Общегерманское уголовное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 00:10, реферат

Описание работы

В землях Германии, начиная с XIII века, активно развивалось княжеское законодательство. Оно ограничивало использование обычая и содержало новые нормы уголовного, наследственного и торгового права, распространяющиеся на всех свободных подданных. Завершила процесс оформления собственных правовых систем в княжествах кодификация местного права в XVII—XVIII веках, в эпоху утверждения «княжеского абсолютизма». Так, в Баварии в середине XVIII века издаются уголовное уложение и Гражданский кодекс, в Австрии в 1768 году издается уголовное уложение «Терезиана», а в 1787 году новое уголовное уложение.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

   К смягчающим обстоятельствам, предусмотренным  «Каролиной», относились отсутствие умысла (неловкость, легкомыслие и непредусмотрительность), совершение преступления в запальчивости  и гневе. Смягчающими обстоятельствами при краже считались малолетний возраст преступника (до 14 лет) и «прямая голодная нужда».

   Отягчающие  вину обстоятельства были гораздо более  многочисленными: публичный, дерзкий, злонамеренный и кощунственный  характер преступления, рецидив, крупные размеры ущерба, «дурная слава» преступника, совершение преступления группой лиц, против собственного господина и тому подобное.

   В судебнике  различаются отдельные стадии совершения преступления. Покушение на преступление рассматривается как умышленное деяние, неудавшееся вопреки воле преступника. Покушение наказывалось обычно так же, как оконченное преступление. При рассмотрении соучастия чаще всего упоминается пособничество. Законоведы того времени различали три вида пособничества:

         -         помощь до совершения преступления;

         -         на месте преступления (совиновничество);

         -         после его совершения.

   От  «корыстного сообщничества», в последнем  случае, отличалось «укрывательство  из сострадания», влекущее более мягкое наказание.

   Несмотря  на имеющееся в преамбуле «Каролины» утверждение о равном правосудии для «бедных и богатых», во многих статьях подчеркивалась необходимость при назначении наказания учитывать сословную принадлежность преступника и потерпевшего лица. Так, при определении наказания за кражу судье предписывалось учитывать стоимость украденного и другие обстоятельства, но «в еще большей степени должно учитывать звание и положение лица, которое совершило кражу» (ст. 160).6[6] Ст. 158 предусматривала, что знатное лицо могло быть подвергнуто за кражу не уголовному, а «гражданско-правовому наказанию». Нарушение «земского мира», строго караемое при прочих равных условиях, считалось вполне законным для лиц, получивших дозволение императора отомстить за нанесенную обиду, или враждующих с недругами своего господина.

   В ином положении находились малоимущие и  лица незнатного происхождения. Правда, совершение незначительной кражи плодов днем и «по прямой голодной нужде» также могло повлечь только имущественную  ответственность, однако неимущему  было гораздо труднее возместить ущерб. В иных случаях за кражу урожая, рыбы, леса, особенно в ночное время, полагались телесные или иные наказания по усмотрению судей и по местным обычаям. Особенно сурово и незамедлительно предписывалось карать подозрительных нищих и бродяг как «опасных для страны насильников» (ст. 39, 128).7[7]

   Право судей назначать наказания по своему усмотрению было ограничено в  «Каролине» лишь формальным указанием  на верховенство императорского права  при определении высшего предела  наказания. Судьи могли назначать одно или несколько рекомендованных наказаний, применять местные обычая, а в затруднительных случаях прибегать к разъяснениям законоведов.

   Вся система  наказаний определялась основной целью  карательной политики — устрашением. Это в значительной мере являлось реакцией на события Крестьянской войны 1524 - 1525 годов. Карательные меры отличались жестокостью. Основными видами наказания были:

         -         смертная казнь (колесование, четвертование, закапывание живым в землю, утопление, сожжение и прочее);

         -          членовредительские наказания (урезание языка, ушей вырывание языка, отсечение руки и тому подобное);

         -         телесные наказания (сечение розгами);

         -         позорящие наказания (лишение прав, выставление у позорного столба в железном ошейнике, клеймение);

         -         изгнание;

         -         тюремное заключение;

         -         возмещение вреда и штраф.

   Смертная  казнь была прямо предписана или  могла быть применена за большое  количество преступлений, причем виды казни были квалифицированы: колесование, четвертование, утопление, сожжение, повешение, закапывание живым в землю — для женщин.

   Телесные  и членовредительские наказания  могли применяться за обман и  кражу.

   Смертная  казнь и телесные наказания производились  публично.

   Тюремные  заключения, изгнания и позорящие наказания чаще применялись как дополнительные. К ним относились также конфискация имущества, терзание раскаленными клещами перед казнью и волочение к месту казни. При лишение чести осужденного выставляли к позорному столбу или в ошейнике на публичное осмеяние.

   «Злонамеренных  и способных на дальнейшие преступные действия» лиц предписывалось заключать  в тюрьму на неопределенный срок.

Информация о работе Общегерманское уголовное законодательство