Методика расследования дорожно-транспортных происшествий

Автор: Марина Кабанова, 06 Декабря 2010 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной работы являются дорожно-транспортные происшествия.

Предмет исследования курсовой работы – методика расследования дорожно-транспортных происшествий.

Цель и задачи данной курсовой работы заключаются в криминалистической характеристике вышеуказанных преступлений, а также в методике их расследования.

В процессе написания представленной работы используются следующие общенаучные методы: исторический, логический, системный; частнонаучные методы: метод конкретно-социологических исследований, статистический метод; юридические методы: сравнительно-правовой и формально-юридический.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений
2. Обстоятельства, подлежащие установлению
Глава II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
1. Осмотр места происшествия и следов торможения
2. Осмотр трупа на месте его обнаружения
3. Осмотр транспортных средств и освидетельствование водителя
Глава III. ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  г. МОСКВЫ 

Благовещенский филиал 
 
 
 

Кафедра уголовно-правовых дисциплин 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

Тема: Методика расследования дорожно-транспортных происшествий 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:______________________

                  ________________________________

                  (Ф.И.О.  студента) 

                  Проверил:______________________

                  ________________________________

                  (Ф.И.О.  преподавателя) 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

г. Благовещенск

2009

ПЛАН 

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА,     ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ      СОВЕРШЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
      1. Обстоятельства совершения транспортных  преступлений
      2. Обстоятельства, подлежащие установлению
Глава II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
      1. Осмотр места происшествия и  следов торможения
      2. Осмотр трупа на месте его  обнаружения
      3. Осмотр транспортных средств  и освидетельствование водителя
Глава III. ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Обеспечение транспортной безопасности было и остается для Российской Федерации весьма актуальной проблемой.

      Значительный  рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уровень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах. Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства, что причиняет существенный ущерб государству.

      Расследование причин катастроф транспортных средств  нередко затруднено из-за больших объемов экспертных действий специалистов и организационных сложностей. Век автомобилизации делает все более доступными для личного пользования различные марки и модели автомобилей с невероятным количеством индивидуальных особенностей (по форме и размеру кузова, салона и дополнительных деталей его интерьера - руль справа или слева, подушки безопасности, ремни, навигаторы и целый ряд других характеристик). Эксперты-автотехники даже не всегда успевают отследить официальные технические данные о появляющихся на рынке новых моделях, а в момент аварии или катастрофы любая деталь машины может оставить след на теле человека и требует идентификации.

      Все больше водителей ездят ежедневно круглый год, по квалификации приближаясь к водителям-профессионалам. Не только опыт вождения, но и состояние водителя за рулем может стать причиной ДТП. Все эти сведения должны быть учтены, изучены и логично выстроены при расследовании уголовных и гражданских дел, в которых фигурирует транспортное средство.

      Объектом  исследования данной работы являются дорожно-транспортные происшествия.

      Предмет исследования курсовой работы – методика расследования дорожно-транспортных происшествий.

      Цель  и задачи данной курсовой работы заключаются в криминалистической характеристике вышеуказанных преступлений, а также в методике их расследования.

      В процессе написания представленной работы используются следующие общенаучные методы: исторический, логический, системный; частнонаучные методы: метод конкретно-социологических исследований, статистический метод; юридические методы: сравнительно-правовой и формально-юридический.

      Исследованию  вопросов расследования транспортных преступлений, свои работы посвятили: Т.В. Аверьянов, Д.И. Астапкин, Р.С. Белкин, Ю.П. Гармаев, Ф.Х. Ермаков, Ю.П. Кузякин, Б.В. Россинский, А.А. Топорков, Б.А. Федосюткин, Э.Г. Хачатрян, А.В. Шмонин и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 

      1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений

      К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающего все многообразие транспортных средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, гужевой, другой механический, электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), относятся нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба; смерть человека; смерть двоих и более людей.

      Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - это нарушение  нормальной работы транспорта при его передвижении по дорогам, повлекшее различные вредные последствия. В зависимости от последствий различают преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте.

      В число наиболее распространенных видов  ДТП входят:

      1) наезд транспортного средства  на пешехода, велосипедиста, животное;

      2) столкновение транспортных средств  между собой;

      3) опрокидывание транспортных средств;

      4) наезд транспортного средства  на препятствие. Случается и  такая разновидность ДТП, как выпадение пассажиров из транспортного средства.

      По  причинам возникновения ДТП можно  подразделить на происшествия:

      1) возникшие по вине водителей,  управляющих транспортом в состоянии  алкогольного или наркотического  опьянения, при сильном утомлении,  несоблюдении правил при маневрировании, перевозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, при необходимости уклониться от столкновения или наезда; вследствие несоблюдения очередности проезда перекрестков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ослеплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, дорожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки конкретной дорожной обстановки и др.;

      2) возникшие по причине неправильных  действий пешеходов: неожиданное появление на дороге из-за препятствия (например, стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги); внезапный выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемое поведение (пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.); выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по обочине проезжей части и т.д.;

      3) происшедшие в результате нарушений,  допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (нарушение правил технического обслуживания и выпуск на линию неисправного транспорта), а также вследствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения.[17.387-389]

      Практика  показывает, что в подавляющем  большинстве случаев ДТП происходят в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, мотоциклистами, а также по причине грубых нарушений правил технической эксплуатации работниками транспортных хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией дорожного движения.

      Несмотря  на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств ДТП, установить их истинную причину бывает нелегко. Объясняется это тем, что зачастую они - результат одновременного действия нескольких причин (нарушений, допущенных водителем, пешеходом и пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителем и др.). Поэтому необходимо выявлять и оценивать возможную связь данных причин.

      Выяснить  криминалистически значимые обстоятельства дорожно-транспортного происшествия помогает знание его механизма. Механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Несомненно, что на механизм совершения данного преступления влияет большое количество элементов системы «водитель - автомобиль - дорога - окружающая среда». Механизм - это система временных, динамических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и факторов, формирующих следы на взаимодействующих объектах на всех стадиях развития ДТП. Знание этого механизма позволяет определить криминалистически значимые признаки, которые в дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу.

      В ДТП выделяется три фазы: начальная, кульминационная и финальная.

      Начальная фаза развивается в условиях движения транспортных средств и пешеходов, сложившихся перед возникновением опасной ситуации. Она становится такой, когда участники дорожного движения должны немедленно принимать все меры для предотвращения ДТП или снижения тяжести его последствий. Промедление переводит ситуацию из опасной в аварийную. Тогда участники движения уже не в состоянии предотвратить ДТП.

      Кульминационная фаза состоит из событий, вызывающих наиболее тяжелые последствия (повреждения транспортных средств, увечья и даже смерть пешеходов, пассажиров, водителей). Если в ДТП вовлечено ограниченное число транспортных средств и пешеходов, данная фаза очень кратковременна и развивается на небольшом участке дороги. Когда в происшествии участвуют десятки автомобилей, данная фаза удлиняется до нескольких минут, а зона развития ДТП бывает значительной.

      Необходимо  учитывать, что обстановка ДТП во многом определяется воздействием окружающей среды, особенностями дороги, техническим состоянием транспортных средств, личностными свойствами участников. При этом между ними имеются обратные связи, поэтому механизм происшествия формируется под воздействием всех названных факторов.

      Финальная фаза ДТП обычно совпадает с прекращением движения транспортного средства.

      В результате контактного взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покрытии остаются различные следы. По ним, своевременно обнаруженным и зафиксированным, можно установить механизм и причины произошедшего ДТП. Для него, как правило, характерны быстротечность и неожиданность для очевидцев и участников происшествия, а как следствие - кратковременность его восприятия. В результате объем воспринятой информации бывает весьма незначителен.

      На  характер и качество восприятия обстановки и обстоятельств ДТП влияют также неблагоприятные факторы объективного и субъективного свойства: плохие метеорологические условия, недостаточная освещенность, трагическая развязка происшедшего, вызывающая состояние стресса, и т.д. Эти обстоятельства диктуют необходимость выявления всех очевидцев происшествия и проведения их детального допроса.

      Субъекты, виновные в дорожно-транспортных происшествиях (водители, пешеходы, лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как правило, по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Правда, известны случаи умышленного совершения ДТП, в том числе с целью сокрытия следов ранее совершенного преступления.

Информация о работе Методика расследования дорожно-транспортных происшествий