара (работ, услуг) и только на каком-либо конкретном рынке.

Товарный рынок - это сфера обращения товара (работ, услуг, в том числе финансовых услуг), который не может быть заменен другим товаром, или сфера обращения взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

Ограничение доступа на рынок и устранение с него других субъектов экономической деятельности выражается в совершении различных действий, вследствие которых другие хозяйствующие субъекты лишаются доступа к рынку соответствующих товаров (работ, услуг) или же такой доступ становится возможным лишь при условии выполнения невыгодных или неприемлемых для них требований.

Установление единых высоких или низких цен достигается в результате соглашения (согласованных действий) конкурирующих хозяйствующих субъектов.

Установление монопольно высоких или монопольно низких цен рассматривается в качестве вида злоупотребления доминирующим положением на рынке и запрещено "хозяйствующим субъектам" и "группам лиц", занимающим доминирующее положение на рынке.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной (или подверженной малозначительным изменениям) доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%, за исключением указанных в законе случаев.

Доминирующим признается положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому одновременно выполняются следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%);

2) в течение длительного периода (не менее года) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на него, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная доминирующим хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа, определенного органом регулирования естественной монополии.

Монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная доминирующим хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.

Не признается монопольно низкой цена товара, если ее установление не ограничило конкуренцию в связи с сокращением числа не входящих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, а также цена, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа, определенного органом регулирования естественной монополии.

При оказании финансовых услуг необоснованно высокой и необоснованно низкой признается цена, которая установлена доминирующей финансовой организацией, если она существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию.

Установление или поддержание единых цен (тарифов) влечет ответственность независимо от того, являются ли они монопольно высокими или монопольно низкими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Понуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК). Разграничение принуждения к совершению сделки  или к отказу от ее совершения от вымогательства (ст. 163 УК).

Предметом преступления выступает сделка, к совершению или отказу от совершения которой принуждается потерпевший.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Объективная сторона заключается в принуждении к совершению сделки или к отказу от ее совершения.

Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения – это активное воздействие на личность потерпевшего с целью заставить его вопреки желанию совершить соответствующую сделку или отказаться от ее совершения.

Принуждение должно сопровождаться воздействием на потерпевшего посредством угрозы совершения действий с целью повлиять на решение потерпевшего совершить или отказаться от совершения сделки. Угроза может сообщаться как в устной, так и в письменной форме и содержать в себе обещание наступления неблагоприятных для потерпевшего последствий как немедленно, так и в будущем.

Принуждение осуществляется путем угрозы:

                 применения насилия;

                 уничтожения или повреждения чужого имущества;

                 распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких.

Угроза применения насилия означает выраженное в устной или письменной форме обещание в случае неисполнения требования о совершении сделки или отказе от ее совершения ограничить или лишить потерпевшего свободы, нанести побои, причинить вред здоровью либо лишить потерпевшего жизни.

Угроза уничтожения или повреждения чужого имущества заключается в обещании в случае неисполнения требования о совершении сделки или отказе от ее совершения воздействовать на имущество потерпевшего, так что оно прекратит свое физическое существование либо будет полностью или частично непригодно для использования по целевому назначению.

Информация о работе Ответственность за экономические преступления