Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 03:07, курсовая работа
Наказание в уголовном праве - явление социально-правовое. Социальное назначение наказания состоит в том, что оно на протяжении многих лет рассматривается как одно из средств борьбы с преступностью, а также как специфический и весьма жесткий регулятор поведения людей, вступающих в конфликт с уголовным законом. На различных этапах развития человеческой цивилизации государство с помощью уголовного наказания пытается решить по сути одно и ту же задачу - защитить общество от преступных посягательств на наиболее важные социальные ценности, охраняемые уголовным законом.
Сдерживающее начало в общем предупреждении обусловливается представлением таких лиц о нежелательных последствиях преступления, которые состоят в том, что за каждое преступное деяние установлена уголовная ответственность; степень строгости (наказания) определяется степенью тяжести преступления; ответственность в случае совершения преступления реальна и неотвратима.
Следует
иметь в виду, что реальность содержащейся
в уголовном законе угрозы наказания
проявляется лишь при фактическом его
применении. В таких случаях наказание
будет восприниматься неустойчивыми элементами
как неизбежное следствие преступления,
невыгодное для них по своим негативным
последствиям.
3.
Отграничение наказания
от иных видов государственного
принуждения.
Для того, чтобы непосредственно перейти к рассмотрению этого вопроса, необходимо сначала вспомнить основы права. Как известно, любое антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое в соответствии с законом является правонарушением.
Все преступления подразделяются
на преступления и проступки.
Преступления – это
Общественная опасность
Противоправные проступки, в зависимости от объекта правонарушения, характера наносимого вреда и особенностей соответствующих им правовых санкций, подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданские правонарушения, предусмотренные соответствующими отраслями права.
Четырем вышеперечисленным видам правонарушений соответствуют четыре вида юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая.
Поскольку далее речь пойдет об отличии наказания от других мер
государственного воздействия, необходимо заметить очень важный нюанс:
наказание и уголовная
Как прежний, так и новый
УК предусматривают уголовную
Здесь речь идет об освобождении несовершеннолетнего только от наказания. Суд в таких случаях выносит обвинительный приговор, но не назначает наказание. Вместо наказания назначаются принудительные меры воспитательного воздействия. Но раз есть обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу (ибо в ст. 92 УК говорится об осужденном), то, значит, на лицо возложена уголовная ответственность, хотя наказание и не назначено. Такое осуждение не влечет судимости, поскольку в соответствии со ст. 86 УК лицо, освобожденное от наказания, не считается судимым.
Значит, уголовная ответственность
и наказание – понятия
Итак, наказание отличается от других мер государственного принуждения по следующим параметрам:
1. По источнику права.
Наказание как мера государственного принуждения устанавливается
уголовным законом, коим у нас является УК РФ. Конечно, юридическим основанием уголовного законодательства являются Конституция РФ и нормы международного права, ратифицированные РФ. Но непосредственно наказания устанавливаются только в УК РФ. Все новые законы, устанавливающие уголовную ответственность, подлежат включению в этот кодекс. Источником же права при назначении мер государственного принуждения за проступки могут быть как законы, так и подзаконные акты.
Например, при назначении мер административной ответственности
источниками права будут законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; соответствующие кодексы (КоАП, Таможенный Кодекс и др.); постановления Федерального Собрания, содержащие административно-правовые нормы; нормативные акты Президента, Правительства, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
2. По основаниям ответственности.
Уголовные наказания
Меры административной ответственности применяются за совершение административных проступков. Административные проступки – это правонарушения, посягающие главным образом на порядок государственного управления ( нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил и др.).
Меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) применяются к совершившим дисциплинарный проступок т.е. противоправное нарушение трудовой служебной или учебной дисциплины.
Гражданско-правовая ответственность наступает за гражданские
правонарушения, которые состоят в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.д.
3.По процессуальной форме.
Наказание выносится только по приговору суда. Никакой другой орган не имеет право налагать уголовные наказания. В то время как проступки имеют другие процессуальные формы: решение суда, постановления государственных органов, приказы и распоряжения должностных лиц. Например, решение суда, обязывающее лицо выплатить неустойку в пользу другого лица (гражданско-правовая ответственность); приказ начальника об увольнении подчиненного в связи с нарушением им правил ВТК (дисциплинарная ответственность); распоряжение вышестоящих государственных органов власти о привлечении к административной ответственности служащих нижестоящих органов власти в связи с допущенными с их стороны правонарушениями по службе (административная ответственность); и т.д.
4. По направленности (адресату) меры государственного принуждения.
Уголовные наказания носят
У проступков круг адресатов широк: ими могут быть как физические, так
и юридические лица (за искл. дисциплинарных проступков), отсутствует строго личный характер мер. Например, на родителей ребенка, совершившего административное правонарушение, может быть наложен штраф; если собака укусила прохожего, то на ее хозяина может быть наложен штраф в административном порядке; и т.д. ПРИМЕР ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО.
Уголовное наказание устанавливается в соответствии с уголовным законом. Единственный источник - действующий уголовный кодекс.
Административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.
Дисциплинарная ответственность – законодательством о труде, различными законами, подзаконными актами, устанавливающими категорий рабочих и служащих. Материальная ответственность устанавливается законодательством о труде, гражданским кодексом в некоторых случаях нормами административного права.
Общественное воздействия устанавливается в соответствии с общественными ценностями, обычаями, традициями. Общественная ответственность налагается от имени общества, а уголовное наказание осуществляется от имени государства.
Административные взыскания налагаются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а, также, судами.
Дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции. Меры материальной ответственности – судами общей юрисдикции и арбитражными судами, в отдельных случаях – в административном порядке. Меры общественного воздействия устанавливаются со стороны общества или отдельных его групп.
Основанием для назначения административной ответственности является административное правонарушение; для дисциплинарной – дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального ущерба или гражданско-правовой деликт. Основами для назначения уголовного наказания является преступлением. Субъектами административной ответственности являются физические лица и коллективные образования. Вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным, т.к. предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п., но и меры не определены в законодательстве; общественное воздействие может быть обращено как на физических, так и на юридических лиц. Субъектами уголовного права могут быть только физические лица. Только уголовное наказание влечёт за собой судимость. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производства по делам об административных правонарушениях. Меры дисциплинарной ответственности - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства. Дела о материальной ответственности решаются, как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства. Меры общественного воздействия не регулируются законодательством. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
В целом можно сделать вывод, что уголовное наказание обладает рядом чёрт, отличающих его от других мер государственно-правового и общественного воздействия.
При отграничении преступлений от иных
правонарушений следует принимать во
внимание ряд обстоятельств. Так, некоторые
преступления посягают на такие общественные
отношения, на которые другие правонарушения
посягать не могут (например, жизнь человека,
государственная безопасность). Характер
общественной опасности, который определяется
объектом посягательства, позволяет отнести
такие деяния лишь к числу уголовных преступлений.
Трудностей в разграничении преступлений
и иных правонарушений при этом не возникает. Необходимость
определения критериев разграничения
преступлений и других правонарушений
возникает при наличии смежных (различных,
а иногда аналогичных) правонарушений,
относящихся к различным отраслям права,
но посягающим на один объект. Например,
ответственность за нарушение правил
дорожного движения предусмотрена как
уголовным (ст. 264 УК), так и административным
(ст. 12.1-12.24, 12.28 КоАП РФ) законодательством.
К преступлениям, совершаемым в сфере
служебных отношений — должностным и
против военной службы, примыкают дисциплинарные
проступки. Как гражданско-правовые деликты,
так и преступления против собственности
связаны с причинением личности, организациям
и государству имущественного вреда.
Вред правильному функционированию человеческого общества, сложившейся системе общественных отношений причиняют как преступления, так и иные правонарушения. Поэтому и те, и другие являются общественно опасными. Однако степень такого вредного воздействия может быть различной . Нередко преступление отличается от иных правонарушений только характером наступивших последствий совершенного деяния. Величина причиненного вреда позволяет отграничивать преступления и другие правонарушения. Так, если использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы повлечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства в целом, его действия квалифицируются по ст. 285 УК, а в случае отсутствия такого вреда — являются дисциплинарным проступком. Самоуправство, причинившее существенный вред гражданам или организациям, квалифицируется по ст. 330 УК, а при отсутствии существенного вреда — по ст. 19.1 КоАП РФ. Так, нарушение правил охраны труда, причинившее легкий либо средней тяжести вред здоровью человека является дисциплинарным или административным проступком, а то же деяние, причинившее по неосторожности тяжкий вред здоровью, образует состав преступления (ч. 1 ст. 143 УК РФ). Субъективными обстоятельствами, определяющими степень общественной опасности, которые могут повлиять на отнесение деяния к числу правонарушений, являются форма вины, мотив и цель. Так, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью является уголовно наказуемым, если совершено умышленно (ст. 112, 115 УК). В случае неосторожного совершения такого деяния вред может быть возмещен в гражданско-правовом порядке (ст. 1085 ГК РФ). Служебный подлог является уголовно наказуемым, если совершен из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 292 УК).