Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:11, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть морально-правовые аспекты эвтаназии.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты эвтаназии.
2. Рассмотреть проблемы морально-правового регулирования эвтаназии.
Введение………………………………………………………………..стр. 3
1. Теоретические аспекты эвтаназии. ………………………………..стр. 4 1.1 Критерии смерти и морально-мировоззренческое понимание личности …………………………………………………………………………..стр. 4
1.2. Понятие и сущность эвтаназии…………………………………..стр. 7
2. Проблемы морально-правового регулирования эвтаназии……....стр. 9
2.1. Эвтаназия - моральные, правовые и социальные аспекты……..стр. 9
2.2. Правовые проблемы эвтаназии в России………………………..стр. 13
3. Заключение…………………………………………………………..стр. 19
4. Библиографический список………………………………………...стр. 20
5. Приложение…………………………………………………………стр. 21
Министерство здравоохранения Красноярского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Среднего профессионального образования.
«Дивногорский медицинский техникум»
Курсовая работа
По дисциплине: Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
Тема: Морально- правовые аспекты эвтаназии.
Дивногорск 2012.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты эвтаназии. ………………………………..стр. 4
1.2. Понятие и сущность эвтаназии…………………………………..стр. 7
2. Проблемы морально-правового регулирования эвтаназии……....стр. 9
2.2. Правовые проблемы эвтаназии в России………………………..стр. 13
3. Заключение……………………………………………………
4. Библиографический список………………………………………...стр. 20
5. Приложение……………………………………………………
Введение.
Актуальность данной работы заключена в том, что в последнее время широкое распространение получили дискуссии, связанные с проблемой эвтаназии и права на смерть, предпринимаются попытки сформулировать дефиницию смерти и т.д. Определяя смерть, медики, биологи, биоэтики, юристы нацелены, прежде всего, на выяснение критериев, позволяющих фиксировать факт физическо-телесной смерти.
Несмотря на это, современная медицина ставит перед юриспруденцией качественно иные вопросы о порядке определения смерти человека. Научные достижения, вне всякого сомнения, должны учитываться при совершенствовании действующих правовых актов, а медицина и юриспруденция не должны противопоставляться друг другу.
Не секрет, что в культуре XX века тема эвтаназии была отодвинута на периферию общественного сознания и общественной жизни. Официальная идеология налагала своеобразный запрет на легализацию данной темы, об эвтаназии умалчивали, поступая так, будто ее совсем не существует.
Современная культура не может справиться с естественным процессом старения и умирания, и тема смерти остается актуальной также и для нее. Обращаясь к истории, можно обнаружить, что ни одна высокоразвитая культура не могла существовать, а также сохранять себя без определенной ориентации на смерть, без признания наличия у смерти смысла и ее связи со смыслом жизни. Осознание неизбежности смерти вынуждает отрабатывать социально-культурные механизмы сохранения жизнедеятельности, социальной активности, как отдельных лиц, так и общества в целом. Смерть является атрибутивной характеристикой культур и социальных структур, что и определяет актуальность темы курсовой работы.
Цель данной работы – рассмотреть морально-правовые аспекты эвтаназии.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты эвтаназии.
2. Рассмотреть проблемы морально-правового регулирования эвтаназии.
1. Теоретические аспекты эвтаназии.
Тема смерти всегда интересовала человечество. Достаточно сказать, что практически все философы с античных времен до современных постмодернистов затрагивали ее в той или иной мере. Даже в том случае, когда культура «молчала» по поводу темы смерти и ее смысла, что особенно проявилось в новоевропейском рационализме и марксизме, такое «молчание» было особым способом говорения о смерти, а точнее, реализацией запрета на экспозицию данной темы. Запрет мог выступать в неявной форме.
Например, в эпохи буржуазного оптимистического подъема, а также духовного подъема строителей коммунизма общественность потеряла интерес к теме смерти; обращение к ней даже в искусстве стало как бы предосудительным и непрестижным. Явный запрет на всяческую проработку темы смерти исходил из утверждения, что полной бессмыслицей является то, что не может быть адекватно высказано и выражено в языке. Отсюда и проистекала жесткая запретительная сентенция «О чем нельзя сказать, о том надо молчать». Эта сентенция-запрет имела прямое отношение к теме смерти.
Медицинская диагностика смерти, связанная с констатацией прекращения дыхания и остановкой сердцебиения, была непротиворечиво связана с христианским пониманием сердца и дыхания как основах жизни. Не удивительно, что первые научно обоснованные попытки оживления умерших были связаны с восстановлением дыхательной способности и функции кровообращения.
Так, например, в 1805 году доктор Е.Мухин предлагал с целью оживления мнимо умерших вдувать в легкие воздух с помощью мехов. К началу XIX века во многих странах Европы ставился вопрос о новом определении смерти, которая связывалась уже с отсутствием эффекта реакции организма на искусственное дыхание.
Однако проблема смерти - это проблема многоплановая и многоуровневая. Здесь есть немало вопросов, имеющих прямое отношение и к юриспруденции. К сожалению, усилия, предпринимаемые в этой области юристами вообще и теоретиками права, в частности, далеко недостаточны.
В современных условиях тема смерти имеет тенденцию к вытеснению из коллективного сознания.
Отношение человека к смерти - это один из важнейших аспектов социальной жизни и истории. Уважительное отношение к самой теме, прежде всего, связано с уважительным отношением к человеческой личности, которая значима для общества в целом. Человека следует уважать не только в его жизни, но и в его смерти. Законодательные гарантии обеспечения интересов людей, завершающих свой жизненный цикл, охрана и сохранение памяти о них со стороны государства и общества являются необходимыми компонентами, характеризующими цивилизованное общество и правовое государство.
Безусловно, тема смерти обсуждается в философии, медицине, биологии, биоэтике, юриспруденции, этике, религии и т.д. В последнее время широкое распространение получили дискуссии, связанные с проблемой эвтаназии и права на смерть, предпринимаются попытки дать определение смерти и т.д. Определяя смерть, медики, биологи, биоэтики, юристы нацелены, прежде всего, на выяснение критериев, позволяющих фиксировать факт физическо-телесной смерти.
Современной медицине соответствует современный образ человека как, прежде всего разумного существа, чему соответствует и новый критерий его смерти – «смерть разума» или «смерть мозга», или «неокортексовая смерть», т.е. невыполнение мозгом своих функций мышления, рассуждения, контакта с людьми. Родственники пациента, оказавшегося в «зоне неопределенности», должны выйти на уровень новых, соответствующих происходящему в медицине, ориентиров.
Действительно, «зона неопределенности» оказывается в буквальном смысле слова вне пространства библейских этических заповедей. Шестая заповедь «не убий» в этой зоне не работает, ибо в терминах традиционной морали - это «зона» неизбежного убийства или «отказа от жизнеподдерживающего лечения». Но кто должен принимать и осуществлять решение о смерти человека?
Технические достижения требуют предельно рационального отношения человека к своей смерти. Рациональное отношение к смерти предполагает практически юридическое оформление ответов на вопросы, как Вы хотели бы умереть, кто должен принимать решение в соответствующей ситуации, насколько строго и кем должна выполняться Ваша воля.
Пытаясь освободить от моральной и юридической ответственности невольных исполнителей «воли зоны» - врачей, общество обращается к принципу эвтаназии - умышленному, безболезненному умерщвлению безнадежно больных людей.
Четкого унифицированного международного определения эвтаназии до сих пор не существует. Объём понятий, охватываемых этим термином, неодинаков, а толкования, даваемые различными авторами, часто неполны и противоречивы. Данный термин употребляется в самых разнообразных словосочетаниях и имеет различное значение, что вызывает путаницу.
Сам термин "эвтаназия" ввел в XVII веке английский философ Фрэнсис Бэкон для обозначения легкой безболезненной смерти, то есть спокойной смерти без мучений и страданий. Буквально термин "эвтаназия" (от греч. euthanasia, eu – хорошо, thanatos – смерть) переводится как "благоумирание".
В "Новом словаре иностранных слов" эвтаназия рассматривается как "содействие наступлению смерти и тем самым прекращению страданий неизлечимо больных людей (с их согласия или с согласия родственников или опекунов при невозможности принятия решения находящимися без сознания, психически неполноценными и тому подобными больными)".
В "Большой медицинской энциклопедии" говорится: "Эвтаназия – намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий".
"Большой юридический словарь" эвтаназией называет "удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни".
Эти словарные толкования, безусловно, дают некоторое представление о том, что же такое эвтаназия, однако не вносят ясности в вопрос, каковы сферы возможного применения этого термина, так как ни одно из них нельзя признать исчерпывающим, включающим все признаки и охватывающим все возможные ситуации.
Для определенности под эвтаназией будем понимать: умышленные действия или бездействие медицинского работника, которые осуществляются в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося по медицинским показателям в угрожающем жизни состоянии, в результате которого должна наступить его смерть - но в каждом конкретном случае указывать о какой стороне вопроса идет речь, так как в зависимости от этого меняется и подход к проблеме.
2. Проблемы морально-правового регулирования эвтаназии
Эвтаназия, как новый способ медицинского решения проблемы смерти (прекращения жизни) входит в практику современного здравоохранения под влиянием двух основных факторов.
Во-первых, прогресса медицины, в частности, под влиянием развития реаниматологии, позволяющей предотвратить смерть больного, т.е. работающей в режиме управления умиранием.
Во-вторых, смены ценностей и моральных приоритетов в современной цивилизации, в центре которых стоит идея «прав человека».
Неудивительно, что 51,5% и 44,8% российских врачей в возрасте соответственно 41-50 и 51-65 лет на вопрос социологического опроса «считаете ли Вы допустимой эвтаназию?» ответили «никогда об этом не думал(ла)», наряду с вариантами ответов «да» и «нет». Положительный ответ был дан 49% врачей в возрасте 21-30 лет.
Авторы исследования приходят к справедливому выводу о смене ценностных установок профессионального сознания медиков, которые, с одной стороны, сталкиваются с тупиковыми ситуациями на границе между жизнью и смертью, а с другой - являются соучастниками общих цивилизационных социальных процессов.
Эвтаназия - неоднозначное действие. Прежде всего, различают активную и пассивную эвтаназию.
Активная - это введение врачом летальной дозы препарата. При пассивной эвтаназии прекращается оказание медицинской помощи с целью ускорения наступления естественной смерти. Западные специалисты, например Совет по этике и судебным делам Американской Медицинской Ассоциации, вводят понятие «поддерживаемое самоубийство». От активной эвтаназии оно отличается формой участия врача. «Поддерживаемое самоубийство» - это содействие врача наступлению смерти пациента с помощью обеспечения необходимыми для этого средствами или информацией (например, о летальной дозе назначаемого снотворного). Кроме этого, вводится градация «добровольной», «недобровольной» и «непреднамеренной (невольной)» эвтаназии.
В первом случае эвтаназия осуществляется по просьбе компетентного пациента.
Недобровольная эвтаназия проводится с некомпетентным пациентом на основании решения родственников, опекунов и т.п.
Непреднамеренная эвтаназия совершается без согласования с компетентным лицом. При этом под компетентностью понимается способность пациента принимать решение.
Рассмотрим позиции применения эвтаназии.