Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:12, реферат
Правозащитная функция органов прокуратуры — одно из звеньев правозащитного механизма в государстве, реализующегося специальными правовыми институтами. Многолетние статистические наблюдения свидетельствуют о безусловно активной роли органов прокуратуры в отстаивании прав и законных интересов граждан. В настоящее время число обращений граждан за защитой в органы прокуратуры превышает более чем в десять раз число обращений в суды.
1. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. 3
2. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО–РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 11
3. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ. 19
4. НАДЗОР ЗА МЕСТАМИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. 27
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 35
б) на соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
в) на наличие предусмотренных
г) на соблюдение установленных
Уполномоченные прокуроры, используют предоставленные им полномочия, пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлечения к ответственности виновных должностных лиц.
В настоящее время проводится активная работа по подготовке проектов законов о внесении изменений и дополнений в действующее уголовно-процессуальное законодательство, а также проектов законов об организации оперативно-розыскных мероприятий в системе органов общественной безопасности РФ. Обоснованную обеспокоенность широкой общественности вызывает стремление этих органов придать «законную» форму произволу и всевластию органов общественной безопасности при полном отсутствии каких-либо действенных механизмов контроля.
Осуществляя надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, органы дознания должны следить за тем, чтобы эта деятельность не выходила за пределы, определенные уголовно-процессуальным законом и законом об оперативно-розыскной деятельности. В случае осуществления такой деятельности за пределами уголовного судопроизводства, прокурору необходимо внести представление руководителю соответствующих органов внутренних дел с предложением осуществления оперативно-розыскной деятельности в рамках закона.
В целях наиболее быстрого и полного раскрытия преступлений оперативно-розыскные действия могут выполнятся на протяжении всего уголовного судопроизводства: одновременно с выполнением следователем процессуальных действий, но с обязательным извещением следователя о результатах и ходе их проведения.
На практике возникает вопрос о возможности следователя знакомиться, и в каких пределах, с материалами оперативно-розыскной деятельности. Некоторые следователи отвергают эту возможность, ссылаясь на то, что это может оказать влияние на формирование у следователя обвинительного уклона, что он впоследствии материалы и весь ход расследования будет «подгонять» под результаты оперативно-розыскной деятельности. Поэтому, утверждают сторонники этой позиции, следователь должен знать только результаты оперативно-розыскной деятельности.
Было бы неправильным отвергать
эту позицию. Когда следователь
знакомится с материалами оперативно-
Необходимо отметить, что ни Закон
от 12 августа 1995 г., ни ведомственные
акты прокуратуры и органов
Ни закон об оперативно-розыскной деятельности, ни ведомственные акты не предоставляют следователям возможности знакомиться с материалами оперативно-розыскной деятельности, это — прерогатива прокурора и только прокурора. Но когда следователю предоставляется такая возможность, ее нельзя не использовать. Тем не менее, прокурор обязан предостеречь следователей от безграничного доверия к выводам и результатам оперативно-розыскной деятельности.
За последние годы, когда организованная преступность приобрела неимоверно широкие масштабы, сотрудники оперативно-розыскной службы включаются в состав бригад по раскрытию и расследованию опасных преступлений. В таких случаях эти работники становятся членами этих бригад. Их деятельность постоянно, на всех этапах раскрытия и расследования преступления связана с выполнением следователем различного рода процессуальных действий. Вольно или невольно деятельность оперативно-розыскной службы слипается с выполнением следователем различного рода процессуальных действий. Такие тесные контакты дают весьма ощутимые положительные результаты.
Особое внимание при осуществлении
оперативно-розыскной
Закон об оперативно–розыскной деятельности предусматривает перечень оснований для производства оперативно-розыскных действий. Среди них: наличие возбужденного уголовного дела; поручение следователя, указание прокурора или определение суда; запросы международных правоохранительных организаций и иностранных государств (в соответствии с договором о правовой помощи) и некоторые другие.
Полномочия прокуроров по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определяются уголовно-процессуальным законодательством. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве оперативно-розыскной деятельности определяются общими положениями, которые предусмотрены Законом об оперативно-розыскной деятельности по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов в стадии дознания и предварительного следствия: привлечение лица, виновного в совершении преступления, и недопущение привлечения к уголовная ответственности лиц, невиновных в совершении преступлений, и лиц, непричастных к содеянному. Независимо от того, кто из должностных лиц занят раскрытием и расследованием преступления — следователь или сотрудник оперативно-розыскной службы органов внутренних дел — прокурор обязан соответствующим образом реагировать на нарушения и принять меры к устранению этих нарушений.
В соответствии с Законом «О прокуратуре
РФ» (статья 29) и на основании Закона
«Об оперативно-розыскной
Чтобы не превращать сотрудника оперативно-розыскной службы в слепого исполнителя воли прокурора, последнему в необходимых случаях надо лично встретиться с исполнителем и разъяснить суть поставленных перед ним задач.
Задачи, стоящие перед прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, сформулированы в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», в Уголовно–процессуальном кодексе, указаниях и приказах Генерального прокурора РФ.
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор в этой стадии процесса с тем, чтобы:
ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности; задержание граждан по подозрению в совершении преступления производилось не иначе как в порядке» по основаниям, установленным законом;
никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или незаконному ограничению в правах;
никто не подвергался аресту без судебного решения или санкции прокурора;
соблюдались установленные законом
порядок возбуждения и
при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства;
выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.
Стоящие перед органами прокуратуры задачи будут успешно выполнены лишь при том условии, если сами прокуроры и следователи будут строго придерживаться требований закона и норм уголовного процесса. Принцип законности в уголовном судопроизводстве является одним из основополагающих принципов в организации и деятельности органов дознания и предварительного, следствия. Некоторые следователи, да и прокуроры считают, что при раскрытии преступлений и их расследовании любые средства пригодны, лишь бы раскрыть преступление и установить виновное лицо. Излишне говорить о порочности такой позиции: не любые, а только те из них, которые основаны на законе, исходят из закона, опираются на закон.
Установленный законом порядок возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, избрания меры пресечения, производства отдельных процессуальных действий вовсе не лишает их исполнителей инициативы, проявления творческого отношения к делу, иначе говоря, не «формализует» производство по делу. Правильное применение закона обеспечивает успешное производство по делу и вместе с тем гарантирует исполнителей от ошибок, которые затем оборачиваются грубыми нарушениями законности и приводят к существенному лишению или ограничению прав и законных интересов участников процесса.
Практике известны не единичные случаи, когда из-за пренебрежительного отношения следователей органов внутренних дел и прокуратуры к закону по уголовным делам об убийствах, изнасилованиях и других опасных преступлениях привлекались невиновные лица, а виновные в это время безнаказанно совершали новые тяжкие преступления. Это происходило прежде всего из-за стремления любыми средствами раскрыть преступление, когда заявляемые подозреваемыми и обвиняемыми ходатайства о выполнении процессуальных действий, которые бы подтверждали их непричастность к совершенному преступлению, полностью игнорировались, нарушались требования закона о полноте, всесторонности и объективности расследования совершенного преступления.
Соблюдение законности и норм уголовного процесса органами дознания и предварительного следствия в существенной мере определяется уровнем прокурорского надзора, его эффективностью и результативностью, правильной его организацией.
Генеральный прокурор Российской Федерации в приказе №7 от 11 марта 1992 г. «О задачах органов прокуратуры, вытекающих из Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» обоснованно отмечал ослабление надзора за исполнением законов о предупреждении и пресечении преступных проявлений и предложил отработать четкую систему прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. В приказе № 20 от 28 мая 1992 г. «Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации» Генеральный прокурор ставит перед подчиненными ему прокурорами задачу организовать надзор за законностью производства дознания и предварительного следствия так, чтобы ни одно действие или принятое решение органов дознания и предварительного следствия не расходилось с законом.
Можно назвать некоторые кардинальные
меры по улучшению организации
1. Генеральный прокурор
2. Обязанность прокурора состоит
не только в том, чтобы
3. Прокуроры и следователи
4. При расследовании
5. Деятельность следственного
Информация о работе Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина