Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:45, курсовая работа
В настоящее время любой субъект хозяйствования имеет возможность самостоятельно осуществлять экспортно-импортные операции с разрешения государства и при условии соблюдения действующего законодательства. Однако не все лица, перемещающие товары через таможенную границу Республики Беларусь, законно осуществляют свою деятельность.
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие и признаки контрабанды ..…………………………….
4
Глава 2. Квалифицирующие признаки контрабанды …………………....
18
Глава 3. Отграничение контрабанды и смежных преступлений ……….. 27
Заключение ………………………………………………………………… 30
Список использованных источников ……………………
При
совершении данного преступления должностное
лицо само должно использовать свое служебное
положение в целях незаконного
перемещения предметов
Поэтому совершение контрабанды, например, директором туристической фирмы не может быть квалифицировано по признаку совершения контрабанды должностным лицом. В данном случае служебные полномочия лица не могут быть им использованы в преступных целях.
Новеллой в уголовном законодательстве является установление ответственности за контрабанду, совершенную с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
Применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, является квалифицирующим признаком, указанным в ч. 3 ст. 228 УК, при соблюдении ряда условий. Во-первых, должностное лицо должно обладать правомочиями по осуществлению таможенного контроля, что препятствует незаконному перемещению через таможенную границу Республики Беларусь товаров, ценностей и иных предметов. Во-вторых, применение насилия к должностному лицу, осуществляющему таможенный контроль, является способом последующего перемещения различного рода предметов через таможенную границу Беларуси в нарушение установленного порядка. Таким образом, применение насилия является не местью, например, за отказ должностного лица в пропуске через таможенную границу предметов контрабанды, а способом совершения открытого незаконного перемещения предметов контрабанды через таможенную границу. Насилие в данном случае направлено на то, чтобы не допустить пресечение совершаемой контрабанды со стороны соответствующих должностных лиц таможенных органов. При этом под насилием следует понимать совершение любых насильственных действий (нанесение побоев, причинение телесных повреждений, связывание, удержание, запирание в помещении и тому подобное).
Совершение
насильственных действий в отношении
иных лиц, в чьи обязанности не
входит осуществление функций
В
последнее время наибольшие трудности
в правоприменительной
В соответствии с ч. 1 ст.18 УК, преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности.
На наш взгляд, недостаточно рассматривать организованную группу по делам о контрабанде как устойчивую группу, состоящую из двух или более лиц, заранее объединившихся для совершения контрабандных действий.
Организованная группа обязательно должна характеризоваться также такими признаками, как предварительная договоренность о планируемой совместной преступной деятельности, а также управляемость. Предварительная организованность означает, что лица объединились в группу до начала совершения преступления.
Управляемость
группы предполагает, что между ее
участниками произошло
Устойчивость
как признак организованной группы
означает, что участники группы объединились
на более или менее
Контрабанду, совершенную организованной группой, следует отличать от контрабанды, совершенной группой лиц с предварительным сговором.
Во-первых,
для групповой контрабанды
Во-вторых, при совершении контрабанды группой лиц с предварительным уговором преследуется цель — совершить по предварительной договоренности конкретное преступление, т.е. контрабанду. Договоренность о неоднократном совершении контрабанды в этом случае отсутствует. Целью организованной группы, о которой идет речь в ч.4 ст. 228 УК, может быть совершение любых преступлений, в том числе и контрабанды.
Также при совершении контрабанды группой лиц с предварительным сговором отсутствует такой признак, как управляемость. Все участники выступают в качестве соисполнителей, тогда как соисполнителями преступления, совершенного организованной группой, признаются как непосредственные исполнители, т.е. лица, выполняющие полностью или частично объективную сторону преступления, так и организатор, руководитель организованной группы и, кроме того, имеющие устойчивые связи с организованной группой те участники, роль которых заключается в создании условий для совершения преступления.
Хотя ч.4 ст. 228 УК применяется при наличии признаков, указанных в ч.ч.1–3 указанной статьи, следует отметить, что такой квалифицирующий признак, как совершение контрабанды группой лиц с предварительным сговором, предусмотренный ч. 3 ст. 228 УК, при совершении контрабанды организованной группой фактически не может быть применен.
Преступления смежные контрабанде необходимо искать в главе 25 УК “Преступления против порядка осуществления экономической деятельности”. Данная глава содержит достаточное количество составов преступлений, однако учитывая то, что контрабанда относится к таможенным преступлениям и таможенные органы осуществляют дознание лишь по преступлениям, предусмотренным статьями 228-231 УК, будем отграничивать контрабанду от данных преступлений.Таковыми являются:
Незаконный экспорт объектов экспортного контроля (ст. 229 УК) – это незаконный экспорт товаров, технологий, услуг или иных объектов экспортного контроля, которые заведомо могут быть использованы при разработке (создании), производстве, эксплуатации, модернизации, модификации, ремонте, монтаже, техническом обслуживании вооружения и военной техники, а также оружия массового поражения, средств его доставки [28].
Обязательным условием уголовной ответственности по данной статье является наличие экспортного контроля в отношении предмета рассматриваемого преступления. Такой контроль в Республике Беларусь установлен Законом Республики Беларусь №130-З от 6 января 1998 г. «Об экспортном контроле». Экспортный контроль состоит в установлении и осуществлении разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля.
К предметам данного преступления относятся указанные в статье товары, технологии, услуги и иные объекты экспортного контроля, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.
Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, возникающие в связи с перемещением через таможенную границу Республики Беларусь объектов экспортного контроля. Эти отношения регулируются Законом Республики Беларусь от 6 января 1998 г. № 130-3 “Об экспортном контроле” и рядом подзаконных актов.
Таким образом, на лицо отличие данного преступления от контрабанды по предмету преступления.
Невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК) как преступление заключается в умышленном невозвращении в установленный срок на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Таможенным законодательством культурные ценности отнесены к категории вещей, запрещенных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь (в этом проявляется сходство с контрабандой). Этот запрет не распространяется на случаи временного вывоза культурных ценностей за пределы Республики Беларусь в целях развития международного культурного обмена на основании письменного разрешения, выданного в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Порядок временного вывоза историко-культурных ценностей определяется Положением “О порядке временного вывоза за границу Республики Беларусь движимых материальных историко-культурных ценностей и эталонов фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей”, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.07.2006 г. № 906 “О некоторых вопросах вывоза за границу Республики Беларусь культурных ценностей”.
Объективную сторону данного преступления образует бездействие – невыполнение обязанности возвратить на территорию Республики Беларусь временно вывезенные историко-культурные ценности. Невозвращение является длящимся преступлением, которое считается юридически оконченным по истечении установленного срока возврата историко-культурных ценностей на территорию Республики Беларусь. Следовательно, отличие контрабанды и данного преступления в объективной стороне.
Уклонение
от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК)
предусматривает
Уклонение от уплаты таможенных платежей – это совершение действий, направленных: на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение; на необоснованный возврат уплаченных таможенных платежей, а равно неуплата таможенных платежей в установленные сроки при реальной возможности их уплаты; либо обращение в таможенные органы о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей без намерений исполнить взятые на себя обязательства к установленным срокам или заведомое представление ложных гарантий третьих лиц об обеспечении уплаты таможенных платежей .
Непосредственным объектом преступления является порядок внесения таможенных платежей, что отличает его от контрабанды, где непосредственным объектом является порядок перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению.
Законодатель признает контрабандой перемещение товаров и ценностей первой группы, совершенное только в крупном размере.
Ответственность за контрабанду по ч. 2, т.е. перемещение товаров 2 группы не зависит от количества и стоимости.
Содержание
признаков объективной стороны
контрабанды указано
1) помимо или с сокрытием от таможенного контроля:
2) с обманным использованием документов и средств идентификации (с использованием поддельных, недействительных, полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения, относящихся к другим товарам документов и средств идентификации).