Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:57, курсовая работа
В истории уголовного права выделяют, как правило, три основных направления: просветительно-гуманистическое, классическое, антрополого-социологическое, характеризующихся разными подходами к пониманию основных уголовно-правовых институтов. Внутри уголовно-правовых направлений существуют самостоятельные школы (теории, доктрины).
В истории уголовного права
выделяют, как правило, три основных
направления: просветительно-
Схема № 3 Основные направления (школы) в науке уголовного права
Отечественная уголовно-правовая наука развивалась в русле четырех основных направлений (школ)
уголовного права
I. Просветительно-
политические и уголовно-
господства феодалов.
Основные представители: Ш Монтескье, Вольтер Ч. Беккариа, Ж. П. Марат
Основные идеи:
-решительное ограничение круга уголовно наказуемых деяний;
- каждое преступление должно быть точно определено в уголовном законе;
-объявление деяний преступными (их криминализация) - работа законодателя, а решение вопроса о
совершении или несовершении лицом преступлений – суда;
-уголовный закон должен карать одни только внешние действия, а не за мысли и слова, не сопровождаемые
действиями;
-наказание должно быть соразмерно совершенному лицом преступлению;
-приоритетная задача уголовного закона - предупреждение преступлений ( наказание - факультативная);
-суть наказания не столько в строгости, сколько в его неизбежности.
II. Классическая школа в уголовном праве сформировалась в конце XVIII - начале XIX в. Основные
представители: И.Кант; Г.Гегель; А.Фейербах; Ч. Беккариа; В.Д. Спасович; Н. С. Таганцев.
Основные идеи:
- уголовное законодательство должно быть кодифицированным;
- основными принципами уголовного права должны быть следующие положения:
«Nullum crimen sine lege» - нет преступления без указания закона.
«Nullum роеnа sine lege» - нет наказания без указания закона.
«Nullum роеnа sine crimen» - нет наказания без преступления.
-основание уголовной ответственности - свободная воля правонарушителя как разумного существа;
-ответственность должна быть только за действия, но не за мысли;
-не допускается объективное вменение, т. е. уголовная ответственность за один лишь результат деяния,
независимо от вины лица, его причинившего;
-невменяемость - считается обстоятельством, исключающим уголовную ответственность;
-разработка таких важнейших институтов уголовного права, как состав преступления, вина.
покушение, соучастие.
III. Антропологическая школа возникла как реакция на рост преступности и неспособность
«классической» школы предложить необходимые меры для борьбы с ней.
Основоположник - итальянский врач-психиатр Ч. Ломброзо (1835 - 1909).
Основные идеи:
-преступность- это
явление биологического
-преступник - это особый биологический тип. имеющий свои антропологические признаки - стигматы
преступности, которые можно измерить и по ним обнаруживать преступника;
-человек рождается преступником, и он не может быть исправлен.
В настоящее время есть попытки наличие «прирожденного» преступника установить на хромосомном
уровне.
IV. Социологическая школа возникла конце 19-начале 20 в.
Ведущие теоретики - Ф. Лист (Австрия), Ч. Ломброзо, Э. Ферри (Италия), в России - И Я. Фойницкий.
Признавая социальную
обусловленность преступного
на него влияют и биологические (в т. ч. наследственность), физические (время года, климат, время суток и т. п.) и иные
факторы.
Основные идеи (теории):
- теория факторов
преступности: преступность есть
порождение следующих факторов,
устранять: а) социально-экономические (безработица, нищета, проституция); б) физические или космические (время
года, суток, климат, состояние погоды): в) индивидуальные или биологические (пол. возраст, темперамент, психофизические
особенности преступника и т.д.);
- теория «опасного состояния личности»: в обществе есть люди, образ жизни которых или их
физические или психические особенности опасны для общества. Эта опасность может быть и не связана
с совершением конкретного преступления. Поэтому в целях защиты общества наряду с наказанием за
совершенные преступления нужно применять меры безопасности независимо от того, совершило ли лицо -
носитель «опасного состояния» конкретное преступление или нет.