Личность преступника. Структура личности преступника

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Для определения понятия личности преступника необходимо решить ряд специальных вопросов, в частности: охватывает ли это понятие всех лиц, совершивших преступления, или только часть из них; какие стороны и особенности личности преступника необходимо изучать. И в научных, и в практических целях это понятие должно объединять лиц, виновных в преступном поведении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Основные подходы к изучению личности преступника……………….5
2.Понятие личности преступника…………………………………............8
3.Структура личности преступника…………………………………........10
3.1. Биофизиологические признаки……………………………........10
3.2. Социально-демографические признаки…………………….….12
3.3. Нравственные и психологические признаки………..……........14
3.4. Социально-ролевые признаки……………………………….….15
3.5. Уголовно-правовые и криминологические характеристики.…15
Заключение…………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………….…….17

Работа содержит 1 файл

анализ развития системы оплаты труда на предприятии.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

     Некоторые психологические характеристики людей имеют генетический характер. От генетически обусловленных особенностей, психофиологических возможностей индивида зависит во многом то, что он берет из окружающей среды, конкретных условий жизни и воспитания, а также других обстоятельств, с которыми ему приходится сталкиваться. Важное значение имеет генетически обусловленная степень активного сопротивления негативным явлением окружающей среды.

     Более широкое значение для характеристики личности преступника признаки этой группы имеют как факторы, затрудняющие процесс социализации личности. Врожденные физические дефекты, тяжелые хронические заболевания ограничивают возможности индивида в плане образования, профессиональной подготовки и трудоустройства, досуга, других проявлений жизненной активности. Обладая определенным психотравмирующим потенциалом, они могут осложнять межличностные контакты, взаимоотношения данного лица с окружающими. Но так же как и в случаях психических аномалий (в рамках вменяемости), патологии биофизического характера, влияя на поведение личности, в том числе преступное, не являются его причиной. Отрицательное, в том числе потенциально криминогенное воздействие биологических (биофизических, биопсихологических) факторов на поведение личности в принципе может быть нейтрализовано социально приемлемыми и морально безупречными средствами.

       Поэтому одна из сложнейших проблем криминологии – соотношения социального и биологического в личности преступника. 
 
 

       3.2. Социально-демографические признаки 
 

       К социально-демографическим признакам относятся:

       - пол;

       - возраст;

       - образование;

       - семейное и должностное положение;

       - уровень материальной обеспеченности;

       - принадлежность к городскому  или сельскому населению и т.д.

     Выборочные  криминологические исследования и  статистические данные свидетельствуют о том, что среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин. Однако в некоторых видах преступлений доля женщин выше, чем в преступности в целом. Так, расхитительниц-женщин сравнительно больше среди работавших в системе торговли и общественного питания, легкой и пищевой промышленности.4

     Возрастная  характеристика преступников позволяет  делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения  представителей различных возрастных групп. Криминологией давно установлено, что лица молодого возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера. Противоправное же поведение лиц старших возрастов менее импульсивно, более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий такого поведения. Возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни, что не может не сказываться на противоправных действиях.

     По  данным МВД России, немногим более  половины преступлений совершают лица в возрасте 16—29 лет. Но наиболее криминогенной группой населения, выделяемой в статистике, являются лица в возрасте 30—49 лет: их доля в структуре преступности доходит до 47%. Из числа привлеченных к уголовной ответственности лиц несовершеннолетние составляют 10—15%. Наименьшая доля среди преступников падает на лиц старше 60 лет. Основную массу таких преступлений, как убийства, нанесение тяжкого вреда здоровью, кражи, грабежи, разбои, хулиганство, изнасилования, совершают лица в возрасте до 30 лет.5

     Данные  о социальном положении и роде занятий лиц, совершивших преступления, позволяют сделать выводы о том, в каких социальных слоях и группах, в каких сферах жизнедеятельности наиболее распространены те или иные преступления. Изучение этих вопросов показывает, что, например, почти половина преступников к моменту совершения преступления не состояли в браке, что вдвое выше, чем доля, не состоявших в браке среди всего населения. В немалой степени это объясняется тем, что среди совершивших преступления значительную долю составляют молодые люди, не успевшие обзавестись семьей. Интересно отметить, что семьи лиц, состоящих в зарегистрированном браке, прочнее, чем у тех, кто состоял в фактических брачных отношениях. За время отбывания наказания в местах лишения свободы чаще распадались семьи осужденных женщин, чем мужчин.6

     Подавляющее большинство лиц, совершающих преступления, участвовали в общественно полезном труде, однако многие из них, особенно из числа хулиганов, воров, разбойников  и грабителей, часто меняли место  работы, имели перерывы, иногда значительные, в своей трудовой деятельности. Среди тех, кто не работали, не учились и не получали пенсии, немало женщин, которые до осуждения занимались домашним хозяйством.

     На  поведение личности, сферу ее интересов, круг общения, выбор способов реализации жизненных целей оказывает влияние образование. Данные свидетельствуют о том, что уровень образования лиц, совершающих преступления, ниже, чем других граждан, причем особенно низка доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование. Более низкий уровень образования у лиц, виновных в совершении насильственных, насильственно-корыстных преступлений, хулиганства. Более высокий — среди совершивших должностные преступления и хищения путем присвоения, растраты или злоупотребления доверием.7  
 

       3.3. Нравственные и психологические признаки 
 

       Эти признаки позволяют познать внутреннее содержание личности – его мировоззренческие  и нравственные черты и свойства, взгляды и убеждения, ценностные ориентации и т.п.

       Мировоззренческая позиция определяет общую направленность  личности, ее целеустремленность, сказывается на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности.

       Характеристику  личности преступника дополняют  его интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства.

       К интеллектуальным свойствам относятся: уровень умственного развития, объем  знаний, широта и разнообразие интересов и стремлений, жизненный опыт и т.д.

       Эмоциональные свойства состоят из таких признаков, как сила, уравновешенность или подвижность нервных процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, характер реагирования на различные проявления внешней среды и т.д.

       Волевые свойства включают: способность принимать, и осуществлять принятые решения, умение регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладание выдержкой, стойкостью, твердостью, настойчивостью и другими чертами.  

       3.4. Социально-ролевые признаки 

       Для характеристики личности преступника  существенное значение представляют его социальная роль и социальный статус.

       Под социальной ролью принято понимать реальные и социальные функции конкретного  лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежность к определенным социальным группам.

       Социальная  роль связана с социальным статусом человека, его обязанностями и правами.

       В соответствии с социальным статусом от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом либо личностью и ее окружением.  

  • Уголовно-правовые и криминологические характеристики 
  •      Наиболее  важными в понимании личности преступника являются уголовно-правовые и криминологические характеристики. Они отражают степень социальной деформации личности, ее особые свойства, позволяющие обозначить самые существенные признаки лиц, совершивших преступления.  

         Заключение 

         Различные аспекты личности преступника, помимо криминологии, изучают другие юридические науки: криминалистика, уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право и т.д., а также науки, имеющие  двойную природу и происхождение: юридическая психология, исправительно-трудовая психология, судебная психиатрия, судебная статистика и пр.

           Для криминологии главное в личности преступника - ее природа и сущность, источники, пути, формы и механизмы формирования ее антиобщественных черт, те особенности, которые во взаимодействии со средой или предпреступной ситуацией  порождают преступное поведение, иными словами, все то о преступнике, что может объяснить совершение преступления. Результаты такого изучения являются основой для разработки  профилактики преступлений.

         Для изучения личности, нужно акцентировать внимание на выяснение жизненного пути данного человека, условий его воспитания, отношения к нему родителей, его потребностей, интересов, влечений, целей деятельности, тех ценностях жизни, которые ему представляются наиболее важными, а также способов, с помощью которых он разрешает возникающие у него трудности.

         Возникает очень много проблем при изучении личности преступника. Значение изучения этих проблем очевидно: преступность представляет собой социальное явление, связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения преступлений можно только при глубоком изучении всего, что характеризует преступника как индивида, как личность.            

               

    Список  использованной литературы 
     

    1. Алексеев, А.И. Криминология. Курс лекций/ А.И. Алексеев. - М.: ЦЮЛ “Щит”, 2001. – 332 с.
    2. Долгова, А.И. Криминология. Учебник для вузов/ А.И. Долгова. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 784 с.
    3. Кудрявцев, В.Н. Криминология. Учебник/ В.Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 2002. – с. 136
    4. Кваша, Ю.Ф. Криминология/ Ю.Ф. Кваша, А.С. Зайналабидов, А.П. Зрелов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 704 с.
    5. Малыхина, Н.И. Личность преступника как объект исследования в криминалистики / Н.И. Малыхина //Следователь.- 2004. - № 8. – с. 27
    6. Романов, В.В. Юридическая психология. Учебник/ В.В. Романов. – М.: Юристъ, 1999. – 488 с.
    7. Фокс, В. Введение в криминологию/ В. Фокс. – М.: “ПРОГРЕСС», 1980.- 312 с.
    8. Криминология (конспект лекций) – М.: “Издательство ПРИОР”, 2001. – 128 С.
    9. Криминология. – М.: Юридическая литература., 1979. – 304 с
      

       
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Информация о работе Личность преступника. Структура личности преступника