Общие начала назначения наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Уголовное наказание в уголовном кодексе характеризуется мерой принуждения, которая назначается от имени государства и только по приговору суда, и тем, что оно может быть применено только к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и выражается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица, предусмотренных только Уголовным кодексом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОБЩИХ НАЧАЛ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ…………………………………………5
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБВИНЯЕМОГО ПРИ НАЗНАЧЕНИИ НАКАЗАНИЯ…………………………………………15
СМЯГЧАЮЩИЕ И ОТЯГЧАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПРИ НАЗНАЧЕНИИ НАКАЗАНИЯ…………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...40

Работа содержит 1 файл

курсовая уголовное право ГОТОВА.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

     Для определения виновному наказания  важно установить, насколько данному лицу присуща тенденция к отклонению от нормального социального поведения. Для этого судом устанавливается, повторно или в первый раз лицо совершило преступление, имеет судимости или нет, достигло лицо совершеннолетия к моменту совершения преступления или нет и так далее.

     В силу принципа гуманизма уголовного права при назначении наказания  учитываются и физические данные о личности, это: состояние здоровья, инвалидность, беременность, семейное положение, наличие иждивенцев и  тому подобное. Разумеется, что эти сведения о личности виновного могут учитываться только в целях смягчения наказания. Таким образом, суд обязан рассматривать виновного не просто как субъекта преступления, а как конкретного человека с его индивидуальными признаками и качествами. Нередко бывает так, что за совершение в соучастии одного и того же преступления и при одинаковой роли, но с учетом данных о личности каждого соучастника, им может быть назначено совершенно разное наказание, как по виду, так и по его размеру и сроку. Учет признаков, характеризующих личность виновного, вовсе не означает, что в зависимости от их наличия виновному будет назначено меньшее наказание. Суд решает, является ли данное общественно опасное деяние закономерным результатом поведения подсудимого или же преступление носит для него случайный характер. В связи с этим при определении меры наказания необходимо учитывать не только положительные свойства личности, но и отрицательные, ибо личность виновного должна быть представлена в совокупности присущих ей свойств и признаков, как единое целое. Важно, чтобы суд с учетом характера и степени общественной опасности преступления, а также данных о личности виновного назначил ему справедливое наказание, которое бы в максимальной степени соответствовало целям наказания - исправлению осужденного и предупреждению совершения им новых преступлений.

     Такой подход к назначению наказания позволяет  выбрать оптимальный путь достижения целей наказания. Назначенное наказание (его вид и размер) должно способствовать исправлению осужденного, удерживать его от совершения нового преступления, а также содействовать возвращению к социально полезной деятельности, прививать уважение к законам, формировать навыки право-послушного поведения.

     Верховный Суд РФ в своих руководящих  разъяснениях по конкретным категориям дел постоянно дает указания правильно применять законодательство о назначении наказания. Так, в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. "О судебной практике по делам об убийстве" (статье 105 Уголовного кодекса) сказано, что "при назначении наказания за убийство необходимо учитывать все обстоятельства, при которых оно совершено: вид умысла, мотивы и цель, способ, обстановку и стадию совершения преступления, а также личность виновного, его отношение к содеянному, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание". 4Аналогичные разъяснения даны Верховным Судом РФ и по другим категориям дел.

     В число требований общих начал  назначения наказания введено новое  обстоятельство - влияние назначенного наказания на условия жизни семьи виновного. Следует при этом иметь в виду, что это обстоятельство может, как положительно влиять на наказание виновному, так и отрицательно. Например, виновный - единственный кормилец в семье, на его иждивении находятся больные престарелые родители, несовершеннолетние дети и т.д.; или виновный систематически пьянствует, избивает членов семьи, отрицательно влияет на воспитание детей, не работает или пропивает заработную плату и так далее.

     Наказание может быть признано справедливым только в том случае, если суд назначает его с учетом всей совокупности обстоятельств по конкретному делу. Это - назначение наказания в пределах соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса, с учетом положений Общей части Уголовного кодекса, с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного, смягчающих и отягчающих обстоятельств, а также с учетом влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. Назначение справедливого наказания также предполагает осмысливание и понимание стоящих перед ним целей исправления и предупреждения новых преступлений. Таким образом, общие начала назначения наказания объединяются принципом его справедливости. Конкретизируя принцип справедливости уголовного права, применительно к назначению наказания, можно сказать, что справедливое наказание - это такое наказание, которое соответствует тяжести совершенного преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

     При назначении наказания суд учитывает обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, предусмотренные статьями 61 и 63 Уголовного кодекса РФ. Эти обстоятельства имеют двоякое значение. Они могут непосредственно не относиться к совершенному преступлению и не влиять на квалификацию преступления. В этом случае эти обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие, учитываются только при назначении наказания (подробно эти обстоятельства рассматриваются в следующих параграфах настоящей главы). Второе значение этих обстоятельств состоит в том, что они могут быть указаны в диспозиции статьи Особенной части Уголовного кодекса. Тогда они являются квалифицирующими признаками состава преступления и учитываются при квалификации действий виновного. В этом случае они повторно при назначении наказания, как правило, учитываться не могут.

     Все указанные требования, образующие общие  начала назначения наказания, должны выполняться  обязательно в их совокупности, что  позволяет суду назначить справедливое наказание, обеспечивающее цели наказания  и задачи, сформулированные в уголовном законе.

     Следует отметить, что статья 60 Уголовного кодекса РФ 1996 года, по сравнению со статьей 37 ранее действовавшего Уголовного кодекса РСФСР 1960 года, более четко, и развернуто формулирует общие начала назначения наказания. С одной стороны, в действующем законе сохранены некоторые прежние положения, которые оправдали себя на практике. Это то, что наказание назначается в пределах статьи Особенной части, в соответствии с положениями Общей части, учитываются характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, смягчающие и отягчающие обстоятельства. В то же время в закон включены новые положения, ограничивающие усмотрение судей при назначении наказания. Принципиально новым является положение, обязывающее суд назначать виновному справедливое наказание, с учетом влияния его на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. Исключено из закона требование, что суд при назначении наказания руководствуется социалистическим правосознанием, что как раз и определяло субъективное усмотрение судей при назначении наказания.

     В Уголовном кодексе 1996 года вопрос о принципах решается не только применительно к наказанию, но и ко всему уголовному законодательству в целом. В связи с этим из числа указанных в Кодексе принципов (законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма) в общих началах непосредственно упоминается только принцип справедливости, а другие лишь предполагаются. Общие начала назначения наказания определяют не только правовую возможность действий суда при назначении наказания, но и возлагают на суд обязанность учитывать при этом соответствующие требования. Поэтому общие начала назначения наказания не только закрепляют определенные принципиальные положения, но и реализуют их в целом, обязывая суд их учитывать.5

     Принципы  по своему содержанию находят свое воплощение практически во всех нормах Общей части Уголовного кодекса, а не только при назначении наказания. Общие же начала назначения наказания  применяются в процессе определения виновному наказания.

     Общие начала назначения наказания можно  определить как отправные требования уголовного закона о порядке и  пределах назначения наказания, которыми должен руководствоваться суд в  каждом конкретном уголовном деле.

     Общие начала назначения наказания, сформулированные в статье 60 Уголовного кодекса РФ, на первое место выдвигают положение о том, что лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание. Прежде всего, следует подчеркнуть, что каждое из указанных требований общих начал имеет самостоятельное значение при назначении наказания, в то же время в своей совокупности они обеспечивают и справедливость наказания.

 

    2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБВИНЯЕМОГО ПРИ НАЗНАЧЕНИИ НАКАЗАНИЯ 

     Один  из краеугольных принцинов права — всесторонний учет личности субъекта правовых норм и отношений. И это касается не только участников трудовых, гражданских, семейных, административных правоотношений, но и тех граждан, которые вступают в уголовио-правовые и уголовно-процессуальные отношения с государством и его органами, причем не только в роли потерпевшего или свидетеля, но и в роли обвиняемого по уголовному делу. Известно, что наш уголовный закон не только карает преступника, но и имеет целью его исправление и  перевоспитание, а также предупреждение правонарушений со стороны других неустойчивых членов общества. Выполнить эту задачу можно лишь в том случае, если приговор суда будет законным и справедливым.  Это, в свою очередь, предполагает всесторонний учет личности обвиняемого как при назначении наказания и выявлении причин правонарушения, так и во всем процессе расследования и судебного рассмотрения дела.  Ее характеристика отнюдь не сводится к признакам субъекта преступления: вменяемости, возрасту и иногда служебному положению. Личность — это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности н отношений. Усиление внимания к изучению личности в советской философии, социологии и психологии привело к появлению в последние годы ряда содержательных работ, характеризующих личность во многих ее проявлениях. Если суммировать признаки личности, рассматриваемые в этих работах, то можно указать па три основных ее элемента:

      1) социально-демографические признаки личности;

     2) нравственно-психологические качества;

       3) социальные роли—поведение человека в различных сферах общественной жизни.

            Каждый из этих элементов имеет важное значение и при рассмотрении конкретного дела, и при анализе судебной практики н ее обобщении. Укажем с этой точки зрения хотя бы на социально-демографические признаки, к которым относятся пол, возраст, социальное положение, уронснь образования, семейное положение, прежняя судимость и др.

          Закон не случайно требует  установить все эти признаки в каждом уголовном деле. Обобщение большого статистического материала свидетельствует о наличии определенных связей между теми или иными особенностями личности и преступностью. Социально-демографическая характеристика обвиняемого дает возможность более глубоко раскрыть причины его поведения, выявить особенности личности и избрать такую меру наказания, которая будет наиболее целесообразной с точки зрения перевоспитания преступника.

     Не менее важно учитывать и возрастные различия правонарушителей. Человек — существо социальное, поэтому с изменением возраста происходят не только физиологические изменения его организма, но и социальные изменения личности. С течением времени меняется также его ближайшее окружение (микросреда), да и общество в целом. Изменяются условия, в которых живет человек, социальные функции, опыт, привычки, способы реагирования на конфликтные ситуации, его стремления, желания, круг интересов и потребностей; происходит становление и развитие личности. Все эти изменения сказываются как на поведении отдельного человека в разном возрасте, так и на структуре преступности в целом, если ее проанализировать в разрезе возрастных групп.

     Выборочные  изучения показывают, что наиболынее число преступлений совершается в возрасте 25—29 лет. Надо полагать, что объясняется это не столько повышенной активностью людей в этом возрасте, сколько различными социально-психологическими причинами. Именно в атом возрасте, как правило, определяется направление трудовой деятельности, создается семья, решаются жизненно важные вопросы, в известном смысле завершается становление личности. На этот период падает наибольшее число жизненных ситуаций, требующих правильного, подчас сложного решения, а личный опыт человека еще недостаточно велик. Молодой человек уже освободился от опеки и контроля со стороны родителей, но не всегда достаточно прочно включился в иные системы социальных связей и социального контроля. Все это означает для судебных органов необходимость повышенного внимания к молодым правонарушителям, активного проведения профилактической работы среди этой категории лиц. Анализ состояния и динамики преступности в районе, области, в разрезе возрастных показателей может указать и на другие возрастные группы, обладающие криминологическими особенностями.

     Хорошо известна связь между образовательным уровнем и преступностью. Не более 7—10% осужденных имеют законченное среднее образование и только до 2%— высшее (в том числе незаконченное). Наиболее низкий уровень встречается у лиц, осужденных за хулиганство за кражи, а также за преступления против личности, связанные с насилием. Анализ данных об образовании правонарушителей нс должен ограничиваться констатацией полученных сведений; более важной задачей является выявление причин низкого образовательного уровня некоторой части населения, в том число причин нарушения закона о всеобщем обязательном обучении, отсева из школ п т. д. Решение всех этих вопросов выходит за пределы компетенции судебных органов, однако их постановка перед соответствующими государственными органами и общественными организациями заслуживает внимания и является одной из актуальных задач обобщения судебной практики.

Информация о работе Общие начала назначения наказания