Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:16, курсовая работа
Суд, который обязан с учетом данных о личности назначить наказание виновному, зачастую не имеет тех сведений, которые были собраны на предшествующих стадиях. В свою очередь, он не информирует исправительно-трудовое учреждение о личности осужденного (помимо данных, содержащихся в приговоре), и там эта работа начинается заново. Исправительно-трудовые учреждения не всегда и не в полной мере передают информацию об особенностях личности освобождаемого в органы милиции по месту его будущего жительства.
1. Условия эффективности уголовной юстиции...................3
2.Понятие, признаки общих начал назначения наказания...7
3.Принципы общих начал назначения наказания...............18
4.Исследование личности обвиняемого при назначении наказания......................................................................................20
5.Смягчающие и отягчающие обстоятельства при назначении наказания.................................................................24
6.Смягчающие обстоятельства, характеризующие личность виновного.................................................................30
7.Отягчающие обстоятельства, характеризующие преступление и личность виновного......................................32
8.Список использованной литературы................................34
Принципы общих начал назначения наказания.
Согласно ст. 60 УК РФ наказание должно быть справедливым. Только тогда оно может достичь целей, предусмотренных ст. 43 УК, — восстановление социальной справедливости, а также — исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.
Справедливость — категория морально-этическая. Она содержит условие о соответствии между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием.
Для тою чтобы суд всякий раз назначал справедливое наказание, УК предусматривает общие начала их назначения, т. е. правила, которыми должен руководствоваться суд при решении вопроса о наказании за совершенное преступление.
Первое из них содержит требование, чтобы назначаемое наказание было в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК, Это означает, что если санкция статьи предусматривает один вид наказания, то выбор судьи им и ограничивается. Правда, на основании ст. 64 УК РФ суд может назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление. Когда же санкция содержит ряд видов наказаний, то суд избирает один из них. При этом более строгий вид наказания из числа указанных в санкции статьи назначается только в случае, если менее строгий не сможет обеспечить достижение целей наказания.
Размеры наказания имеют относительно определенный характер, дающий суду простор в более взвешенном подходе к назначению справедливого наказания.
Допускается и назначение более строгого наказания, чем предусмотрено соответствующими статьями Особенной части. Это возможно в случаях назначения наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров (ст. ст. 69, 70 УК РФ).
Вторым общим началом назначения наказания является требование учета положений Общей части УК РФ. В Общей части содержатся четкие критерии назначения наказания (ст.ст 61—74 УК РФ и целый ряд других норм).
Третье общее начало заключается в требовании назначения наказания с учетом характера и степени общественной опасности преступления. Характер преступления — его качественная сторона. Зависит она от того блага (объекта), которому причинен вред. При совершении преступления с «простым составом» оно причиняет вред одному объекту, например при убийстве без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 105 УК), и поэтому при назначении наказания характер преступления не учитывается. Он имеет значение при назначении наказания за преступления со сложным составом — по признаку многообъектности. Имеются в виду, в частности, различного рода тяжкие последствия. Разумеется, что при совершении двумя лицами одинаковых преступлений, но с разными последствиями (например, гибель имущества или человека), наказание виновным должно быть назначено различное, т. е. с учетом их характера.
Степень общественной опасности преступлений — количественная его сторона. Она зависит от размера причиненного вреда конкретному объекту (интересу). Так, ст. 113 УК РФ предусматривает ответственность за причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта. Разумеется, суд не может назначить одинаковые наказания за причинение тяжкого вреда здоровью и причинение средней тяжести вреда здоровью. Эти преступления отличаются разной степенью общественной опасности, что и должно учитываться при назначении наказания,
Аналогичная ситуация при назначении наказания за хищение чужого имущества. Так, хищение имущества в различных размерах влечет и различные наказания, поскольку степень их общественной опасности .разнится, что и должен учитывать суд при назначении наказания, выбирая и его вид, и размер согласно вариантам санкций.
При назначении наказания суд обязан учитывать личность виновного, т. е. его социально-биологическую сущность. Она, как правило, многозначна. Но главное в ней — социальная сторона. Совершая преступление, лицо проявляет отрицательное отношение к интересам личности, общества, государства. Это происходит за счет наличия в его психике антиобщественных установок. Но одинаковых людей нет. Вот почему одинаковые по тяжести преступления могут совершаться и при случайных обстоятельствах, и в результате стойких антиобщественных качеств личности.
Ряд свойств личности носит «правовой характер». Они указаны в ст.ст. 61, 63 УК РФ, к примеру беременность, несовершеннолетие.
Различаются биологические и социальные свойства личности. К первым относятся: возраст, состояние здоровья, наличие физических и психических недостатков. К социальным свойствам относятся, в частности: отношение виновного к труду, общественному долгу, семье, правилам общения.
Исследования личности
обвиняемого при назначении наказания.
Один из краеугольных принцинов права — всесторонний учет личности субъекта правовых норм и отношений. И это касается не только участников трудовых, гражданских, семейных, административных правоотношений, но и тех граждан, которые вступают в уголовио-правовые и уголовно-процессуальные отношения с государством и его органами, причем не только в роли потерпевшего или свидетеля, но и в роли обвиняемого по уголовному делу. Известно, что наш уголовный закон не только карает преступника, но и имеет целью его исправление и перевоспитание, а также предупреждение правонарушений со стороны других неустойчивых членов общества. Выполнить эту задачу можно лишь в том случае, если приговор суда будет законным и справедливым. Это, в свою очередь, предполагает всесторонний учет личности обвиняемого как при назначении наказания и выявлении причин правонарушения, так и во всем процессе расследования и судебного рассмотрения дела. Ее характеристика отнюдь не сводится к признакам субъекта преступления: вменяемости, возрасту и иногда служебному положению. Личность — это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности н отношений. Усиление внимания к изучению личности в советской философии, социологии и психологии привело к появлению в последние годы ряда содержательных работ, характеризующих личность во многих ее проявлениях. Если суммировать признаки личности, рассматриваемые в этих работах, то можно указать па три основных ее элемента:
1) социально-демографические признаки личности;
2) нравственно-психологические качества;
3) социальные роли—поведение человека в различных сферах общественной жизни.
Каждый из этих элементов имеет важное значение и при рассмотрении конкретного дела, и при анализе судебной практики н ее обобщении. Укажем с этой точки зрения хотя бы на социально-демографические признаки, к которым относятся пол, возраст, социальное положение, уронснь образования, семейное положение, прежняя судимость и др.
Закон не случайно требует установить все эти признаки в каждом уголовном деле. Обобщение большого статистического материала свидетельствует о наличии определенных связей между теми или иными особенностями личности и преступностью. Социально-демографическая характеристика обвиняемого дает возможность более глубоко раскрыть причины его поведения, выявить особенности личности и избрать такую меру наказания, которая будет наиболее целесообразной с точки зрения перевоспитания преступника.
Не менее важно учитывать и возрастные различия правонарушителей. Человек — существо социальное, поэтому с изменением возраста происходят не только физиологические изменения его организма, но и социальные изменения личности. С течением времени меняется также его ближайшее окружение (микросреда), да и общество в целом. Изменяются условия, в которых живет человек, социальные функции, опыт, привычки, способы реагирования на конфликтные ситуации, его стремления, желания, круг интересов и потребностей; происходит становление и развитие личности. Все эти изменения сказываются как на поведении отдельного человека в разном возрасте, так и на структуре преступности в целом, если ее проанализировать в разрезе возрастных групп.
Выборочные изучения показывают, что наиболынее число преступлений совершается в возрасте 25—29 лет. Надо полагать, что объясняется это не столько повышенной активностью людей в этом возрасте, сколько различными социально-психологическими причинами. Именно в атом возрасте, как правило, определяется направление трудовой деятельности, создается семья, решаются жизненно важные вопросы, в известном смысле завершается становление личности. На этот период падает наибольшее число жизненных ситуаций, требующих правильного, подчас сложного решения, а личный опыт человека еще недостаточно велик. Молодой человек уже освободился от опеки и контроля со стороны родителей, но не всегда достаточно прочно включился в иные системы социальных связей и социального контроля. Все это означает для судебных органов необходимость повышенного внимания к молодым правонарушителям, активного проведения профилактической работы среди этой категории лиц. Анализ состояния и динамики преступности в районе, области, в разрезе возрастных показателей может указать и на другие возрастные группы, обладающие криминологическими особенностями.
Хорошо известна связь между образовательным уровнем и преступностью. Не более 7—10% осужденных имеют законченное среднее образование и только до 2%— высшее (в том числе незаконченное). Наиболее низкий уровень встречается у лиц, осужденных за хулиганство за кражи, а также за преступления против личности, связанные с насилием. Анализ данных об образовании правонарушителей нс должен ограничиваться констатацией полученных сведений; более важной задачей является выявление причин низкого образовательного уровня некоторой части населения, в том число причин нарушения закона о всеобщем обязательном обучении, отсева из школ п т. д. Решение всех этих вопросов выходит за пределы компетенции судебных органов, однако их постановка перед соответствующими государственными органами и общественными организациями заслуживает внимания и является одной из актуальных задач обобщения судебной практики.
Такой социально-демографический признак, как семейное положение обвиняемых, казалось бы, мало связан с преступным поведением. Общая структура состава преступников по признакам семейного положения в основном соответствует структуре населения. Однако в судебной статистике совершенно не учитываются данные о характере семейных отношений, а они-то особенно важны. Достаточно сказать, что по выборочным исследованиям плохие отношения между родителями в семьях, где проживали подростки, ставшие преступниками, встречались в 7—8 раз чаще, чем у подростков контрольной группы (не совершавших преступлений); число семей, где родители систематически пьянствовали, у преступников-подростков больше в 6—7 раз; число семей, где родители были осуждены, больше в 4—5 раз; семей, распавшихся в результате развода, больше в 3—4 раза; наконец, низкий образовательный уровень родителей у подростков-преступников встречается в 3—4 раза чаще, чем в контрольной группе.2
Вот почему как при расследовании, так и при судебном рассмотрении дел никак нельзя ограничиваться стандартными вопросами типа «холост— женат»; задача суда состоит в том, чтобы по возможности более глубоко выяснить характер семейных взаимоотношений, условий воспитания в семье. Это в первую очередь относится к преступлениям подростков, а также к тем преступлениям взрослых, где усматрпвается связь поведения виновного с конфликтной обстановкой в семье.
Выяснение этих обстоятельств дает возможность правильно понять непосредственные причины совершения преступления обвиняемым, мотивы и цели его поведения. Особенно важно это по делам о преступлениях против личности, которые нередко совершаются в результате обостренных, неприязненных семейных отношений.
Во многих случаях полезно поинтересоваться п данными о личности потерпевшего и его поведении, предшествовавшем преступлению. Исследования показывают, что из числа мужчин, являющихся потерпевшими по делам об убийстве, около 25% находились в состоянии опьянения, причем многие из них оказались участниками ссор и драк, в результате которых происходит каждое пятое убийство. По делам об изнасилованиям более чем в 40% случаев потерпевшие легкомысленно завязывали знакомство с обвиняемым, участвовали с ним в совместных выпивках. Все это не может не сказаться на решении ряда вопросов, возникающих во время судебного разбирательства.3
Смягчающие и отягчающие
обстоятельства при назначении наказания.
Общие начала назначения наказания включают учет смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств. Смягчающие наказание обстоятельства принимаются в расчет при избрании в пределах санкции более мягкого наказания. Их можно разделить на обстоятельства, относящиеся к самому преступлению и к личности виновного.
Обстоятельства, относящиеся к преступлению, объективно понижают степень его общественной опасности. К ним относятся: совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств; совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица,совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения.
Обстоятельства, относящиеся к личности виновного, следующие: несовершеннолетие виновного; беременность; наличие малолетних детей у виновного; совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств и по мотиву сострадания; явка с повинной; активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления; оказание медицинской помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления: добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на загла-живание вреда, причиненного потерпевшему.
Перечень смягчающих наказание обстоятельств — примерный. Закон допускает признавать таковыми и другие обстоятельства. Определенную сложность вызывает и понимание специфики влияния "иных обстоятельств" на наказание, назначаемое виновному. Вряд ли до конца убедительным выглядит решение вопроса, основанного на посылке: любое обстоятельство дела лишь постольку влияет на наказание, поскольку смягчает или отягчает его. Более правильно сделать вывод, согласно которому влияние "иных обстоятельств" дела на наказание может быть двояким: либо они в большей или меньшей степени смягчают или отягчают его, либо обусловливают выбор несмягченной и неотягченной меры наказания.