Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа
Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие российской конституции. Принятие Конституции РФ 1993г.
1.1.Понятие конституции…………………………………………………………..5
1.2.Принятие Конституции РФ 1993г……………………………………………..6
Глава 2.Юридические свойства и функции конституции.
2.1.Функции конституции………………………………………………………...11
2.2. Юридические свойства конституции……………………………………..…12
Глава 3.Структура и содержание конституции…………………………………..14
Глава 4.Толкование конституции…………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………...25
Проект
ставил Президента под контроль Верховного
Совета, обязывая его
представлять Верховному Совету ежегодные
доклады об осуществлении
внутренней и внешней политики, выполнении
федеральных программ.
Подчиненное Президенту Правительство
также обязывалось ежегодно
представлять отчет Верховному Совету.
Эти и ряд других положений
существенно ограничивали права Президента
и исполнительной власти,
закладывали своеобразную «мину» под
отношения двух властей.
Решившись на принятие Конституции на
основе своего проекта,
оппозиционное большинство Верховного
Совета назначило для этого дату
созыва Съезда народных депутатов и начало
подготовку к его проведению. В
самом Верховном Совете откровенно поднимался
вопрос об отрешении
Президента от власти, что планировалось
осуществить на предстоящем
Съезде. Это был открытый вызов Президенту
и очевидный поворот к отказу
от проведения демократических реформ.
Оппозицию не остановило даже то,
что в ходе референдума, проведенного
25 апреля 1993 года, большинство
избирателей, принявших в нем участие,
поддержали легитимность
Президента.
12 мая 1993 г. Президент РФ издал указ № 669
«О мерах по завершению
подготовки новой Конституции Российской
Федерации», согласно которому
для завершения подготовки проекта Конституции
5 июня в Москве созывалось
Конституционное совещание. Неделей позже
(Указ от 20 мая 1993 г. № 718)
был определен состав Конституционного
совещания. Оно включало
представителей федеральных органов государственной
власти Российской
Федерации; органов государственной власти
республик в составе РФ, краев,
областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга; местного самоуправления;
политических партий,
профсоюзных, молодежных, иных общественных
организаций, массовых
движений и религиозных концессий, товаропроизводителей
и
предпринимателей.
Предусматривалось, что в состав Конституционного
совещания также должны войти народные
депутаты РФ члены Конституционной комиссии
Съезда
народных депутатов, Президента и Правительства,
Конституционного Суда,
Высшего арбитражного суда, Генеральной
прокуратуры РФ.
Таким
образом, Конституционное совещание
было задумано как широкий
форум, сочетающий представительство
всех высших органов государственной
власти, а также общественности. Он таким
фактически и получился, хотя
ряд приглашенных членов Конституционной
комиссии, народных депутатов, а
также политических партий участия в его
работе не приняли. 24 июня 1993
г. Верховный Совет отказался сотрудничать
с Конституционным совещанием
под предлогом причастность к делам о
коррупции некоторых его
координаторов и участников.
Президент
внес на обсуждение Совещания свой
проект Конституции, но
призвал участников к выработке компромиссного
текста на базе этого
проекта и проекта Конституционной комиссии.
Многие положения
президентского проекта были подвергнуты
критике участниками
Конституционного совещания. Например:
за то, что проект не содержал
характеристики Российского государства
как социального. В нем не был
выдержан принцип равноправия субъектов
Российской Федерации – в Совете
Федерации 50 % всех мест предполагалось
предоставить республикам и
национальным образованиям. Президент
по проекту обладал чрезмерными
правами по роспуску Государственной
Думы. Были и другие основания,
вызывавшие обоснованную критику проекта.
Однако
в отношении механизма власти
этот проект в целом выдерживал
принцип разделения властей и устанавливал
определенный баланс
законодательной и исполнительной ветвей
власти в рамках республики
президентского типа. В нем содержался
ясный отказ от бесплодного
советского парламентаризма в пользу
сильной исполнительной власти.
Именно поэтому созванное Верховным Советом
в конце мая – начале июня
совещание двух тысяч депутатов Советов
всех уровней полностью отвергло
президентский проект, а 4 июля, за день
до созыва Конституционного
совещания, Верховный Совет предложил
свой порядок согласования и
принятия проекта Конституции, который
снова ставил в центр всей работы
Конституционную комиссию.
Конституционное
совещание работало больше месяца.
В его адрес поступило более 50 тысяч замечаний
и предложений. В результате их обсуждения
в первоначальный проект было внесено
свыше пятисот поправок, около четырех
десятков принципиально новых норм –
фактически все статьи были изменены.
В разработанной Совещанием проект вошли
многие статьи из проекта
Конституционной комиссии. 12 июля 1993 года
проект был Совещанием одобрен.
Юридические свойства и функции конституции
2.1ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ
Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистическую.
Политическая функция
Конституция не допускает
Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Конституция как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения
конституции
как государственный
Целевое назначение
ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Юридические свойства - это правовые признаки конституции как основном закона государства. Рассмотрим, какими свойствами она обладает.
1. Прежде всем следует
2. Конституция как Основной закон государства базируется на государственной воле общества. Именно указанной воле она обязана своим возникновением и существованием. Об этом свидетельствуют результаты всенародном голосования по ее проекту, состоявшегося
12 декабря 1993 г. Поэтому Конституцию РФ можно рассматривать как
правовую форму выражения и закрепления общеобязательной воли многонациональном народа Российской Федерации.
3. Конституция РФ 1993 г. обладает юридическим верховенством. Это означает, что ей присуща высшая юридическая сила по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам, включая и законы. Все они должны соответствовать Конституции. Верховенство Конституции закрепляется в статье 4 Основного закона РФ.
4.Конституция является базой текущего законодательства, служит источником его норм. Текущее законодательство не наполняет конституционные нормы новым содержанием и не развивает их, а лишь конкретизирует основополагающие положения конституции в соответствующей сфере правовой жизни общества. Оно детализирует конституционные нормы, но в рамках их специфического содержания. Иначе говоря, оно не должно выводить свои предписания за границы конституционных норм. Дух и буква последних должна пронизывать их смысли правовую значимость.
Обладая абстрактным
5. Конституцию характеризует также особый
порядок принятия и изменения. Впервые
в истории Российской Федерации ее Конституция
была принята в результате всенародного
голосования. Особый порядок изменения
Российской Конституции состоит в том,
что для принятия закона, вносящею изменение
или дополнение, требуется не менее
2/3 голосов от общем числа депутатов в
каждой из палат Федерального Собрания
- Совета Федерации и Государственной
Думы. Для принятия же обычных
законов достаточно простого большинства
от общего числа депутатов парламента.
Структура и содержание
Конституции РФ
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определённая система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность расположения.
В основе обобщения конституционных норм в определённые общие комплексы (разделы, главы) лежит единство предмета регулирования, то есть, связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.
По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.
Конституцию открывает преамбула, то есть, вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание.
Преамбула
констатирует, прежде всего, что данная
Конституция принята
В
преамбуле Конституции
утверждение прав и свобод человека,
утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,