Контрольная работа по "Уголовное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

1.Сущность, задачи, цели, принципы прокурорского надзора в РФ.
2.Международное сотрудничество органов прокуратуры

Работа содержит 1 файл

прокурорский надзор.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

1.Сущность, задачи, цели, принципы прокурорского надзора в РФ.

2. Список используемой литературы

Ответ:

     Под предметом прокурорского надзора  следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой  направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

     Цель  прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

     Целями  прокуратуры являются:

     - обеспечение верховенства закона;

     - обеспечение единства и укрепления законности;

     - обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

            -обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

     На  достижения этих целей направлена вся  деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений  или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

     Основным  средством достижения целей, определенных Законом «О прокуратуре», является прокурорский надзор, так как именно в прокурорском надзоре состоит  основная функция прокуратуры.

     Задачи  прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

     Общие задачи заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом  других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ). 

     Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского  надзора (например, выявление нарушений  и нарушителей законов).Решение  общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора. Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

           Принципы  организации прокурорского  надзора

     Принципы – это законодательные основополагающие начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования органов прокуратуры.

     Принципы  организации и деятельности прокуратуры  определяют наиболее существенные черты  и признаки деятельности органов  прокуратуры.Поскольку прокурорский надзор – это одно из проявлений прокурорской деятельности, то и принципы организации и деятельности прокуратуры выступают одновременно и в качестве принципов прокурорского надзора.

     Принцип единства означает, что все территориальные  и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются. В соответствии с данным принципом прокуроры всех уровней обладают едиными полномочиями и средствами их реализации в виде таких актов прокурорского реагирования, как протесты, представления, постановления, предостережения о недопустимости нарушений законов, обращения с заявлениями в суды и др.

     Принцип централизации. Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции. 

     Принцип законности – важнейшее общеправовое начало деятельности всех правоприменительных  и правоохранительных органов. Данный принцип проявляется в том, что  правовое положение прокурора, его  полномочия, правовые средства их реализации при осуществлении прокурорского надзора регламентируются соответствующими нормативными актами. 

     Принцип независимости прокурорских работников. В законодательстве оговорена недопустимость вмешательства в деятельность прокуратуры, воздействия в любой форме на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных законом, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

     Принцип политической независимости. Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.

     Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность  для граждан, средств массовой информации. Для представления населению  наиболее полной информации о правозащитной деятельности прокуратуры должны систематически направляться в газеты и журналы для публикации доклады, информационные записки, документы прокурорского реагирования (Сидорова Н. В., Хозова Л. П. Правоохранительные органы РФ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Международное  сотрудничество органов  прокуратуры

         Список  используемой литературы 

     Закон о прокуратуре впервые наделил  органы прокуратуры в лице Генеральной  прокуратуры РФ значительными полномочиями по осуществлению международно-правового сотрудничества. В соответствии со ст.2 этого закона Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ.

     Такое взаимодействие с правоохранительными  и правоприменительными службами, иными  компетентными органами зарубежных государств, а также с соответствующими международными организациями, включая Европол и Интерпол, проводится в целях согласованности действий по противодействию организованной, транснациональной и иной преступности, по оказанию правовой помощи.

     Это направление деятельности органов  и учреждений прокуратуры получило развитие и актуальность также в связи с конституционным закреплением (п. 4 ст. 15 Конституции РФ) положения о вхождении в качестве составной части правовой системы РФ общепризнанных принципов и норм международного крова и международных договоров РФ. При этом, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

     Прямое  действие международных договоров  на территории РФ, а также определенные ими наряду с Конституцией РФ, и федеральными законами (ст. 3 Закона о прокуратуре) организации и порядок деятельности прокуратуры РФ, налагают на органы прокуратуры не только обязанности по надзору за их соблюдением и исполнением, но и по участию в работе по их разработке.

     Развитие  международной деятельности Генеральной  прокуратуры РФ осуществляется в  соответствии с ее компетенцией по следующим направлениям:

     - организация международного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ);

     - организация международного сотрудничества в рамках Совета Европы;

     - организация международного сотрудничества в рамках ООН и ряда других международных организаций;

     - участие в разработке международных многосторонних и двусторонних договоров и соглашений по проблемам борьбы с преступностью и оказанию правовой помощи;

     - экстрадиция (выдача иностранных граждан за преступления совершенные вне пределов России, а также передача для отбытия наказания иностранных граждан, совершивших преступления на территории РФ).

     Организация международного сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ состоит в налаживании связей с прокуратурами других государств с использованием таких форм взаимодействия, как обмен делегациями специалистов для передачи опыта, консультации по правовым вопросам, научное и научно-практические конференции, семинары, встречи генеральных прокуроров и другие.

     Правовую  базу международной деятельности прокуратуры  РФ составляют различные международно-правовые акты: договоры, конвенции, декларации, соглашения, заявления, обращения и  иные документы, в том числе и продолжающие действие в порядке правопреемства Россией договоры, заключенные СССР со многими странами, подтверждающие их действие до заключения новых договоров.

     Во  взаимоотношениях со странами СНГ следует  выделить Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенную в г. Минске 22 января 1993 г., а также Соглашение между Генеральными прокурорами государств-участников Протокола к данной конвенции о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам, вступившим в действие с января 2001 г.

     Согласно  требованиям этих международно-правовых актов поручения о выполнении процессуальных и иных действий, проведение которых в соответствии с законодательством  запрашивающей договаривающейся стороны  санкционировано прокурором (судом), направляются для исполнения на территории запрашиваемой договаривающейся стороны прокурором, осуществляющим надзор за следствием и дознанием по уголовному делу, по которому дается поручение.

     Поручения по вопросам выполнения действий, требующих  санкции прокурора (суда) адресуются прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов органом следствия и дознания, к компетенции которого относится выполнение действий. В случаях, когда точное место выполнения процессуальных и иных действий не известно, поручение направляется в адрес Генеральной прокуратуры, не имеющей областного деления, или прокуратуры области (приравненной к ней прокуратуры), на территории которой они должны выполняться.

     С момента вступления России в Совет  Европы, а также подписания и ратификации Европейских конвенций «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» 1959 г. и «О выдаче» 1957 г. и соответствующих протоколов к ним, которые для Российской Федерации вступили в силу 9 марта 2000 г., Генеральной прокуратурой РФ выполняется значительный объем работы, как по реализации программы этого Совета, так и по оказанию взаимной правовой помощи и экстрадиции с европейскими странами.

     В соответствии с Конвенцией 1959 г. к  вопросам оказания правовой помощи относятся:

     - исполнение судебных поручений, касающихся уголовных дел, в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов;

     - вручение судебных повесток и постановлений о явке в суд запрашивающей стороны свидетелей, экспертов и обвиняемых;

     - передача выдержек из судебных материалов и информации о них, необходимых для рассмотрения уголовного дела;

     - информировании государств-участников Конвенции о вынесении обвинительных приговоров и принятии последующих мер в отношении их граждан.

     В феврале 2000 г. Европейская Комиссия по проблемам преступности Совета Европы разработала типовую форму запроса о правовой помощи, в соответствии с которой запрос должен содержать ряд обязательных требований, в том числе наименование запрашивающего государства и органа, дату запроса, предмет запроса и т.п. реквизиты, также может содержать просьбу к запрашиваемой стороне подтвердить получение запроса и сообщить дату, к которой можно ожидать ответы.

     При оказании правовой помощи на основании  Конвенции 1959 г., обращающемуся с просьбой иностранному государству может быть отказано, если:

     - просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим или связанным с политическим;

     - запрашиваемая сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам страны;

     - преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иные случаи.

     В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ о ратификации  Конвенции «О выдаче» 1957 г. Генеральная  прокуратура РФ – орган Российской Федерации, к компетенции которого отнесено решение вопроса о выдаче. Указанным Федеральным законом, предусмотрена возможность судебного обжалования лицом решения компетентного органа о его выдаче иностранному государству. Данная новация, также как возможность отказа в экстрадиции в связи с политическим характером преступления, по поводу которого поступил запрос, отличают Конвенцию 1957 г. от Минской конвенции 1993 г. и обязывает распространять содержащиеся в ратифицированной Конвенции стандарты на взаимоотношения со странами СНГ.

Информация о работе Контрольная работа по "Уголовное право"