Международные стандарты в области обращения с осужденными к лишению свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Общепризнанным принципами международного права, имеющими значение для российской уголовно-исполнительной системы, являются:
1. Принцип защиты права на жизнь, здоровье и личную неприкосновенность: этот принцип закреплен во Всеобщей декларации права человека (ст. 3) и отражается в международных документах, касающихся пенитенциарной системы. Согласно Минимальным стандартным правилам тюрьмы должны быть настолько хорошо организованными учреждениями, чтобы не создавать опасности для жизни, здоровья и личной неприкосновенности.

Содержание

1. Общепризнанные стандарты международного права в
пенитенциарной системе. 3
2. Влияние международных стандартов обращения с осужденными на уголовно-исполнительную политику и законодательство. 7
3. Влияние международных стандартов обращения с осужденными на содержание конкретных норм уголовно-исполнительного законодательства. 9
4. Проблемы реализации международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной системе России. 10
5. ЛИТЕРАТУРА 14

Работа содержит 1 файл

УИП.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

«Российский государственный  педагогический

университет им. А.И. Герцена»

юридический факультет. 
 
 
 
 
 
 
 

Международные стандарты в области  обращения с 

осужденными к лишению свободы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Санкт-Петербург

    2010

 

Оглавление

1.  
Общепризнанные стандарты международного права в

пенитенциарной  системе. 

     Общепризнанным  принципами международного права, имеющими значение для российской уголовно-исполнительной системы, являются:

  1. Принцип защиты права на жизнь, здоровье и личную неприкосновенность: этот принцип закреплен во Всеобщей декларации права человека (ст. 3) и отражается в международных документах, касающихся пенитенциарной системы. Согласно Минимальным стандартным правилам тюрьмы должны быть настолько хорошо организованными учреждениями, чтобы не создавать опасности для жизни, здоровья и личной неприкосновенности. Согласно правилу № 127 этого документа допускаются лишь те ограничения, которые действительно необходимы для «надежности надзора и соблюдения должных правил общежития в учреждении». Приоритетом и основанием для этого является стремление обеспечить безопасность, как персонала, так и заключенных.
  2. Принцип недопустимости дискриминации. Это один из важнейших принципов, содержащихся во всех основных международных договорах, касающихся обращения с заключенными.
  3. Запрет пыток и опытов над заключенными. Так запрет на медицинские опыты с заключенными содержится в ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах.
  4. Свобода религиозного учреждения и запрет религиозного принуждения. Свобода религиозного убеждения гарантирована ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах. Правило №6-2 Минимальных стандартных правил закрепляет необходимость уважения религиозных убеждений или моральных установок заключенных. Правило № 41 рекомендует приглашать священнослужителей  той религии, которая имеет многочисленных последователей в колонии, на полную ставку и гарантирует им постоянный доступ. В то же время для самих заключенных установлена гарантия доступа к «представителям любого вероисповедания» вне зависимости от числа этих верующих в колонии.1
  5. Регистрация с целью предупреждения незаконного содержания под стражей. В статье 9.1. Международного пакта о гражданских и политических павах сказано: «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом». Данный принцип содержания под стражей, содержащейся также в «Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, в какой бы то ни было форме», детализируется в требованиях Минимальных стандартных правил. Так, правилом № 7 определяется порядок учета и документирования поступающих и уже содержащихся осужденных, информация о которых должна отражаться в особом журнале и реестре, а для задержанных – в протоколе.
  6. Принцип адаптации. Содержание, ориентированное на общество. Так, правило № 60 Минимальных стандартных правил определяет, что «режим, принятый в заведении, должен стремиться сводить к минимуму ту разницу между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе, которая убивает в заключенных чувство ответственности и сознание человеческого достоинства». Цель, которой должна быть подчинена вся работа УИС, - возвращение человека к нормальной жизни в обществе (правило № 58).2

Международные пенитенциарные стандарты можно классифицировать на следующие группы:

  1. нормы, относящиеся к правилам поведения сотрудников администрации органов и учреждений УИС и других должностных лиц;
  2. нормы, относящиеся к содержанию заключенных. Вторую группу можно разбить на несколько подгрупп, в зависимости от видов заключенных.

Международные стандарты представляют собой один из самых важных рычагов для улучшения уголовно-исполнительной системы. Международные стандарты заставляют обращать внимание на текущую практику и способствуют более эффективному и более гуманному управлению учреждениями уголовно-исполнительной системы.

К международно-правовым актам, закрепляющим международные пенитенциарные стандарты по правам человека, относятся:

    I. Акты универсального характера (распространяются на все государства мира)

    - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

    - Международный пакт о гражданских  и политических правах;

    - Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания;

    - Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;

    - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;

    - Конвенция о правах ребенка;

    - Минимальные стандартные правила обращения с заключенными;

    - Основные принципы обращения с заключенными и т.д.3

    II. Региональные международно-правовые акты – главным образом это документы Европы, Америки и Африки, в частности таких организаций, как Совет Европы, Африканский союз, Африканская комиссия по правам человека и гражданина, Межамериканский Совет по правам человека, Организация африканских государств.

    По  содержанию можно выделить следующие международные пенитенциарные стандарты по правам человека:

  1. В отношении обращения с заключенными (никто не должен подвергаться пыткам и жестокому обращению);
  2. В отношении помещений (все лица, лишенные свободы, имеют право на достойный уровень жизни, включая пищу хорошего качества, питьевую воду, помещения, одежду и спальные принадлежности);
  3. в отношении медицинского обслуживания (каждый человек имеет право на самый высокий достижимый уровень физического и психического здоровья);
  4. В отношении личной безопасности (тюремные заведения должны быть безопасной средой обитания для всех, кто в них работает и живет, это касается заключенных, тюремного персонала и посетителей).
  5. В отношении порядка исполнения наказания (наказания должны определяться законом или распоряжением компетентных административных властей, жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды наказания, включая телесные наказания и заключение в тюремной камере, следует запрещать в качестве взыскания за дисциплинарные проступки).
  6. В отношении реабилитации (следует помогать и способствовать реинтеграции заключенных в жизнь общества, включая обеспечение всеми доступными средствами для поддержания жизни в течение периода, непосредственно следующего за его освобождением).
  7. В отношении религии (каждый заключенный должен иметь возможность отправлять религиозные обряды, свойственные его вероисповеданию и иметь доступ к служителю данного культа).
  8. В отношении образования (профессиональное обучение следует обеспечивать особенно заключенным молодежного возраста; обучение неграмотных и молодежи следует считать обязательным).
  9. В отношении труда (все заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом; за свой труд осужденные должны получать вознаграждение таким образом, чтобы они имели возможность накопить и расходовать, по крайней мере, часть заработанных ими денег).4
  10. В отношении целей наказания (обращение с заключенными должно способствовать их исправлению и социальной реабилитации; цель тюремного режима состоит в том, чтобы помочь заключенным обеспечить свое существование после освобождения).
  11. В отношении уязвимых и требующих особого обращения заключенных (существуют категории уязвимых заключенных, которым применение тюремного заключения может нанести значительный ущерб, и поэтому их следует содержать с особой осторожностью и заботой, чтобы обеспечить защиту их гражданских прав), к таковым относятся заключенные:

а) несовершеннолетние;

б) женщины  и матери;

в) душевнобольные и страдающие умственными недостатками;

г) иностранцы и меньшинства;

д) приговоренные к смертной казни.5

     А) Главные принципы в отношении осужденных – несовершеннолетних. Несовершеннолетние должны обладать всеми правами, доступными для взрослых (Всеобщая декларация прав человека, ст. 2). Помещение несовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение всегда должно быть крайней мерой, применяемой в течение минимально необходимого срока (Пекинские правила, правило 19.1.). Оружие не должно носиться в исправительных учреждениях, которые содержат несовершеннолетних (Пекинские правила, правило 65) и т.д.

     Б) Главные принципы в отношении осужденных женщин и матерей. Мужчин и женщин по возможности следует содержать в раздельных заведениях: если мужчины и женщины содержатся в одном и том же заведении, то женщин следует размещать в совершенно отдельных помещениях (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными ООН, правило 8 a,b). Заботу о находящихся в заключении женщинах и надзор над ними следует возлагать только на сотрудников женского пола. Это не должно, однако, мешать сотрудникам мужского пола, в частности учителям и врачам, выполнять свои профессиональные обязанности в женских заведениях или отведенных для женщин отделениях других заведений (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными ООН, правило 53.3) и т.д.

     В) Главные принципы в отношении осужденных душевнобольных и страдающих умственными недостатками. Лиц, сочтенных душевнобольными, не следует подвергать тюремному заключению, поэтому следует принять меры для их скорейшего перевода в заведения для душевнобольных (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными ООН (далее МСП), правило 82.1) и т.д.6

     Г)  Главные принципы в отношении осужденных иностранцев и меньшинств. Иностранным гражданам, находящимся в заключении, следует обеспечивать разумную возможность поддерживать связь с дипломатическими и консульскими представителями их  страны (МСП, правило 38.1.). Заключенных нельзя лишать возможности доступа к квалифицированным представителям любого вероисповедания (Минимальные стандартные правила ООН обращения с заключенными, правило 41.3) и т.д.

     Д) Главные принципы в отношении приговоренных к сметной казни. Следует поощрять отмену смертной казни (Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах).

     Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора, амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях (Международный пакт о гражданских и политических павах, ст. 6.4) и т.д.

     Так же самостоятельным правовым институтом международного пенитенциарного права являются нормы, обеспечивающие применение уголовно-исполнительных мер, не связанных с тюремным заключением.

     Международные пенитенциарные стандарты рекомендуют государствам поощрять использование мер, не связанных с тюремным заключением, принимать во внимание потребности правонарушителя с точки зрения его возвращения к нормальной жизни в обществе, интересы защиты общества и интересы жертвы. Не связанные с тюремным заключением меры следует применять в соответствии с принципом минимального вмешательства. Число и виды мер, не связанных с тюремным заключением, в законодательстве государств должны определяться таким образом, чтобы оставалась возможность для последовательного изменения тяжести наказаний.7 

Влияние международных стандартов обращения с осужденными на уголовно-исполнительную политику и законодательство. 

     В учебнике «Уголовно-исполнительное право» под. ред. Трунова И.Л. сказано: на протяжении большей части периода действия союзно-республиканского исправительно-трудового законодательства далеко не всегда за всеми международными стандартами обращения с осужденными официально признавалось какое-либо значение, помимо сугубо информационного, последнее также было весьма ограниченным. Достаточно сказать, что отдельные официальные издания Минимальных стандартных правил обращения с заключенными выходили в СССР под грифом «Для служебного пользования». Более позднее изложение ряда международных стандартов в открытой печати зачастую сопровождались неизменной (и вполне понятной для тех лет) оговоркой, что «наше законодательство не только соответствует правилам, но и во многом идет дальше них», хотя действительно по ряду направлений деятельности так оно и было (образование, профессиональное обучение и др.).8

     Так же в учебнике «Уголовно-исполнительное право» под. ред. Зубкова А.И. говорится, что до начала 90-х гг. международные стандарты обращения с осужденными самостоятельно не освещались в учебниках по исправительно-трудовому праву и не были введены в повседневный широкий научный оборот. В условиях сложившегося в стране министративно-командного механизма управления ведомственная закрытость уголовно-исполнительной системы не способствовала правильному восприятию общепризнанных международных стандартов практическими работниками и препятствовала объективной оценке существующего в данной системе фактического положения с позиций международных стандартов. Без глубокого учета международного опыта формировались и основы исправительно-трудовой (уголовно-исполнительной) политики. С демократизацией общества, постепенной интеграцией СССР и России в мировое сообщество международные стандарты обращения с осужденными стали существенным фактором радикальных преобразований в уголовно-исполнительной политике, а в международном аспекте – одним из критериев «цивилизованности» отечественной системы уголовной юстиции в целом. В последние годы международные стандарты обращения с осужденными и вопросы их реализации получают широкое и более объективное отражение в теории уголовно-исполнительного права.

     С юридической точки зрения возможны два пути реализации международных  норм в уголовно-исполнительной системе. Первый – их прямое действие наряду с нормами национального законодательства. Второй – приведение в соответствие с ним внутригосударственных правовых актов. Оба эти направления учитываются в современном российском конституционном законодательстве.

     В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ 1993 года «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, Конституция Российской Федерации разделяют «международные договоры» и «общепризнанные принципы и нормы международного права».

     В 1994 г. Государственная Дума подтвердила готовность России стать полноправным членом Совета Европы, заявила о намерении и далее совершенствовать российское законодательство в области прав человека в духе Всеобщей декларации прав человека.9

     В отличие от упомянутой выше Декларации, специализированные международные документы об обращении с осужденными (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Пекинские правила, Токийские правила, Европейские тюремные правила и т.п.) представляют собой не международные соглашения, а акты международных правительственных организаций. Они не нуждаются в ратификации, не обладают столь обязательной юридической силой и тем более «самоисполнимостью».

     Специализированные  международные стандарты обращения  с осужденными в целом носят  рекомендательных характер, что отражено в их содержании, вместе с тем их юридическое значение не стоит недооценивать.

       Хотя они и не имеют обязательного  законного статуса в международном  праве, они широко признаны  международным сообществом в  качестве правил, отражающих фактически существующее положение в наиболее прогрессивных системах обращения с осужденными. Главным способом юридической реализации специализированных международных стандартов обращения с осужденными все же остается реформирование правовых основ исполнения и отбывания наказания, подкрепляемое необходимыми организационными и социально-экономическими мерами.

     Сложившаяся в последние годы практика законотворчества и правоприменительной деятельности позволяет выделить несколько путей  влияния международных стандартов на отечественное уголовно-исполнительное законодательство.10 

Информация о работе Международные стандарты в области обращения с осужденными к лишению свободы