Основные понятия криминальной виктимологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:10, доклад

Описание работы

Виктимология в буквальном смысле означает “учение о жертве” (от лат. viktima — жертва и греч. logos — учение). Эта наука возникла как реализация идеи изучения жертв преступлений и изначально развивалась как направление в криминологии.

Работа содержит 1 файл

Основные понятия криминальной виктимологии.doc

— 42.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Основные  понятия криминальной виктимологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка гр. ЮД- 52

Протасова Елена 

Виктимология  в буквальном смысле означает “учение  о жертве” (от лат. viktima — жертва и греч. logos — учение). Эта наука  возникла как реализация идеи изучения жертв преступлений и изначально развивалась как направление в криминологии.

   Виктимология сегодня — это развивающееся комплексное учение о лицах, находящихся в кризисном состоянии (жертвы преступлений, стихийных бедствий, катастроф, экономического и политического отчуждения, беженцы, социальные организации), и мерах помощи таким жертвам. По моему мнению, современная виктимология как специальная социологическая теория осуществляет ”сквозной” комплексный анализ феномена жертвы, исходя из теоретических представлений и моделей, первоначально разработанных в сфере иных социальных дисциплин (права, криминологии, политологии, теории государственного управления, социальной работы, конфликтологии, социологии отклоняющегося поведения). Уникальность виктимологии состоит в ее комплексном сфокусированном подходе к изучению популяций и кризисных явлений, лишь отчасти изучавшихся ранее в рамках конкретных социальных наук. Тезис о том, что виктимология как одна из наук о человеке изучает поведение, отклоняющееся от нормы безопасности, имеет достаточное число сторонников среди обществоведов. По сути дела, данная дисциплина служит осмыслению новых взаимоотношений и динамических связей между жертвами и социально опасными проявлениями среды обитания, интегрируя воедино лучшие достижения традиционных, устоявшихся учений.

     Современная виктимология реализуется  в нескольких направлениях:

Общая ”фундаментальная” теория виктимологии, описывающая феномен жертвы социально  опасного проявления, его зависимости  от социума и взаимосвязи с иными социальными институтами и процессами. При этом развитие общей теории виктимологии ведется, в свою очередь, по двум направлениям:

первое  исследует историю виктимности  и виктимизации, анализирует закономерности их происхождения и развития вслед за сменой основных социальных переменных, учитывая относительную самостоятельность феномена виктимности как формы реализации девиантной активности;

второе  изучает состояние виктимности  как социального процесса (анализ взаимодействия виктимности и общества) и как индивидуального проявления отклоняющегося поведения посредством общетеоретического обобщения данных, полученных теориями среднего уровня.

     В настоящее время существуют  два  подхода к формулировке  основных понятий учения о  жертве преступления. Первый, основывается:

на формально-логическом анализе существующих воззрений  и определений иных авторов;

на выборе наиболее подходящего определения, соответствующего ориентациям и  гипотезам самого исследователя;

на его  анализе, совершенствовании и дополнении (”привнесении чего-то нового”), который завершается предложением собственной системы.

     Второй (нормативно-содержательный) предполагает  вычленение ”главного”, универсального  понятия системы научных знаний, его анализ и использование в качестве базиса построения научной теории, ее аксиом и закономерностей. Так, известный польский криминолог Брунон Холыст в свое время в качестве основного конститутивного понятия теории криминальной виктимологии предложил использовать понятие виктимогенного потенциала, включающего в себя:

     а) состояние индивидуальной и  групповой виктимизации в конкретный  исторический момент;

     б) процесс виктимизации;

     в) виктимологическую стимуляцию;

     г) функциональный механизм соотношения:  ”жертва-виновник преступления”.

     По мнению Б. Холыста, виктимогенный потенциал представляет собой такую систему свойств индивида, группы или организации, которая создает опасность совершения преступных действий. По его мнению, ”виктимогенный потенциал или виктимологическая дисфункция является видом внутренней неадекватности элементов культурного стандарта — как в статическом, так и в динамическом состоянии. Понятие виктимогенного потенциала во многом совпадает с характеристиками криминогенности того или иного явления. Между тем система виктимологических понятий является отличной от понятий криминологии в силу того, что жертва преступления есть самостоятельный феномен, не сводимый только и исключительно к элементу и характеристике криминогенного комплекса. По мнению некоторых авторов, центральным элементом в системе понятий криминальной виктимологии должна быть виктимность. Виктимология — это межотраслевая, научная, практическая и учебная дисциплина, изучающая виктимность во всех ее проявлениях в целях совершенствования борьбы с преступностью”.

     Анализ  виктимности и ее составляющих  позволяет глубже понять феномен  жертвы, разработать необходимые  и социально обоснованные меры  по виктимологической профилактике  правонарушений. Виктимность является  специальным предметом в целях выяснения основного вопроса виктимологии, в силу каких причин и при наличии каких условий некоторые лица становятся жертвами преступлений, в то время как других эта опасность минует. В работах отечественных виктимологов виктимность в наиболее обобщенном виде характеризуется как системное универсальное свойство организованной материи становиться жертвой преступления в определенных конкретно исторических условиях. Виктимность можно рассматривать как:

определенное  функционально зависимое от преступности явление;

образ действий определенного лица;

индивидуальная (описывающая потенциальную возможность  лица стать или становиться жертвой  преступления);

видовая (характеризующая жертв определенных групп преступлений);

групповая (определяющаяся ролевыми, социальными, демографическими, биофизическими качествами и характеристиками жертв преступлений);

массовая (как наличие реальной или потенциальной  возможности для определенной социальной группы становиться жертвой преступлений или злоупотребления властью);

характерологическая и поведенческая особенность  жертвы преступления.

     В современной юридической и  социологической  литературе  достаточно долгое время  шли  дебаты об определении понятия   жертвы преступления.

     Ряд авторов, основываясь на  положениях действующего уголовно-процессуального   законодательства и материального   права, утверждали, что жертвой  преступления может быть только  физическое лицо, которым преступлением  причинен моральный, физический или имущественный вред.

     Например, канадская ученая М.  Бариль определяет жертву как  лицо (или группу лиц), перенесшее  непосредственно посягательство  на свои основные права со  стороны другого лица (или группы  лиц), действующего сознательно. 

     Жертва  преступления определяется и как  любое лицо (социальную группу, институт, общность), которому причинен вред или  повреждения другим лицом, которое  ощущает себя потерпевшим, сообщает об этом публично, нормативно верифицировано как потерпевший и, следовательно, имеет право на получение помощи от государственных, общественных или частных служб.

     Жертвы  зачастую указывают на  переполненность  чувством вины, потерю самоуважения, снижение самооценки, беспомощность, депрессию. Они  также могут испытывать вновь ощущение участия в преступлении в форме кошмаров или маний. В течение этого периода жертвы описывают возникающие у них страхи одиночества, боязнь быть похищенным, а также ощущение того, что преступление в отношении них вновь совершится.  

     Несмотря  на то, что большинство из этих симптомов  исчезает с течением времени, многие жертвы свидетельствуют о наличии  у них долгосрочных психологических  реакций на преступление: заниженной самооценки, депрессии, тревожности.

     Мысль о жертве как криминогенном факторе  витала в воздухе. Обращение к жертве все более ясно представлялась необходимым в интересах борьбы с преступностью. В конце XIX—начале XX в. тема жертвы стала отчетливо звучать в сочинениях уже не только литераторов, но и юристов, психологов и, конечно, криминологов. Среди первооткрывателей виктимологической темы — автор исследования «Убийство и его мотивы» Ф. Т. Джас и А. Фейербах с его книгой «Документальное изложение знаменитых преступлений». Оба автора наряду с криминальной проблематикой обращаются и к жертве, являющейся с моральной точки зрения частично (наряду с преступником) ответственной за убийство! Описывая случай отцеубийства, Фейербах так говорит о жертве этого преступления: «Он сам был причиной всего, что с ним произошло, и ему принадлежит большая часть тяжелой моральной ответственности за собственное убийство».

     В XX в. представители научного  направления, получившего название  «интеракционизм», провели ревизию  всех криминогенных факторов  и отметили значительную роль  жертвы в криминализации личности. Фрагментарные исследования роли жертвы в преступлении предпринимались многими учеными. Так, в учебнике Э. Сазерленда «Криминология» третья глава посвящена жертвам преступления.

     Среди практиков, обративших внимание  на важность учения о жертве преступления, канадский криминолог А. Фаттах называет американца А. В. Аллена, даже отводит ему роль основоположника виктимологии. В мае 1926 г. Аллен выступил с докладом, в котором отметил: «Когда совершается преступление, мы хватаем виновного и направляем к нему психиатра, «чтобы тот его обследовал».

     Установить  ученого, которого  можно было бы назвать  единственным  «отцом» или основоположником  виктимологии в ее современном  понимании, довольно трудно.

     Создание  виктимологии связывается с именами Ганса фон Гентига (1888-1974) и Бенджамина Мендельсона (1900-1998). Время рождения виктимологии, очевидно, следует соотнести с 1941 и 1947-1948 гг., когда были опубликованы разработанные ими ее основополагающие положения.

     С точки зрения криминальной виктимологии жертвой преступления признается только лицо, пострадавшее от запрещенного национальным уголовным законом деяния (действия или бездействия). Согласно данным немецких криминологов, ”жертвы переживают три стадии травмирования:

реакция на происшедшее и ее развитие;

осознание понесенного ущерба;

поиск выхода.

     Для первой стадии травмирования  характерны шок, сомнения и  т.п., для второй — страх огорчение,  гнев. На третьей стадии жертва  ”вытесняет” нанесенный ей психический  вред, направляя свою энергию на другие сферы деятельности”

     Вести к снижению числа и  исчезновению насилия в отношения  человека могут, вероятно, лишь  процессы, ведущие  к такому  изменению отношений между людьми, при которых жизнь индивидуального  лица, в какой бы форме и условиях она ни была реализована, является самоценностью, выражающейся в отношениях ее безусловного принятия. 

Информация о работе Основные понятия криминальной виктимологии