Организация работы в прокуратуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:46, дипломная работа

Описание работы

Организация работы прокуратуры это прежде всего своевременная постановка перед коллективом и каждым работником конкретных задач, правильная расстановка членов коллектива по участкам работы, эффективное руководство их деятельностью, обеспечение работы коллектива как единого слаженного механизма. Кроме того это и установление объективно необходимых контактов с представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций,

Работа содержит 1 файл

При изучении темы следует иметь в виду.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

 Организация работы прокуратуры это прежде всего своевременная постановка перед коллективом и каждым работником конкретных задач, правильная расстановка членов коллектива по участкам работы, эффективное руководство их деятельностью, обеспечение работы коллектива как единого слаженного механизма. Кроме того это и установление объективно необходимых контактов с представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, Департаментом судебных приставов и пр. В основном это - информационные связи призванные обеспечить своевременное поступление достоверной, качественной информации о правонарушениях, о деятельности компетентных органов по их выявлению и устранению, восстановлению нарушенных прав граждан и организаций, о результативности прокурорского надзора. 
 
В системе координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью нужно поддерживать информационные связи возникшие в процессе согласования по цели, времени, месту, исполнителями и программе деятельности участников. Сюда же относятся организационные связи, вызванные подготовкой и проведением координационных совещаний, разработкой совместных мероприятий, контролем исполнения принятых решений.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального Закона "О прокуратуре", прокуратура  Российской федерации это единая федеральная централизованная система  органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов действующих на ее территории. 
 
Систему органов прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и другие межспециализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения являющиеся юридическими лицами, а также прокуроры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. 
 
По своим характерным признакам орган прокуратуры является государственным учреждением с соответствующим юридическим статусом. Уровень надзорной деятельности, специфика решаемых целей и задач определяют внутреннюю структуру каждого органа прокуратуры, штатную численность работников и соответственно, специфику организации.

Структуру Генеральной прокуратуры  составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военным и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы. По решению Генерального прокурора Российской Федерации в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. 
 
Специфика организации работы структурного подразделения обусловлена тем, что это формирование является составной частью соответствующего органа прокуратуры. На каждое подразделение возложено решение задач относительно локального характера. Содержание работы прокуроров управлений и отделов зависит от того какой участок надзорной деятельности закреплен за ними, либо какой комплекс вопросов организационного характера они решают.

Индивидуальная работа каждого  должностного лица - это упорядочение и оптимизация личной работы прокуроров и следователей. Говоря о личной работе руководителей и оперативных  работников следует иметь в виду, что это конкретный труд каждого из сотрудников прокуратуры. 
 
Содержание личной работы прокуроров определяется характером возложенных на них должностных обязанностей. Для того, чтобы эти обязанности выполнялись надлежащим образом прокурорские работники должны обеспечить планирование своей работы, самоконтроль и оценку результативности проведенных ими мероприятий, организовать свой рабочий день и рабочее место. 
 
Для того чтобы прокуратура действовала как единый, слаженный механизм ее руководитель должен осуществлять оперативное руководство, то есть обеспечивать выполнение подчиненными данных им поручений, взаимодействие, вносить коррективы в кадровую структуру и функциональные полномочия; решать вопросы возможных коллизий; принимать меры к созданию ритмичности в работе коллектива, ликвидации "узких мест", своевременному устранению неблагоприятных факторов и ошибок и пр. 
 
Один из основных управленческих документов в органах прокуратуры - это приказ о распределении обязанностей. При подготовке приказа прокурор должен знать виды работ составляющих содержание деятельности вверенного ему подразделения, время необходимое для их выполнения, сложность работы. Исходя из общего фонда рабочего времени он обеспечивает равномерную нагрузку всех сотрудников прокуратуры. При этом четко фиксируются должностные обязанности каждого работника, учитываются его квалификация, стаж и опыт работы по специальности, психофизиологические особенности и другие факторы. 
 
Названный документ используется для распределения обязанностей, в основном, в районном, городском звене органов прокуратуры. В вышестоящих органах прокуратуры используются такие управленческие акты как должностные инструкции, положения об отделах и управлениях, приказы о распределении зон обслуживания и другие. 
 
При распределении поручений необходимо учитывать два вида поручений: непередаваемые и передаваемые. 
 
Непередаваемые полномочия - это такие полномочия, которые прокурор реализует только лично. В сфере надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия прокурор не может возложить на своего заместителя и помощников исполнение таких полномочий как санкционирование арестов, обысков, продление сроков расследования и сроков содержания под стражей, осуществление надзора за исполнением законов органами ведущими оперативно-розыскную деятельность. 
 
Применительно к отрасли надзора за исполнением законов (общий надзор) помощники прокурора не вправе опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносить представления об устранении нарушений законов. 
 
В рамках участия в рассмотрении дел судами помощник прокурора не вправе истребовать из суда дела по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. 
 
При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу помощник прокурора не полномочен освободить своим постановлением лиц содержащихся без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутых задержанию, предварительному заключению или помещению в судебно-психиатрическое учреждение. 
 
Основная масса полномочий по осуществлению надзора - передаваемые. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 10.02.99 г. существенно расширил полномочия помощников прокурора, представив им возможность самостоятельно, исходя из характера нарушения прав и свобод человека и гражданина, возбуждать уголовное дело, либо производство об административном правонарушении, предъявлять и поддерживать в суде. 
 
Полномочия прокуроров также можно подразделить на основные и дополнительные. 
 
Основные полномочия - это функциональные полномочия работников в силу приказа о распределении обязанностей. 
 
К дополнительным относятся полномочия по рассмотрению жалоб и заявлений граждан и расследованию уголовных дел, кодификации законов и пр. 
 
В тоже время необходимо иметь в виду, что в отдельных районных прокуратурах, особенно в отдаленной сельской местности, предусмотрены лишь должности прокурора и помощника, либо прокурора и следователя. В этих прокуратурах, при временном отсутствии руководителя прокуратуры, его обязанности исполняют оперативные работники, но и в данном случае речь идет лишь о передаваемых полномочиях. Для того чтобы помощник прокурора или следователь мог выполнить обязанности прокурора в полном объеме необходимо соответствующее управленческое решение прокурора субъекта Российской Федерации. Такая ситуация наиболее типична при отсутствии прокурора в связи с отпуском, болезнью, выездом в командировку, назначением на новую должность и т.д. 
 
 
 
Распределение поручений в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных прокуратурах, в их структурных подразделениях осуществляется по предметно-зональному принципу. 
 
Территория области, края, другого субъекта Российской Федерации подразделяются на зоны, причем может входить несколько районов, городов. За каждым прокурором отдела закреплена своя зона, в пределах которой он осуществляет свои полномочия. 
 
В отделах по надзору за законностью постановлений судов по гражданским и арбитражным делам действует зонально-предметный принцип. Так при наличии оснований для предъявления иска в арбитражный суд, а это уровень субъекта Федерации, прокуроры отделов, соответственно закрепленных за ними зон, собирают в конкретном городе или районе материалы и подготавливают проект искового заявления. Направляют исковое заявление в арбитражный суд прокурор субъекта Федерации или его заместитель. Работники отдела участвуют в рассмотрении этих дел, проверяют законность вынесенных решений. 
 
 
 
Перспективные планы работы составляются на год и направлены на решение задач требующих длительного, поэтапного решения. Это прежде всего вопросы исполнения законодательства о борьбе с преступностью. 
 
Основным видом планирования в прокуратуре является текущее планирование. Работа Генеральной прокуратуры и нижестоящих прокуратур планируется, как правило, на полугодие. Это обусловлено динамикой социальной жизни, появлением все новых, требующих незамедлительного разрешения проблем защиты нарушенных прав и законных интересов граждан, обеспечения экономической безопасности страны, борьбы с терроризмом и т.д. 
 
Структура планов работы обычно формируется из преамбулы и нескольких разделов. В преамбуле дается краткий анализ состояния законности в регионе, формируются основные цели и задачи.

Мероприятия общеорганизационного характера  обеспечивающие координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, информированием  федеральных органов государственной  власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.

 Проверки и обобщения в рамках каждой конкретной отрасли надзора. Отдельным разделом предусматриваются мероприятия по осуществлению надзора за исполнением законов о несовершеннолетних.

   
Изучение практики участия прокуроров в рассмотрении дел судами, кассационного и надзорного опротестования ими незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений судов.

   
Мероприятия по контролю исполнения, обеспечению взаимодействия структурных подразделений, повышению деловой квалификации кадров и др.

Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры  субъектов федерации и муни- 
ципальных образований (районов, городов) порою привлекаются по ре- 
шениям или поручениям представительных (законодательных) органов к 
подготовке проектов законов и других нормативных актов. Работники 
Генеральной прокуратуры принимали наряду с другими органами учас- 
тие в разработке Закона о прокуратуре. Аналогичная работа проводится 
прокуратурами субъектов федерации и муниципальных образований по 
просьбе представительных (законодательных) органов. 
 
По просьбам (предложениям) Президента и Правительства РФ, испол- 
нительных органов власти субъектов РФ и муниципального уровней про- 
куроры участвуют нередко совместно с другими правоохранительными 
органами, иными органами в разработке отдельных наиболее важных документов. 
 
К разработке таких документов и экспертизе проектов актов, как пра- 
вило, привлекается широкий круг прокурорских работников и следовате- 
лей. Помимо прокуроров — руководителей прокуратур, эта работа в 
Генеральной прокуратуре координируется отделом по работе с законо- 
проектами, который непосредственно контактирует с палатами Феде- 
рального Собрания, а в республиканских, областных равных им прокура- 
турах — прокурорскими работниками, ответственными за поддержание 
связей с представительными, исполнительными органами. В ряде проку- 
ратур республик и других субъектов федерации по распоряжению проку- 
роров созданы группы по законотворческой работе из числа наиболее 
опытных и грамотных работников. Создание подобных групп в основном 
диктуется тем, что многие представительные органы субъектов федера- 
ции не обладают достаточным опытом законотворческой работы. В ходе 
международного сотрудничества Международно-правовое управление 
Генеральной прокуратуры РФ участвует в разработке соответствующих 
международно-правовых документов (актов). 
 
Закон не запрещает прокурорам разрабатывать проекты законов, дру- 
гих нормативных актов и по собственной инициативе. Сказанное касается 
и проектов программ, направленных на укрепление законности, правопо- 
 
рядка и борьбу с правонарушениями. Однако при этом прокурорам не 
должно изменять чувство меры, поскольку прокуратура, в первую оче- 
редь, — орган надзорный, и поэтому, прокуроры в основном, должны за- 
ниматься надзорной деятельностью. Правотворческая деятельность для 
прокуратуры не главная, хотя и важная по своему значению.

Закон о прокуратуре (ст. 7) наделил прокуроров, их замес- 
тителей и по их поручению других прокуроров правом участия в 
рассмотрении внесенных ими протестов и представлений органами пред- 
ставительной и исполнительной власти, а также представительными ис- 
полнительными органами муниципальных образований. Это право доста- 
точно широко используется прокурорами всех уровней. Прокуроры 
имеют возможность выступить в обоснование внесения акта прокурор- 
ского надзора (реагирования) со ссылками на соответствующие законы, 
убедить депутатов и других лиц в незаконности, в частности, принятого 
ими акта или части его, напомнить о вредных последствиях, которые на- 
ступили или могут наступить при исполнении незаконных предписаний. 
Как правило, депутаты и руководители исполнительных органов прислу- 
шиваются к мнению прокуроров и принимают решения, направленные на 
устранение несовершенства актов. Эта деятельность прокуроров также 
способствует совершенствованию законодательства и, следовательно, ук- 
реплению законности и правопорядка. 
 
Внесение прокурорами предложений в органы представительной (зако- 
нодательной) власти, представительные и исполнительные органы муни- 
ципальных образований и в органы, обладающие правом законодательной 
инициативы, о принятии новых актов, об отмене действующих актов или о 
внесении в них дополнений и изменений (поправок). К сожалению. Кон- 
ституция Российской Федерации не наделила Генерального прокурора и 
других прокуроров-руководителей прокуратур правом законодательной 
инициативы. Однако ^ Закон о прокуратуре (ст. 9) дает право прокурорам 
вносить предложения в представительные (законодательные) органы и ор- 
ганы, обладающие правом законодательной инициативы, об изменении, 
отмене или принятии новых законов, иных нормативных актов. Органы, 
наделенные правом законодательной инициативы, перечислены в ст. 104 
Конституции РФ, в соответствующих статьях конституций и уставов 
субъектов федерации. 
 
В зависимости от того, в ведении какого представительного органа 
находится принятие законов, иных нормативных актов, регулирующих те 
или иные общественные отношения, прокуроры либо непосредственно 
выходят с соответствующими законодательными предложениями в пред- 
ставительный орган, либо действуют через вышестоящего прокурора, на- 
правляя ему проекты актов или их статей (поправок) и другие материалы. 
С законодательными предложениями прокуроры обращаются также и в 
органы, обладающие правом законодательной инициативы. 
 
Прокуроры могли бы более весомо влиять на законотворческий про- 
цесс, если бы обладали правом законодательной инициативы. В связи с 
этим в ст. 104 ^ Конституции Российской Федерации следовало бы, на наш 
взгляд, внести соответствующее дополнение, включив в перечень орга- 
нов, обладающих правом законодательной инициативы, Генеральную 
прокуратуру РФ. Хотя и сейчас закон позволяет прокурорам активно уча- 
ствовать в правотворческой деятельности, способствуя тем самым совер- 
шенствованию российского законодательства.


Информация о работе Организация работы в прокуратуре