Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 22:44, курсовая работа
Нормальная жизнедеятельность человека обусловлена не только физической защитой его личности, но также и обеспечением условий, необходимых ему для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. В этом смысле правовая защита личности включает как его личную физическую (жизнь, здоровье, честь, достоинство) защищенность, так и способствующие этому фактору благополучия, в том числе неприкосновенность имущества.
Введение 3
Глава 1. Социальная обусловленность уголовной ответственности за незаконное проникновение в жилище 5
1.1. Общее понятие и классификация преступлений против конституционных прав и свобод 5
1.2. Общественная опасность незаконного проникновения в жилище 8
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика ст.139 Уголовного кодекса РФ 13
2.1. Объективные признаки состава преступления, предусмотренные ст. 139 УК РФ 13
2.2. Субъективные признаки состава преступления, предусмотренные ст. 139 УК РФ 23
Заключение 28
Список используемой литературы 30
На основе юридического анализа состава преступления, предусмотренного ст.139 УК РФ, а также анализа отечественного законодательства и законодательства стран общей и континентальной систем права, предусматривающего ответственность за нарушение неприкосновенности жилища, можно сделать следующие выводы:
-
показателем уровня
-
существование уголовного
Субъективная
сторона незаконного
Объективная сторона преступления – это внешняя характеристика преступления, то субъективная сторона – это психическое отношение преступника к совершенному преступлению. К признакам, образующим субъективную сторону относится вина, мотив и цель преступления, а также эмоциональное состояние лица в момент совершения преступления.
Вина – это психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию и его последствиям в форме умысла и неосторожности.
Вина является необходимой предпосылкой уголовной ответственности, так как если нет вины, то нет и состава преступления, соответственно, нет и уголовной ответственности.
Мотив преступления имеет важное доказательное значение по уголовному делу. Необходимость установления мотива обуславливается необходимостью установления объективной истины по делу.
Основой для совершения преступлений против личности и собственности служит нарушение неприкосновенности жилища. В зависимости от мотивов и целей проникновения в жилище, эти действия следует квалифицировать по совокупности как нарушение неприкосновенности жилища и преступление против личности и собственности, либо только как преступление против личности и собственности.
Из
выше сказанного можно сделать следующий
вывод, что нарушение
Несоразмерность
санкций степени тяжести
ч.1. Незаконное проникновение, вторжение в жилище против воли проживающего в нем лица, а равно неоставление жилища по требованию проживающего в нем лица
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
В ч. 2 ст. 139 устанавливается ответственность за незаконное проникновение в жилище, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения. Использование при этом насилия, повлекшего причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, выходит за рамки противоправного вторжения в жилое помещение и требует квалификации по нормам о преступлениях против здоровья (ст. 111 или 112). Что касается угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119), то подобные действия караются менее строго, чем это предусмотрено ч. 2 ст. 139, а потому полностью охватываются ее признаками.
Наконец, ч. 3 ст. 139 предусматривает деяния, указанные в ч. 1 или 2 данной статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения. Если такое деяние совершает должностное лицо государственного или муниципального органа, то оно подлежит ответственности не только по ч. 3 ст. 139, но также по нормам о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285) или их превышении (ст. 286).
Деяние, описанное в ч. 1 и 2 ст. 139, относится к категории преступлений небольшой тяжести, а в ч. 3 - средней тяжести.
Название
рассматриваемой статьи 139 УК РФ предлагаем
сформулировать в соответствии с объемом
охраняемых ею общественных отношений
и с учетом предлагаемых изменений: «Незаконное
проникновение, вторжение в жилище или
неоставление жилища».
В ходе проделанной работы можно сделать вывод о том, что законодатель строго регламентировал все случаи ограничения права человека на неприкосновенность жилища. Но, кроме того, он вполне справедливо посчитал, что оставлять такое важнейшее благо личности без правовой охраны нецелесообразно, и предусмотрел специальные рычаги, которые как раз и обеспечивают эти конституционные гарантии. Конечно же, речь идет об уголовном законодательстве.
Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Это право является неотъемлемой частью более широкого права человека на неприкосновенность частной жизни, а ответственность за нарушение этого права предусматривается в ст. 139 УК РФ – «Нарушение неприкосновенности жилища». Сущность неприкосновенности жилища заключается в свободе от любого незаконного, необоснованного проникновения в обитаемое жилое помещение.
Гарантии неприкосновенности должны распространяться не только на жилище, в материальном смысле его понимания, но и на всю информацию, которая в этом жилище имеется и передается. Поэтому нарушением неприкосновенности жилища следует считать не только открытое или тайное вторжение в него, то есть проникновение в жилище лиц, для проживания или в иных целях, которые по закону не вправе находиться в нем помимо воли проживающих, но и установку в нем технических средств, позволяющих вести прослушивание ведущихся там разговоров или визуальное наблюдение за происходящими событиями.
Но даже наличие в законодательстве всех этих положений об ответственности не останавливает определенных лиц от совершения правонарушения. Пожалуй, наиболее негативную оценку можно дать подобному поведению со стороны представителей власти - сотрудников правоохранительных органов, в том числе сотрудников системы исполнения наказания, должностных лиц тех или иных государственных органов и т.д. Их противоправные действия, как никакие другие, подрывают авторитет государства, служб, на которые возложены важнейшие обязанности - по охране общественного порядка и поддержанию законности.
В
заключении хотелось бы отметить, что
в российском законодательстве содержится
достаточное количество норм, призванных
обеспечить гарантии прав и свобод граждан
от преступных посягательств, и от необоснованного
их ограничения при осуществлении государственными
органами правоохранительной и оперативно-розыскной
деятельности. Тем не менее, существуют
некоторые законодательные недоработки,
устранение которых представляется нам
необходимым. Так как, ст. 139 УК РФ не только
не учитывает современный уровень развития
технических средств и не содержит упоминания
о них, но и не соответствует своему названию
и положениям Конституции РФ, которые
она развивает, необходимо внести соответствующие
поправки в законодательные нормы, гарантирующие
право на неприкосновенность жилища.