Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 09:24, контрольная работа
Текущее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает в Российской Федерации рассмотрение уголовных дел до судебного производства. Такое рассмотрение осуществляется путем производства предварительного расследования, которое в соответствии с уголовно-процессуальным законом представляет собой правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на собирание доказательств, раскрытие и пресечение преступлений путем установления наличия или отсутствия преступного деяния, изобличения и привлечения виновных к уголовной ответственности. Закон также обязывает данные органы выявлять все существенные обстоятельства по делу и принимать меры, направленные на предупреждение преступлений.
1. Введение……………………………………….……………..…….………..….......3
2. Понятие предварительного расследования. Формы предварительного расследования………………………………………..………………..….……………….4
3. Органы предварительного следствия: их организация, задачи и полномочия………………………………………….….…………………………………9
4. Органы дознания: их виды, структура и компетенция…………………………16
5. Заключение..………………………………………….……………………………22
6. Список используемой литературы и нормативные акты...……………………..24
Содержание
1. Введение……………………………………….………
2. Понятие
предварительного расследования. Формы
предварительного расследования………………………………………..
3. Органы
предварительного следствия: их организация,
задачи и полномочия………………………………………….….…
4. Органы дознания: их виды, структура и компетенция…………………………16
5. Заключение..………………………………………
6. Список
используемой литературы и нормативные
акты...……………………..24
Введение.
Текущее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает в Российской Федерации рассмотрение уголовных дел до судебного производства. Такое рассмотрение осуществляется путем производства предварительного расследования, которое в соответствии с уголовно-процессуальным законом представляет собой правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на собирание доказательств, раскрытие и пресечение преступлений путем установления наличия или отсутствия преступного деяния, изобличения и привлечения виновных к уголовной ответственности. Закон также обязывает данные органы выявлять все существенные обстоятельства по делу и принимать меры, направленные на предупреждение преступлений.
Основываясь на доказательствах, полученных в ходе предварительного расследования, суд (судья), исследовав их в ходе судебного заседания, выносит приговор по уголовному делу.
В ходе лекции мы рассмотрим формы предварительного расследования, а также органы, осуществляющие предварительное следствие и дознание, их структуру, а также компетенцию следователя, дознавателя.
Перейдем
к рассмотрению первого вопроса.
Понятие предварительного
расследования. Формы предварительного
расследования.
Расследование в российском уголовном процессе традиционно принято именовать «предварительным», поскольку окончательное решение о виновности лица принимает суд1. В литературе высказывается и иное мнение. Так, предлагается именовать данную деятельность собственно расследованием, так как согласно действующему законодательству, это – не просто репетиция или «дубль» судебной деятельности, а в известной мере самостоятельный элемент системы уголовного процесса.
Расследование называется предварительным и по той причине, это оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Деятельность органов предварительного расследования состоит, прежде всего, в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления. Если ими собраны доказательства виновности лица, то следователь, изложив свои выводы в обвинительном заключении, а дознаватель в обвинительном акте, направляют материалы уголовного дела через прокурора в суд, который окончательно решает вопрос о виновности лица в совершении преступления и назначает меру наказания.
Суд, рассматривая дело в судебном заседании, не связан выводами органов предварительного расследования. В стадии судебного разбирательства осуществляется собственное, то есть судебное исследование доказательств – судебное следствие. Однако предварительное расследование не теряет от этого своего важного значения в уголовном процессе. Предварительное расследование должно быть произведено так, чтобы у суда были все возможности правильно разрешить уголовное дело, вынести законный, обоснованный и справедливый приговор.
Нельзя забывать, что в ходе предварительного расследования уголовное дело может быть разрешено по существу, принятием решения о прекращении уголовного дела.
Предварительное расследование осуществляется в двух формах:
Предварительное следствие и дознание различаются органами расследования, сроками и процессуальным порядком их производства.
Предварительное следствие – основная форма предварительного расследования. Это объясняется тем обстоятельством, что предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч.3 ст.150 УПК РФ, так как по ним производится дознание. Однако и по таким делам, в предусмотренных законом случаях, возможно проведение предварительного следствия.
Предварительное следствие представляет собой систему процессуальных действий и решений следователя, которые связаны:
-принятием уголовного дела к своему производству2;
-выполнением следственных действий3;
-привлечением
в качестве обвиняемого,
-применением мер процессуального принуждения5;
-приостановлением предварительного следствия6;
-составлением
итоговых решений по
Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.
На предварительном следствии реализуется восемь функций:
Предварительное следствие должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяца со дня возбуждения уголовного дела10.
В срок
предварительного следствия включается
время со дня возбуждения уголовного
дела и до дня его направления
прокурору с обвинительным
Срок предварительного следствия может быть продлен до 6-ти месяцев прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями12. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12-ти месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями13. Предельного срока расследования (в отличие от срока содержания под стражей в стадии предварительного расследования) закон не устанавливает.
По общему
правилу предварительное
Что же касается второй формы предварительного расследования – дознания, то словарь русского языка определяет «дознание» как «предварительное административное расследование».
Действительно,
дознание возникло именно как административная
деятельность полиции на первоначальном
этапе досудебного
Согласно п.8 ст.5 УПК РФ дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.
Дознаватель
- должностное лицо органа дознания,
правомочное осуществлять предварительное
расследование в форме
Срок
дознания - 20 суток со дня возбуждения
уголовного дела. Этот срок может быть
продлен прокурором, но не более чем
на 10 суток15. Закон не предусматривает
возможность дальнейшего продления срока
дознания по истечении 30 дней.
Необходимо запомнить, что предварительное следствие осуществляется в двух формах:
1.в форме предварительного следствия;
2.в форме
дознания.
Органы
предварительного следствия: их организация,
задачи и полномочия.
Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, которое осуществляется по большинству уголовных дел. Предварительное следствие производят следователи:
1. прокуратуры;
2. ФСБ;
3. следственных подразделений при ОВД;
4. следователи Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств (далее госнаркоконтроль).
Компетенция следователей указанных ведомств (подследственность) определена УПК РФ по предметному принципу (т. е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний). В то же время следователи прокуратуры помимо дел о преступлениях, отнесенных к их исключительной подследственности, наделены также правом производства предварительного следствия и по делам, подследственным следователям следственных подразделений при органах внутренних дел, ФСБ и госнаркоконтроля.
Следователи - уполномоченные государством должностные лица, которые призваны, в соответствии с законом, устанавливать событие преступления, заниматься розыском и изобличением виновного (виновных) в совершении преступления, принимать меры по возмещению причиненного преступлением ущерба, устранению причин и условий совершенного преступления, предупреждению совершения новых преступных деяний.
Для выполнения этого следователи наделены специальными полномочиями, перечень которых дан в УПК. И если следователем собраны доказательства виновности лица в совершенном преступлении, то он, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляет затем материалы уголовного дела через надзирающего прокурора в суд, который решает вопрос о виновности или невиновности лица в совершении преступления, а также о назначении виновному соответствующей меры наказания.
С учетом указанных полномочий следователя можно сделать вывод о важности его деятельности не только по осуществлению предварительного следствия по уголовным делам, но и созданию предпосылок для реализации судом предоставленной ему Конституцией РФ судебной власти.
Именно от своевременных, квалифицированных и в соответствии с законом проведенных следственных действий во многом зависят законность, обоснованность и справедливость судебного приговора.
Согласно Закону о прокуратуре прокуратура осуществляет уголовное преследование и проводит расследование по делам о преступлениях, отнесенных законом к ее компетенции. В соответствии с этим же Законом прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору, следователю расследование любого преступления, предусмотренного УК РФ. Кроме этого, прокурору предоставлено право лично участвовать в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях проводить отдельные следственные действия или же расследование в полном объеме по любому уголовному делу.