Отграничение изнасилования от смежных составов преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Место изнасилования в системе преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности личности.
Понятие и признаки изнасилования.
Квалифицированные виды изнасилования. Вопросы ответственности.
Отграничение изнасилования от смежных составов преступлений.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

2. Понятие и признаки  изнасилования.

      Изнасилование — вид сексуального насилия, как  правило, подразумевающий совершение полового акта одним или несколькими людьми с другим человеком без согласия последнего. Совершающие изнасилование пользуются беспомощным состоянием жертвы (бессознательным состоянием, сильным алкогольным опьянением, психическим расстройством), прибегают к физическому насилию или угрозе его применения, к психологическому давлению, используют экономическую, психологическую или иную зависимость жертвы. Изнасилование является одним из половых преступлений, точное определение которого различно в законодательствах различных государств.

      Объектом  преступления по ст. 131 УК является половая  свобода женщины, т. е. право совершеннолетней представительницы женского пола самой  решать проблему выбора полового партнера. В случае изнасилования малолетней, несовершеннолетней или женщины, находившейся в беспомощном состоянии, объектом является половая неприкосновенность, а также нормальное физическое развитие и нравственное воспитание малолетних и несовершеннолетних.

         Факультативным объектом может  быть здоровье потерпевшей, ибо  физическое насилие и угрозы, применяемые насильником, могут причинить ей вред. При решении вопроса об уголовной ответственности не имеет значения предыдущее поведение жертвы насилия, ее взаимоотношения с насильником до этого. Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 131 УК состоит в изнасиловании, т. е. половом сношении мужчины с женщиной против или помимо ее воли. При изнасиловании имеется в виду насильственное совершение естественного, сложившегося в природе, полового акта между мужчиной и женщиной. Все иные насильственные «половые акты» являются насильственными действиями сексуального характера (ст. 132 УК). В связи с этим имеющиеся указания Верховных судов СССР и РСФСР о том, что насильственный половой акт с женщиной в извращенной форме следует расценивать как изнасилование. 

         Способы изнасилования: против  воли потерпевшей. Здесь имеется  в виду причинение физического  либо психического насилия; помимо  воли, т. е. с использованием  ее беспомощного состояния. Действия  лица, добивающегося согласия женщины  на совершение полового акта путем обмана или злоупотребления доверием, например, заведомо ложного обещания вступить с ней в брак, не могут рассматриваться как изнасилование.

         Физическое насилие состоит в  нанесении побоев, связывании, насильственном  удержании, лишении возможности позвать на помощь, причинении вреда здоровью. По ч. 1 ст. 131 УК имеется ввиду причинение побоев (ст. 116 УК); легкого (ст. 115) или средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК). Как видно из приведенного перечня, физическое насилие чаще всего выражается в воздействии на тело потерпевшей. Вместе с тем физическим насилием может признаваться и воздействие на ее внутренние органы (дача наркотиков, токсичных либо психотропных веществ).

         Верховный Суд России по этому  поводу высказал мнение, что подобное воздействие должно расцениваться как способ приведения женщины в беспомощное состояние. Соглашаясь с подобной трактовкой в принципе, следует, однако, добавить, что в этих случаях необходимо вменять виновному оба признака: физическое насилие (воздействие на организм потерпевшей против ее воли) для приведения ее в бессознательное состояние и изнасилование с использованием этого состояния.

         Психическое насилие осуществляется  запугиванием потерпевшей, угрозой  немедленно причинить вред ее  здоровью либо физической расправы над ее детьми, родственниками и другими, даже незнакомыми ей людьми. Угроза должна быть воспринята потерпевшей как реальная, так как только она может парализовать сопротивление женщины. Угрозы полностью входят в объективную сторону изнасилования и не требуют дополнительной квалификации по ст. 119 УК.

         Физическое и психическое насилие  может применяться не только  к потерпевшей, но и к другим  лицам, пытающимся, например, защитить  женщину от насильника, позвать  на помощь. Однако в этом случае  необходимо уточнить цель насилия. Если применяемое насилие к другим лицам преследует цель сломить сопротивление жертвы и таким образом заставить ее согласиться на половой акт, то квалификация действий виновного полностью охватывается ст. 131 УК. Если же целью насилия над другими лицами было устранить нежелательных очевидцев, защитников потерпевшей, то действия виновного должны квалифицироваться и по статьям об ответственности за преступления против жизни и здоровья. Убийство такого лица надо квалифицировать по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК (сопряженное с изнасилованием либо с целью скрыть другое преступление).

         Оба вида насилия должны предшествовать  половому акту. Цель – подавить  сопротивление потерпевшей и  совершить изнасилование против  ее воли.

         Изнасилование помимо воли потерпевшей имеет ввиду использование беспомощного состояния потерпевшей, т. е. неспособности жертвы сознавать происходящее с ней либо оказать сопротивление.

         Беспомощное состояние потерпевшей  может явиться следствием болезни  с потерей сознания, обморочным состоянием из-за стресса, теплового удара и др. Разновидностью такого состояния может быть глубокий сон, сильная степень алкогольного опьянения или одурманивания токсинами.

         Неспособность оказать физическое  сопротивление может объясняться  старостью, физическими недостатками, болезнью, сопряженной с утратой двигательных функций и т. п., физическим воздействием со стороны преступника или его сообщников.

         В беспомощном состоянии находится  малолетняя потерпевшая в возрасте  до 14 лет, которая не осознает характера и значения совершаемых с ней действий и не способна оказать сопротивление насильнику. Половой акт с потерпевшей, находящейся в беспомощном состоянии, совершается без насилия, но помимо ее воли, что сознает виновный.

         Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 131 УК не имеет значения, что явилось причиной беспомощного состояния. Однако когда в такое состояние ее привел виновный с целью совершить затем изнасилование или (по его просьбе) другое лицо, знающее о преступных намерениях субъекта, то необходимо дать правовую оценку этим предварительным действиям. Если в них содержится самостоятельный состав преступления, то действия виновного, кроме ст. 131 УК, надо квалифицировать по статье Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за ранее совершенное преступление. Например, вовлечение несовершеннолетней в систематическое употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ с целью совершения изнасилования следует квалифицировать по ст. 151 и 131 УК; лишение свободы потерпевшей и изнасилование – по ст. 126 и 131 УК.

         Состав ч. 1 ст. 131 УК формальный. Уголовная  ответственность наступает за  совершение самого действия. Изнасилование  считается оконченным с момента  начала полового акта, независимо  от его последствий – растления, завершения полового акта в физиологическом смысле и т. д.

         Вместе с тем в случаях, когда  намерение насильника на совершение  полового акта не было доведено  до конца, возникает необходимость  выяснить, нет ли в действиях  виновного добровольного отказа. В соответствии со ст. 31 УК добровольный отказ от изнасилования возможен на стадиях приготовления и неоконченного покушения. При этом виновный, добровольно отказываясь довести преступление до конца, сознает возможность совершения изнасилования. Иными словами, добровольный отказ (при наличии указанных в ст. 31 УК условий) возможен до начала естественного физиологического акта. После этого разговор о добровольном отказе беспредметен.

         Мотивами добровольного отказа  могут быть жалость либо отвращение  к жертве, страх перед грозящим наказанием, опасность заразиться венерической болезнью и др. При добровольном отказе виновный в соответствии со ст. 31 УК освобождается от уголовной ответственности и не отвечает за приготовление либо покушение на изнасилование. Если в фактически совершенных насильником действиях содержится состав иного преступления (хулиганства, оскорбления, нанесения побоев или причинения вреда здоровью потерпевшей), он должен отвечать за эти действия. В тех случаях, когда изнасилование прекращается по причинам, не зависящим от воли виновного, его действия следует рассматривать по правилам, указанным в ст. 30 УК, как приготовление либо покушение при доказанности прямого умысла на изнасилование.

         Приготовлением могут признаваться: срывание одежды с потерпевшей, применение физических либо психических мер.

         Покушением считаются действия  насильника, направленные на совершение  физиологического акта совокупления (попытка введения полового члена  во влагалище потерпевшей).

         При разрешении дел о покушении на изнасилование следует устанавливать, действовал ли подсудимый с целью совершить половой акт и являлось ли примененное им насилие средством к достижению этой цели. В связи с этим необходимо отличать покушение на изнасилование от других преступных посягательств, затрагивающих честь, достоинство и неприкосновенность личности женщины (развратные действия, хулиганство, причинение телесных повреждений, оскорбления и др.).

         С субъективной стороны изнасилование  совершается с прямым умыслом.  Мотив преступления чаще всего сексуальный, т. е. удовлетворение половой страсти насильственным способом. Вместе с тем судебной практике известны случаи изнасилования по мотивам мести за нежелание женщины выйти замуж за субъекта данного преступления. Может быть изнасилование по найму, когда мотивы мести женщине осуществляются через подставное лицо.

         Субъект по ст. 131 УК – вменяемое  лицо мужского пола, достигшее  на момент преступления возраста 14 лет.

         Часть 2 ст. 131 УК содержит пять  квалифицирующих признаков.   Пункт «а» ч. 2 ст. 131 УК – изнасилование, совершенное неоднократно, или лицом, ранее совершившим насильственные действия сексуального характера. В данном пункте имеется ввиду тождественная и однородная неоднократность. Первая означает, что лицо, ранее совершившее изнасилование, подпадающее под признаки ч. 1 ст. 131 УК, по вновь возникшему умыслу совершает тождественное, т. е. совпадающее по всем элементам состава, преступление. Не имеет значения, был ли виновный исполнителем преступления или соучастником в нем, судим ли за первое изнасилование или предстал перед судом одновременно за два и более совершенных им тождественных действий. Важно, чтобы все действия были совершены в пределах сроков давности (ст. 78 УК), а судимость не была погашена (ст. 86 УК).

         Кроме того, необходимо учесть, что преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 131 УК, согласно УПК России относится к делам частно-публичного обвинения, т. е. уголовные дела возбуждаются только потерпевшей2. Неподача заявления не позволяет квалифицировать действия субъекта как неоднократные. Фактически оно является неоднократным, а юридически – первым, подлежащим квалификации по ч. 1 ст. 131 УК (если нет других квалифицирующих признаков).

         Неоднократное изнасилование отграничивать  от продолжаемого. В тех случаях, когда насилие не прерывалось (например, в случае изнасилования группой лиц) либо прерывалось на непродолжительное время и обстоятельства совершения всех насильственных половых актов свидетельствуют о едином умысле виновного, совершение им второго и последующих половых актов не может рассматриваться в качестве обстоятельства, дающего основания для квалификации содеянного по признаку неоднократности.

         Таким образом, по п. «а»  ч. 2 ст. 131 УК по признаку неоднократности  нужно квалифицировать юридически  тождественные деяния, совершаемые каждый раз по вновь возникшему умыслу, по каждому из которых имеется заявление о привлечении насильника к уголовной ответственности.

         Судебной практике известны факты,  когда после изнасилования добровольно  вступает с виновным в половые контакты. Такая ситуация не исключает его ответственности, так как условия вменения ему п. «в» ч. 3 ст. 131 УК – изнасилование заведомо малолетней, находящейся в беспомощном состоянии, - сохраняются до достижения ею 14. Последующие добровольные половые контакты должны квалифицироваться по ст. 1313.              

      Заключение  

      Насильственная  преступность представляет собой одну из наиболее опасных форм антисоциального  поведения, поэтому борьба с ней  занимает традиционно центральное  место в деятельности правоохранительных органов. В свою очередь, различного рода насильственные действия с целью утоления своего сексуального влечения, оскорбляющие и унижающие достоинство женщины, направленные на причинение ущерба ее здоровью и жизни, преследуются как самые серьезные преступления. 

      Цель, поставленная в начале работы, достигнута. Задачи, указанные как средство для  достижения цели, решены. Уголовная  ответственность за изнасилование  рассмотрена с точки зрения объективных  и субъективных признаков состава преступления. К объективным признакам относятся объект и объективная сторона преступления. Объектом преступления является половая свобода взрослой женщины, а также половая неприкосновенность несовершеннолетней девочки и психически больной женщины. Объективная сторона изнасилования имеет сложную структуру, складывающиеся из двух действий: совершения определенных сексуальных действий и применения физического насилия или угрозы его применения. Особой формой изнасилования является использование беспомощного состояния потерпевшей.  

Информация о работе Отграничение изнасилования от смежных составов преступлений