Личность преступника

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

В криминологии личность преступника понимается как совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения, конечно, не исчерпывается только указанными свойствами. В то же время социальный характер личности преступника позволяет рассматривать ее как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.

Работа содержит 1 файл

Личность преступника.docx

— 66.61 Кб (Скачать)

Относительная самостоятельность  малой социальной группы приводит к  тому, что в ней могут возникать  групповые нормы поведения и  групповые ценности, не совпадающие  с нормами и ценностями, принятыми  обществом и санкционированными государством. Это не означает, что  такие групповые образцы поведения  всегда противоречат правовым или нравственным нормам общества; часто они в этом смысле нейтральны, так как касаются только профессиональных или иных определенных интересов участников группы (традиции семьи, взаимоотношения спортсменов и т.п.).

Вместе с тем возможны и такие групповые нормы и  образцы поведения, которые противоречат праву и общественной нравственности. Причем всякая малая группа осуществляет внутренний (неформальный), а иногда и внешний (формальный) контроль за выполнением указанных норм и  требований.

Наиболее острые противоречия и конфликты между групповой  моралью и обществом возникают  на основе расхождения между нравственными, правовыми и иными нормами общества и групповыми нормами, что проявляется в безнравственности, правонарушениях и преступлениях.

Центральное значение для  формирования личности имеет ее семья, в которой приобретаются основные знания, первоначальное представление об окружающем мире, о нормах поведения. При этом в семье зачастую существует целый ряд обстоятельств, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности, как объективного (неполнота семьи, материальные затруднения, болезнь родителей и т.п.), так и субъективного характера (негативные нравственно-педагогические позиции членов семьи, низкий уровень воспитания).

Эти обстоятельства проявляются  в вовлечении детей в преступную деятельность, пьянство, попрошайничество, проституцию; в совершении родителями аморальных проступков, преступлений; в существовании в семье антиобщественных взглядов, нравов, позиций; в нездоровой морально-психологической атмосфере, конфликтности; неправильной линии воспитания детей и в отсутствии вообще какого-либо воспитания.13

К факторам, при наличии  которых наиболее интенсивно происходит формирование негативных нравственно-психологических  особенностей личности преступника, можно также отнести: отрицательные явления в трудовом коллективе (плохая организация производства, атмосфера бесхозяйственности и безответственности, низкая дисциплина, пьянство, прогулы, текучесть кадров, отсутствие гласности и демократического управления в трудовом коллективе, нарушения трудового законодательства и др.); упущения в школьном воспитании (отрыв обучения от воспитания, недостаточная нравственно-психологическая подготовка учащихся к трудовой и общественной деятельности, слабая связь школы с семьей, формализм в педагогической работе, подмена воспитания администрированием и др.); недостатки в сферах общения и досуга (отрицательное влияние маргинальных групп, ориентация ближайшего окружения на антиобщественные "образцы" поведения и вседозволенность, ложное самоутверждение путем издевательств и хулиганских действий и др.); отсутствие социального контроля (недостаточная его эффективность в отношении лиц с начавшимся процессом деформации, игнорирование задачи позитивного воздействия на лиц, находящихся в неблагополучной среде, промедление с началом профилактического воздействия, безнаказанность правонарушителей и др.).

Объективные данные, полученные из достоверных источников о личности преступника, о его социальном окружении имеют особое значение для проведения с ним индивидуальной профилактической работы. Воспитательно-профилактическое воздействие на правонарушителя осуществляется в зависимости от особенностей его личности, характера и направленности совершенных им в прошлом преступлений, его семейного положения, связей, привычек, наклонностей, особенностей его работы и других обстоятельств. Способы получения указанной информации известны (беседы, анкетирование, непосредственное наблюдение и др.). Более подробно они описаны в разделе, посвященном методике проведения индивидуальной профилактики. Изучение личности направлено на выявление типичных для различных категорий преступников антиобщественных взглядов, привычек, шаблонов поведения, условий нравственного формирования и характера их взаимодействия с окружающей социальной средой. При этом важно проводить комплексное изучение, включающее социологические, психологические и юридические средства и способы получения информации о личности преступника.

Основными источниками криминологической  информации являются сами обследуемые, их родители, дети и другие члены семьи, знакомые и соседи, близкие друзья и приятели, сослуживцы и товарищи по работе, представители администрации и общественных организаций, материалы уголовных дел, уголовно-исполнительных учреждений. При изучении нравственно-психологических свойств личности преступника, его ценностных ориентаций и правосознания хорошие результаты дает применение специальных тестов.

В правоохранительных органах эта работа проводится в  двух направлениях: изучение и анализ конкретной личности в связи с  решением вопросов о привлечении  к уголовной ответственности  либо применении индивидуально-профилактического  воздействия; изучение и анализ личности преступника для получения обобщенной, типичной характеристики различных  категорий лиц, совершивших преступления. 
                                                    Заключение

Многообразие  человеческих личностей и их судеб, определяемое многообразием сложностей социального бытия человека, обусловливает  необходимость изучения личности тех, кто совершает преступления, и  причин и условий, которые поставили  человека в состояние "личности преступника".

Сложность изучения личности тех, кто совершает преступления, определяется, помимо всего прочего, и тем, что социальное расслоение общества велико, что разные страты общества имеют разные интересы и  потребности, у них свои взгляды  на положение в обществе, на роль других групп, они отличаются по уровню образования и культуры, характеру  трудовой деятельности, наконец, принадлежностью  к полу, возрастом. Все это и  есть основание для того, чтобы  глубоко изучать личности людей, вставших на преступный путь, избравших  его образом жизни, профессией, способом "улучшения" материальных условий жизни, или человека, случайно совершившего преступление, втянутого кем-то в преступную деятельность и т.д. Для этого и нужна классификация, типология преступников, их социальных ролей, уяснение конкретных социальных типов преступников, когда речь идет об устойчивой формуле их поведения. И если изучение причин и условий преступности позволяет объяснить и саму преступность, и то, почему люди встают на преступный путь, то изучение личности тех, кто совершает преступления, позволяет, с одной стороны, найти пути к их исправлению, постигая их внутренний мир, психологию, нравственные установки, а с другой – "выйти" на наиболее типичные, индивидуальные причины и условия, толкающие людей на преступный путь.

Преступность  представляет собой социальное явление, связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Объяснить такое  поведение, раскрыть его причины, найти  эффективные пути и средства предупреждения преступлений можно только при глубоком изучении всего, что характеризует  преступника как индивида, как  личность.

Список литературы

 

  1. Криминология: Антонян Избранные лекции 2004-448с.
  2. Личность преступника и проблемы криминального насилия. Абельцев С.Н. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.
  3. Криминология (конспект лекций) , 2005. -128с. Давыдов Я.В.
  4. Криминология: Учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Э. Эминова, - М., 2000.
  5. Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с
  6. Криминология: Малков Учебник 2-е изд 2006 -528с
  7. Криминология Журавлев Г.Т, Ковалевская Е.В, 2007 -128с

1 Криминология Малков Учебник 2-е изд 2006 -82с

2 Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 2000. – 48 с

3Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 2000. – 37 с

 

4 Криминология Малков Учебник 2-е изд 2006 -83с

5  Криминология Малков Учебник 2-е изд 2006 -84с

6 Криминология Антонян Избранные лекции 2004-80с.

7 Криминология Малков Учебник 2-е изд 2006 -87с

8 Криминология Малков Учебник 2-е изд 2006 -84с

9 Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 2000. – 167 с

10 Криминология Антонян Избранные лекции 2004-91с.

11 . Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия.  2000-12с.

12 Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997. – 15с

13 Криминология Малков Учебник 2-е изд 2006 -96с


Информация о работе Личность преступника