Насилие как способ совершения преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Одна из важнейших задач на первоначальном этапе расследования преступлений - изучение такого элемента его криминалистической характеристики, как механизм следообразования, характерный для определенного вида или группы преступных посягательств. Здесь имеются в виду сведения о локализации следов, их признаки, виды, сохранность и другие данные, позволяющие более эффективно вести поиск и работать с ними. Процессы обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов являются необходимым компонентом предварительного расследования, на котором при дальнейшем исследовании формируются различные криминалистические версии по поводу совершенного преступления. Существующая в криминалистике традиционная классификация следов совершения тех или иных преступлений, предлагаемая рядом зарубежных и отечественных ученых (Г.Л.Грановский, А.Я.Гин

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие, признаки и значение объективной стороны состава преступления………………………………………………………………5
Факультативные признаки объективной стороны состава преступления………………………………………………………..…….11
Насилие как способ совершения преступления………………………18
Заключение……………………………………………………………………...26
Список используемой литературы………………...………………………….28
Приложение № 1………………………………………………………………..30
Приложение № 2………………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     а) в диспозиции содержится указание на единственный способ совершения преступления. Так, состав квалифицированного ложного доноса, совершенного «с искусственным созданием доказательств обвинения», влечет ответственность по ч. 2 ст. 306 УК РФ. Совершение данного преступления иным способом (при отсутствии других отягчающих обстоятельств) будет квалифицировано по ч.1 этой же статьи;

     б) диспозиция содержит точный перечень возможных способов совершения преступления. Например, ч. 2 ст.141 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума, соединенное с подкупом, обманом, применением насилия либо угрозой его применения, совершенное лицом с использованием своего служебного положения или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Воспрепятствование же иным способом образует состав этого же преступления без отягчающих обстоятельств (ч.1 ст. 141 УК РФ);

     в) диспозиция содержит примерный перечень возможных способов совершения преступления. В этих случаях преступление может быть совершено и иными, кроме перечисленных способами. Например, ч.2 ст. 167 УК РФ определяет квалифицированный состав уголовно наказуемого умышленного уничтожения или повреждения имущества, совершенного «путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом»;

     г) из формулировки диспозиции может вытекать, что совершение преступления возможно любым способом (например, ст.125 УК РФ об ответственности за оставление в опасности).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Насилие как способ совершения преступления: понятие, виды 

    Насилие связывается с целенаправленным ограничением свободы поведения, подчинением, нарушением прав и нанесением ущерба людям и их объединениям, что приводит к определению его через понятие «принуждение»4. Так, А. А. Гусейнов описывает насилие как внешнее, силовое воздействие на человека или группу людей, принуждение, ущерб жизни и собственности, которые осуществляются вопреки воле тех, против кого они направлены. Целью насилия является подчинение лица воле того (или тех), кто осуществляет такое воздействие, а потому насилие определяется им как «узурпация свободной воли, один из способов, обеспечивающих господство, власть человека над человеком». По его мнению, механизм, технология насилия состоят в том, что люди принуждаются к определенным поступкам или чаще всего удерживаются от определенных поступков с помощью прямого физического воздействия. Насилие – это общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность.

    Таким образом, термин «насилие» получил  широкое развитие в общественных науках, что существенно затруднило его дальнейшее понимание в качестве уголовно-правовой категории. Насилие определяют как элемент политической, социальной, экономической организации общества. Мировое сообщество стремится найти и описать единую форму человеческого поведения, несущего в себе содержание разрушающей силы – зло. Так, Всемирная организация здравоохранения определяет «насилие» как преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом, которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.

    Содержанием слова «насилие» является весь объем противоправного принудительного поведения субъектов общественных отношений в отношении других субъектов против их воли, а также все последствия от него. Перенос этого содержания из социальной сферы применения в криминальную ставит знак равенства между категориями «преступление» и «насилие», что в уголовном праве неприменимо. А. И. Бойцов замечает, что любое (во всяком случае умышленное) преступление, представляя собой разновидность антисоциального поведения человека, посягающего на жизненно важные условия существования человеческого сообщества, может быть охарактеризовано как попытка изменить насильственным (внеправовым) путем существующий в этом сообществе порядок отношений между людьми5. В действующей доктрине уже приходится указывать, что не следует понятия насилие и преступление отождествлять.

    В связи с этим заметим, что неприемлемо  брать за основу первичной дефиниции (уголовно-правовой) ее производную  – вторичную (социологическую). Искать источник уголовно-правовой категории  «насилие» в русском языке, как это принято, тоже неверно, поскольку исследования, проведенные нами в истории этого вопроса, свидетельствуют об обратном влиянии. Слово «насилие», созданное для описания противоправного поведения, на протяжении всего применения зависело от влияния зарубежных правовых доктрин, преимущественно немецкой и французской, использующих в своем праве похожие, но все же различные, в силу разницы понятийных аппаратов и принципов словообразования, понятия. Верно замечает Мишель Дебрен: «У каждого народа, за каждым словом кроется своя картина мира». Перевод уголовно-правового термина какой-либо правовой системы на русский язык одним словом заранее обречен на неудачу, скрывающую от нас сущность описываемого данным термином явления.

    Первоначальное  уголовно-правовое (узкое) содержание категории «насилие» – это применение мускульной силы к телу (корпусу) другого лица, непереходящее в иное преступление противозаконное применение физической силы против личности потерпевшего. Именно с присущим данной форме принуждения характером в первоначальном ее виде сравниваются иные формы принуждения, которые включаются в ее неограниченное содержание. Рассмотрим формы физического принуждения, вошедшие и не вошедшие в объем анализируемой категории.

    Воздействие силой на тело (корпус) другого лица, посягающее на телесную неприкосновенность, – это наиболее резкая форма физического принуждения, самая распространенная и используемая в более 95% всех насильственных преступлений (насилие в узком смысле). Применение лицом боксерских перчаток, как и иных предметов, не используемых в качестве оружия для нанесения телесных повреждений, составляет указанное деяние и неважно, что он делает это не своими руками, а посредством подвластной ему силы. Таким же образом следует подходить к вопросу об использовании виновным мускульной силы другого человека, не способного осознавать характер своих действий, по причине невменяемости или возраста. Вооруженность, открытое использование химических и биологических препаратов, источников повышенной опасности (опасные животные, автомобили и пр.) относятся к данной форме принуждения, но заслуживают самостоятельного рассмотрения в качестве квалифицированного его вида, что реализовано в отягчающем признаке множества составов насильственных преступлений.

    Стоит так же различать и виды насилия, такие как физическое и психическое насилие. Физическое - этот вид насилия определить легче всего, поскольку после избиения обычно остаются следы побоев: синяки, ссадины, следы от ремня и т.д. Однако, конечно, нельзя забывать и о том, что насильник может бить «грамотно» и видимых следов не останется. Чаще всего физическое насилие применяется по отношению к детям и женщинам, хотя известны случаи, когда женщины и выросшие дети бьют других членов семьи. Психическое – в случае психического насилия человек, осуществляющий насилие, может лишать свою жертву еды, сна, связывать, запирать в маленьком или темном помещении. В результате подобных действий человек теряет контроль над собственной жизнью, собственную волю и становится подвластным другому человеку. Также при данном виде насилия кого-то из членов семьи могут обвинять в сумасшествии или создавать условия, в которых человек чувствует себя «ненормальным». Например, убрать очки с привычного места для их хозяина, а потом обвинить человека в том, что он сам не знает, куда их положил, а так поступают только ненормальные.

    Приведение  в бессознательное или беспомощное  состояние посредством разнообразных веществ обеспечивает управление человеком в целях виновного и является, по нашему мнению, наиболее опасным, предумышленным «орудийным» способом физического принуждения, закономерно включаемым в объем категории «насилие». При воздействии этими предметами на организм человека физический вред может быть причинен в той же мере, как и при воздействии на организм оружием.

    В Уголовном кодексе Российской Федерации, в силу объективных и субъективных причин, не реализована возможность  уголовного преследования приведения в беспомощное или бессознательное  состояние посредством гипноза. В ближайшем будущем этот пробел может быть нелегитимно устранен, как и предыдущие, путем включения данного воздействия в исследуемую оценочную категорию.

    Неисполнение  имеющихся у виновного обязанностей по обеспечению жизни или здоровья зависимого лица может вынудить последнего к желаемому виновным поведению. Данная форма физического принуждения должна преследоваться Уголовным кодексом Российской Федерации как способ насильственных хищений, так как в совокупности с достижением криминальной цели хищения существенно повышает степень общественной опасности последнего, подчиняя человека и создавая, как и силовое воздействие, опасность для его основных благ.

    Бездействие в отношении лица, находящегося на попечении, в служебной или иной зависимости, связанное с невыполнением  обязанностей, может склонить к имущественным, сексуальным или иным вынужденным действиям. Форма бездействия, не связанная с созданием условий для жизни или здоровья, как альтернатива применения силы и содержание категории «насилие» не рассматривается, так как существенно отличается от нее по социальным свойствам, не ставя в опасность естественные блага человека.

    Ограничение свободы перемещения человека путем создания препятствий на его пути не соотносимо с силовым воздействием на него. Обладая специфическим объектом воздействия (свобода перемещения человека) и своеобразным ненасильственным характером, данное деяние, связанное с полным (замкнутым) ограничением свободы передвижения, дифференцированно преследуется в ст. 127 УК РФ, называясь лишением свободы, что социально обусловлено. Если же ограничение свободы препятствует передвижению человека только в одном или двух направлениях (например, перекрыт один или два выхода из здания при наличии других), что может быть достаточным условием (неполным ограничением свободы), чтобы обеспечить достаточное время для хищения, то деяние, предусмотренное ст. 127 УК РФ, отсутствует, а указанное действие не преступно. Ограничение свободы (полное или частичное) не соотносимо с силовым воздействием на тело человека и не может само по себе являться содержанием категории «насилие», так как составляет не способ причинения вреда охраняемым благам, а причинение этого вреда третьему по значимости объекту – свободе лица. В XIX в. насилие определяли как первую форму вторжения в область свободы личности, посягающую на свободу отдельных актов деятельности человека. Оно не распространялось на ограничение свободы личности, являющееся второй формой вторжения, а также на похищение и захват людей, представляющих собой третью форму вторжения в область свободы личности. Насилие и лишение свободы повреждают разной ценности объекты, неприкосновенность и свободу передвижения.

    Запирание человека в замкнутом помещении  для совершения хищение путем  обмана или иным образом, но без непосредственного  соприкосновения с ним не только свидетельствует об отсутствии особой дерзости в действиях виновного, но и косвенно проявляет нежелание последнего войти с потерпевшим в соприкосновение и оказать на него физическое (механическое) воздействие. Ограничение свободы, связанное с непосредственным силовым воздействием, – силовое ограничение свободы: связывание, сковывание наручниками, силовое удержание, перемещение и пр., приобретает свойство совокупности явлений, одна часть которого – применение силы – относится в содержание категории «насилие», а другая – в преступление против свободы лица (только полное). Если лишение свободы (замкнутое или полное ограничение свободы перемещения) для хищения стало следствием обманных действий, то следует вменять ч. 1 ст. 161 и ст. 127 УК РФ. Если же оно было вызвано применением насилия, то – ст. 127 и п. «г» ч. 2 ст. 161 или ст. 162 УК РФ в зависимости от того, на какое преступление против личности, входящее в рамки видов насилия, совершалось посягательство.

    Силовое воздействие как средство принуждения или временного ограничения свободы представляет очевидную и непосредственную опасность для здоровья принуждаемого. Описанное бездействие может вызвать различные негативные процессы в организме человека, а следовательно, оно также опасно для его основных благ. Даже самое безвредное вещество, введенное против воли, может служить причиной вредных последствий для здоровья не только от самого вещества, но и от падения потерпевшего (под его действием), его болезни, вступления в химическую реакцию с напитком, в котором оно подавалось. Все перечисленные формы физического принуждения имеют своей целью воздействие на организм человека для его подчинения процессами, представляющими опасность причинения вреда жизни или здоровью, и преследуются в рамках действующей оценочной категории «насилие» ввиду отсутствия самостоятельного их преследования, что является очевидным пробелом действующего законодательства. Ограничение свободы в чистом виде не представляет такой опасности, но может причинять вред объекту, имеющему самостоятельную значимость, и дифференцированно преследоваться в ст. 127 УК РФ.

    В содержание рассматриваемой категории  входят следующие формы физического  принуждения: силовое нарушение  телесной неприкосновенности; приведение в бессознательное или беспомощное состояние посредством введения в организм потерпевшего сильнодействующих, ядовитых, психотропных или одурманивающих веществ; неисполнение имеющихся у виновного обязанностей по обеспечению жизни или здоровья зависимого лица. Представляя наличную опасность, являющуюся имманентным признаком перечисленных форм физического принуждения, категория «насилие» не может делиться на виды по степени опасности для жизни или здоровья лица и включать в свое содержание составы преступлений против личности.

Информация о работе Насилие как способ совершения преступления