Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:26, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении налоговых преступлений.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. дать общую уголовно-правовую характеристику преступлений в сфере экономической деятельности;
2. раскрыть понятие налогового преступления;
3. определить виды налоговых преступлений;
4. рассмотреть уголовно-правовую характеристику отдельных видов налоговых преступлений
5. проанализировать судебную практику рассмотрения дел, связанных с налоговыми преступлениями.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере законодательства о налогах и сборах, регулирующего ответственность лиц, совершающих налоговые преступления.
Предметом исследования являются налоговые преступления.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
§ 1 Общая уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности
§ 2. Понятие и виды налоговых преступлений
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАКТИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
§ 1 Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных статьями 198, 199 УК РФ
§ 2 Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных статьей 199.1 УК РФ
§ 3 Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных статьей 199.2 УК РФ
§ 4 Судебная практика при рассмотрении дел, связанных с налоговыми преступлениями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
26
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету: Уголовное право
На тему: Налоговые преступления
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
§ 1 Общая уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности
§ 2. Понятие и виды налоговых преступлений
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАКТИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
§ 1 Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных статьями 198, 199 УК РФ
§ 2 Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных статьей 199.1 УК РФ
§ 3 Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных статьей 199.2 УК РФ
§ 4 Судебная практика при рассмотрении дел, связанных с налоговыми преступлениями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Переход к рыночным отношениям (свобода рынка, возможность самостоятельного распоряжения капиталами и т.д.) привел как к положительным, так и к отрицательным моментам, связанным, в первую очередь, с экономической и налоговой преступностью, как одной из ее составляющих.
Проблемы уголовной ответственности за названные преступления, включая налоговые, представляются наиболее сложными как для ученых-юристов, так и для правоприменителей. Основные причины и условия налоговой преступности в значительной степени отличаются от общеуголовных. Условно их совокупность можно разделить на экономические, правовые и нравственно-психологические.
Возникновение современной налоговой преступности прежде всего определяется изменениями в экономической жизни страны, появлением рыночных отношений. С ростом числа предприятий, основывающихся на частной форме собственности, возникло определенное противоречие между интересами государства и общества, с одной стороны, и новыми собственниками, с другой.
В современных условиях налоги являются главным источником бюджетных доходов. Постоянное увеличение расходов, вызванное различными объективными причинами, побуждает государство повышать уровень налогообложения. При этом налоговая политика практически не учитывает то обстоятельство, что подавляющее большинство отечественных предприятий используют устаревшее оборудование, технологии, испытывают острую нехватку оборотных средств и не могут сбыть свою неконкурентоспособную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Все это приводит к возникновению взаимных неплатежей и к снижению возможностей предприятий уплачивать возросшие налоги. Между тем достаточно часто и экономически благополучные предприятия, среди которых выделяются торгово-закупочные, посреднические, зачастую прибегают к уклонению от уплаты налогов.
Цель данной работы состоит в рассмотрении налоговых преступлений.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. дать общую уголовно-правовую характеристику преступлений в сфере экономической деятельности;
2. раскрыть понятие налогового преступления;
3. определить виды налоговых преступлений;
4. рассмотреть уголовно-правовую характеристику отдельных видов налоговых преступлений
5. проанализировать судебную практику рассмотрения дел, связанных с налоговыми преступлениями.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере законодательства о налогах и сборах, регулирующего ответственность лиц, совершающих налоговые преступления.
Предметом исследования являются налоговые преступления.
Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрена нормами гл. 22 УК РФ.
Происходящие в России экономические и политические преобразования определили необходимость реформирования всей правовой системы в целом и уголовного законодательства в частности. Слом старой хозяйственной системы, основанной на командно-административном методе регулирования экономических отношений и, следовательно, на жестком контроле со стороны государства, и переход к новым экономическим отношениям, ориентированным на свободное развитие рыночной экономики, на свободное предпринимательство, честную конкуренцию при равенстве всех форм собственности, создали (как побочный продукт) условия для совершения общественно опасных деяний, ранее не известных уголовному законодательству. В стремлении провести идею: "разрешено все, что не запрещено законом" государство предоставило возможность новым хозяйственным структурам действовать самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, что объективно создавало условия для злоупотреблений, мошеннических операций со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов. Эти общественно опасные деяния (проявления монополизма, недобросовестной конкуренции, обман кредиторов, ложное банкротство и др.) затрагивали интересы всех субъектов: и государства, и частного предпринимателя, - и мешали поступательному развитию новых экономических отношений.
Основополагающие начала правового регулирования новых экономических отношений были заложены в Конституции РФ, в ст. ст. 8, 34, 35, 36. Статья 8 гарантирует участникам новых экономических отношений единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности в условиях равенства всех форм собственности. Статьи 34, 35, 36 устанавливают гарантии права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Но признание свободы экономических отношений не означает отказа от их государственного регулирования, поэтому ч. 2 ст. 34 Конституции РФ признала недопустимой деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Эти конституционные принципы явились основой новых законов, регулирующих экономику в сфере гражданских, финансовых, валютных отношений, а также позволили определить круг общественных отношений, которые должны быть защищены при помощи норм уголовного права от преступных посягательств.
Преступление в сфере экономической деятельности можно определить как преступление, при совершении которого его субъект преследует незаконные экономические интересы, в том числе интересы корыстные, либо стремится причинить вред законным экономическим интересам государства, общества, хозяйствующим субъектам или частным лицам.
Родовым объектом преступлений, предусмотренных гл. 22 УК РФ, являются общественные отношения, составляющие содержание всей экономики в целом. Видовым объектом выступают отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных ценностей и услуг
В качестве непосредственных объектов преступлений этой главы фигурируют конкретные общественные отношения, интересы в различных сферах экономической деятельности, на которые происходят преступные посягательства.
Исследуя объективную сторону указанных преступлений, следует отметить, что диспозиции многих правовых норм, предусматривающих за них уголовную ответственность, сформулированы законодателем как бланкетные, для уяснения их сути в правоприменительной деятельности необходимо обращение к ряду законодательных и иных нормативных актов других отраслей права - например, предпринимательского, банковского, таможенного, налогового. Что касается непосредственно уголовно-правового деяния как признака объективной стороны, то в составах преступлений, входящих в гл. 22 УК РФ, оно выражается как в виде действия (изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов), так и в виде бездействия (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности).
Законодательная конструкция составов преступлений, посягающих на нормальную деятельность в экономической сфере, достаточно неоднородна. Одни из них сформулированы как материальные (незаконное предпринимательство), которые считаются оконченными только в случае наступления преступных последствий, состоящих в причинной связи с общественно опасным деянием, другие - как формальные, окончание которых связывается лишь с совершением самого деяния (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем).
Субъективная сторона преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности, характеризуется исключительно умышленной формой вины. Кроме того, в качестве обязательного признака некоторых составов выступают мотив и цель.
Субъект преступлений рассматриваемой главы общий или специальный, если характеризующий его признак прямо указан в диспозиции статьи.
Преступления в сфере экономической деятельности подразделяются в зависимости от видового объекта на следующие группы:
- должностные экономические преступления
- преступления в сфере предпринимательской и банковской деятельности
- преступления, посягающие на финансово-кредитные отношения;
- таможенные и внешнеэкономические преступления;
- налоговые преступления.
Налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.
Налоговую преступность как общественно-опасное явление нельзя назвать принципиально новым для России, хотя существовавшее долгое время господство государственной собственности в экономике позволяло осуществлять перераспределение доходов вне налоговой системы. В период с начала 30-х до конца 80-х годов налоговые преступления носили эпизодический характер и сводились главным образом к нарушению порядка уплаты налогов гражданами.
Начавшиеся позже социально-экономические преобразования потребовали кардинального изменения налоговой системы. Поэтому в конце 1991 г. в России была проведена реформа системы налогообложения, приняты основные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов.
Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический.
Подавляющее число налоговых правонарушений совершается в торговой сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за реализуемые ими товары, что позволяет им использовать денежную наличность во вне банковском обороте, что, в свою очередь, значительно затрудняет осуществление налогового контроля и способствует сокрытию указанных средств от налогообложения.
В связи с принятием первой части Налогового кодекса РФ, в которой в ст. 106 дано определение налогового правонарушения, возникает вопрос о соотношении понятий “налоговое преступление” и “налоговое правонарушение”.
Любое преступление представляет собой правонарушение, поскольку первое относится ко второму, как частное к общему. В связи с этим преступление должно обладать всеми основными признаками правонарушения. Это относится и к налоговым преступлениям.
Обратимся к понятию налогового правонарушения. Оно определятся в Налоговом кодекса следующим образом: “Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность”.
Из приведенного определения видно, что основные признаки налогового преступления и налогового правонарушения совпадают (виновность, противоправность, ответственность и т. д.). Однако, существенным отличием налогового преступления является его общественная опасность. Такого свойства лишено налоговое правонарушение. Имеется отличие и в форме реализации ответственности. Налоговое преступление влечет наказание, налоговое правонарушение - “налоговую санкцию” (ст. 114 Налогового кодекса РФ).
Важной особенностью налогового преступления является то, что ответственность за его совершение может быть возложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации (ст. 107 Налогового кодекса РФ). Согласно Налоговому кодексу РФ привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению к ответственности должностных лиц при наличии к тому оснований (п. 4 ст. 108 Налогового кодекса РФ). Что касается вины организации, то она определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст.110 Налогового кодекса РФ).
Уголовный кодекс РФ содержит четыре статьи, предусматривающие ответственность за нарушение налогового законодательства - это ст. 198, ст. 199, ст. 199.1, ст. 199.2.
Ст. 198 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица. В соответствии со ст. 57 Конституции "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют". Порядок уплаты налога физическими лицами установлен гл. 23 Налогового кодекса РФ. Порядок уплаты и размеры налогов и сборов осуществляются и определяются на основе федеральных законов, положений, уставов, инструкций, соответственно принятых или утвержденных в установленном порядке. Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 198 УК РФ наступает в случае уклонения гражданина от уплаты налогов или сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенного в крупном размере. Согласно законодательству имеется определенная категория граждан, которые освобождаются от представления декларации, во всех остальных случаях подача декларации обязательна. Под включением в декларацию заведомо ложных сведений о доходах или расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов.