Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:18, контрольная работа
1.Сущность, задачи, цели, принципы прокурорского надзора в РФ.
2.Международное сотрудничество органов прокуратуры
1.Сущность, задачи, цели, принципы прокурорского надзора в РФ.
2. Список используемой литературы
Ответ:
Под
предметом прокурорского
Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.
Целями прокуратуры являются:
- обеспечение верховенства закона;
- обеспечение единства и укрепления законности;
- обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
-обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Основным средством достижения целей, определенных Законом «О прокуратуре», является прокурорский надзор, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.
Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.
Общие
задачи заключаются в укреплении
законности государственного строя, личных
и имущественных прав и охраняемых
законом интересов граждан РФ,
которые определяются Конституцией
РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом
других нормативных актов (Уголовно-процессуальным
кодексом РФ, Гражданским процессуальным
кодексом РФ).
Специальные
задачи – задачи стоящие только
перед данным направлением прокурорского
надзора (например, выявление нарушений
и нарушителей законов).
Принципы организации прокурорского надзора
Принципы – это законодательные основополагающие начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования органов прокуратуры.
Принципы
организации и деятельности прокуратуры
определяют наиболее существенные черты
и признаки деятельности органов
прокуратуры.Поскольку
Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются. В соответствии с данным принципом прокуроры всех уровней обладают едиными полномочиями и средствами их реализации в виде таких актов прокурорского реагирования, как протесты, представления, постановления, предостережения о недопустимости нарушений законов, обращения с заявлениями в суды и др.
Принцип централизации. Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.
Принцип
законности – важнейшее общеправовое
начало деятельности всех правоприменительных
и правоохранительных органов. Данный
принцип проявляется в том, что
правовое положение прокурора, его
полномочия, правовые средства их реализации
при осуществлении прокурорского надзора
регламентируются соответствующими нормативными
актами.
Принцип независимости прокурорских работников. В законодательстве оговорена недопустимость вмешательства в деятельность прокуратуры, воздействия в любой форме на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных законом, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Принцип политической независимости. Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.
Принцип
гласности означает открытость деятельности
органов прокуратуры, доступность
для граждан, средств массовой информации.
Для представления населению
наиболее полной информации о правозащитной
деятельности прокуратуры должны систематически
направляться в газеты и журналы для публикации
доклады, информационные записки, документы
прокурорского реагирования (Сидорова
Н. В., Хозова Л. П. Правоохранительные органы
РФ).
2.Международное сотрудничество органов прокуратуры
Список
используемой литературы
Закон
о прокуратуре впервые наделил
органы прокуратуры в лице Генеральной
прокуратуры РФ значительными полномочиями
по осуществлению международно-
Такое взаимодействие с правоохранительными и правоприменительными службами, иными компетентными органами зарубежных государств, а также с соответствующими международными организациями, включая Европол и Интерпол, проводится в целях согласованности действий по противодействию организованной, транснациональной и иной преступности, по оказанию правовой помощи.
Это направление деятельности органов и учреждений прокуратуры получило развитие и актуальность также в связи с конституционным закреплением (п. 4 ст. 15 Конституции РФ) положения о вхождении в качестве составной части правовой системы РФ общепризнанных принципов и норм международного крова и международных договоров РФ. При этом, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Прямое действие международных договоров на территории РФ, а также определенные ими наряду с Конституцией РФ, и федеральными законами (ст. 3 Закона о прокуратуре) организации и порядок деятельности прокуратуры РФ, налагают на органы прокуратуры не только обязанности по надзору за их соблюдением и исполнением, но и по участию в работе по их разработке.
Развитие международной деятельности Генеральной прокуратуры РФ осуществляется в соответствии с ее компетенцией по следующим направлениям:
- организация международного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ);
- организация международного сотрудничества в рамках Совета Европы;
- организация международного сотрудничества в рамках ООН и ряда других международных организаций;
- участие в разработке международных многосторонних и двусторонних договоров и соглашений по проблемам борьбы с преступностью и оказанию правовой помощи;
- экстрадиция (выдача иностранных граждан за преступления совершенные вне пределов России, а также передача для отбытия наказания иностранных граждан, совершивших преступления на территории РФ).
Организация международного сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ состоит в налаживании связей с прокуратурами других государств с использованием таких форм взаимодействия, как обмен делегациями специалистов для передачи опыта, консультации по правовым вопросам, научное и научно-практические конференции, семинары, встречи генеральных прокуроров и другие.
Правовую
базу международной деятельности прокуратуры
РФ составляют различные международно-
Во взаимоотношениях со странами СНГ следует выделить Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенную в г. Минске 22 января 1993 г., а также Соглашение между Генеральными прокурорами государств-участников Протокола к данной конвенции о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам, вступившим в действие с января 2001 г.
Согласно требованиям этих международно-правовых актов поручения о выполнении процессуальных и иных действий, проведение которых в соответствии с законодательством запрашивающей договаривающейся стороны санкционировано прокурором (судом), направляются для исполнения на территории запрашиваемой договаривающейся стороны прокурором, осуществляющим надзор за следствием и дознанием по уголовному делу, по которому дается поручение.
Поручения по вопросам выполнения действий, требующих санкции прокурора (суда) адресуются прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов органом следствия и дознания, к компетенции которого относится выполнение действий. В случаях, когда точное место выполнения процессуальных и иных действий не известно, поручение направляется в адрес Генеральной прокуратуры, не имеющей областного деления, или прокуратуры области (приравненной к ней прокуратуры), на территории которой они должны выполняться.
С момента вступления России в Совет Европы, а также подписания и ратификации Европейских конвенций «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» 1959 г. и «О выдаче» 1957 г. и соответствующих протоколов к ним, которые для Российской Федерации вступили в силу 9 марта 2000 г., Генеральной прокуратурой РФ выполняется значительный объем работы, как по реализации программы этого Совета, так и по оказанию взаимной правовой помощи и экстрадиции с европейскими странами.
В соответствии с Конвенцией 1959 г. к вопросам оказания правовой помощи относятся:
- исполнение судебных поручений, касающихся уголовных дел, в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов;
- вручение судебных повесток и постановлений о явке в суд запрашивающей стороны свидетелей, экспертов и обвиняемых;
- передача выдержек из судебных материалов и информации о них, необходимых для рассмотрения уголовного дела;
- информировании государств-участников Конвенции о вынесении обвинительных приговоров и принятии последующих мер в отношении их граждан.
В феврале 2000 г. Европейская Комиссия по проблемам преступности Совета Европы разработала типовую форму запроса о правовой помощи, в соответствии с которой запрос должен содержать ряд обязательных требований, в том числе наименование запрашивающего государства и органа, дату запроса, предмет запроса и т.п. реквизиты, также может содержать просьбу к запрашиваемой стороне подтвердить получение запроса и сообщить дату, к которой можно ожидать ответы.
При оказании правовой помощи на основании Конвенции 1959 г., обращающемуся с просьбой иностранному государству может быть отказано, если:
- просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим или связанным с политическим;
- запрашиваемая сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам страны;
- преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иные случаи.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ о ратификации Конвенции «О выдаче» 1957 г. Генеральная прокуратура РФ – орган Российской Федерации, к компетенции которого отнесено решение вопроса о выдаче. Указанным Федеральным законом, предусмотрена возможность судебного обжалования лицом решения компетентного органа о его выдаче иностранному государству. Данная новация, также как возможность отказа в экстрадиции в связи с политическим характером преступления, по поводу которого поступил запрос, отличают Конвенцию 1957 г. от Минской конвенции 1993 г. и обязывает распространять содержащиеся в ратифицированной Конвенции стандарты на взаимоотношения со странами СНГ.