Органы дознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 23:25, реферат

Описание работы

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (в ред. от 09. 01. 2006 года) пришел на смену УПК РСФСР. Одной из отличительных особенностей нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации является возрастание роли дознания как одной из форм предварительного расследования.

Значение роли дознания заключается в том, что оно позволяет более эффективно и мобильно производить предварительное расследование по преступлениям малой и средней тяжести, тем самым, повышая эффективность деятельности правоохранительных органов.

Работа содержит 1 файл

СЕВЕРО.docx

— 31.66 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ.

    Термин  «дознание» был впервые употреблен в судебных уставах 1864 года. Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без розысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление».

    По  Уголовно-процессуальному кодексу  РСФСР от 27 октября 1960 года (в ред. ФЗ от 07.08.2000 N 119-ФЗ – утратил силу с 1 июля 2002 года) на органы дознания возлагалось принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным  законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

При этом деятельность органов дознания различалась  в зависимости от того, действовали  ли они по делам, по которым производство предварительного следствия было обязательно, или же по делам, по которым производство предварительного следствия было не обязательно.

     Впоследствии  на помощь дознанию, как его разновидность, пришла протокольная форма подготовки материалов, упростившая досудебную уголовно-процессуальную деятельность.

     Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (в ред. от 09. 01. 2006 года) пришел на смену УПК РСФСР. Одной из отличительных особенностей нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации является возрастание роли дознания как одной из форм предварительного расследования.

     Значение  роли дознания заключается в том, что оно позволяет более эффективно и мобильно производить предварительное  расследование по преступлениям  малой и средней тяжести, тем  самым, повышая эффективность деятельности правоохранительных органов.

     Количество расследуемых уголовных дел, по которым проводится дознание, составляют немалую часть среди всех расследуемых уголовных дел.

     Несмотря на то, что новый уголовно-процессуальный закон действует уже около четырех лет, толкование и применение его отдельных норм, институтов до сих пор вызывают у практических работников определенные трудности. В большей степени это имеет отношение к производству дознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Органы  дознания

    Согласно  п. 8 ст. 5 УПК РФ под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

    В органы дознания выделяют две процессуальные фигуры – начальник подразделения  дознания и лицо, производящее дознание, - дознаватель.

    Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.  Полномочия по проведению дознания не могут быть возложены на лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

    Органы  дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия, предусмотренные ст. 40 УПК РФ (согласно п. 24 ст. 5 УПК РФ).

    Согласно  Уголовно-процессуальному кодексу  Российской Федерации к  органам дознания относятся:

- органы внутренних дел РФ, иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

- пограничные органы федеральной службы безопасности РФ;

-  органы Службы судебных приставов Минюста России;

- таможенные органы РФ;

- органы Государственной противопожарной службы;

-  органы прокуратура;

- органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

     Задачи  органов дознания:

- быстрое и полное раскрытие преступлений;

- изобличение виновных;

- обеспечение правильного применения закона, с тем чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечён к уголовной ответственности и осуждён. 

     Выполнение  неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознанием не считается. Оно рассматривается  как особый, самостоятельный вид  уголовно-процессуальной деятельности, осуществление которой также  входит в задачи органов дознания.

     В соответствии с законом орган  дознания наделен следующими основными  правами:

- рассматривать и проверять сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях в порядке ст. 144 УПК РФ;

- ходатайствовать о продлении 3-суточного срока проверки сообщения о преступлении до 10-ти суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

- принимать решения по результатам рассмотрения сообщений о преступлении (ст. 145 УПК РФ);

- производить дознание в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК РФ;

- применять меры процессуального принуждения, а также принимать иные процессуальные решения в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством;

- осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст. 157 УПК РФ); 

- обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК);

- осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно - процессуальным законодательством. 

     В соответствии с уголовно - процессуальным законодательством дознаватель  обязан:

- осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);

- производить доказывание по уголовному делу по правилам, сформулированным в гл. 11 УПК РФ;

- применять меры уголовно - процессуального принуждения строго в рамках, предусмотренных законом (гл. гл. 12 - 14 УПК РФ);

- информировать заявителя о решении, принятом им по результатам рассмотрения сообщения о преступлении (ч. 2 ст. 145 УПК РФ);

- в случае принятия решения, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, осуществлять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ);

- выполнять указания прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);

- заявлять самоотвод при наличии предусмотренных законом обстоятельств, исключающих его участие в расследовании уголовного дела (ч. 1 ст. 61 УПК РФ);

- разрешать вопрос об отводе, заявленном во время проведения неотложных следственных действий, переводчика, эксперта, специалиста, защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика (ст. ст. 69 - 72 УПК РФ);

- осуществлять иные обязанности, предусмотренные уголовно - процессуальным законодательством. 
 

        Несмотря на схожесть полномочий, дознаватель обладает процессуальными  правами в меньшей степени, чем  следователь. Это проявляется во взаимоотношении с прокурором и начальником отдела дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). Как правило, преступления, по которым проводится дознание, — это преступления небольшой и средней тяжести. По Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации — это преступления, по которым максимальное наказание не превышает 5-ти лет лишения свободы, хотя по письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства предварительного следствия (ст. 150 УПК РФ[1]). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Формы дознания

Дознание  в России осуществляется в трёх формах:

- Сбор и проверка материалов по факту совершенного преступления с последующим возбуждением уголовного дела и проведения предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием);

- Проведение неотложных следственных действий после возбуждения уголовного дела органом дознания до передачи уголовного дела следователю;

- Сбор материалов по делам, предварительное расследование по которым не обязательно (протокольная форма досудебной подготовки материалов). 

        От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объёму и срокам их процессуальной деятельности.

        Когда производство предварительного следствия по уголовному делу обязательно, орган дознания возбуждает его и, руководствуясь правилами  уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Начальник подразделения  дознания

        Начальник органа дознания – это должностное лицо, в том числе заместитель начальника отдела дознания, уполномоченный давать поручение о производстве дознания и неотложных следственных действий и осуществляющее иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 17 ст. 5 УПК РФ).

        Начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель

        Процессуальное положение  начальника подразделения дознания установлено ст. 40.1 УПК РФ. 

        Начальник подразделения  дознания по отношению к находящимся  в его подчинении дознавателям уполномочен:

- поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

- изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

- отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

- вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. 

     Начальник подразделения дознания вправе возбудить  уголовное дело в порядке, установленном  настоящим Кодексом, принять уголовное  дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая  при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.

     При осуществлении полномочий, предусмотренных  настоящей статьей, начальник подразделения  дознания вправе:

- проверять материалы уголовного дела;

- давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

     Указания  начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или  прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При  этом дознаватель вправе представить  начальнику органа дознания или прокурору  материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения  дознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Органы дознания