Исполнение судебных решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Каждая мера государственного принуждения имеет свое назначение, свои специфические цели. Под целями исполнения наказания следует понимать те конечные социальные результаты, к достижению которых стремится государство посредством установления наказания, его применения и реализации - исполнения приговора.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и подробный анализ вопросов, связанных со спецификой осуществления процессуальных действий и принятия решений на стадии исполнения судебных решений. Эти вопросы будут рассматриваться в соответствии с действующим законодательством республики Казахстан.

Работа содержит 1 файл

курсовая новая.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

     2.1 Порядок разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора

       

     Порядок и условия исполнения назначенных  судом всех видов наказания и применение мер исправительного воздействия к осужденным, пределы прав и обязанностей уголовно-исполнительных органов, отвечающих за обеспечение реального и эффективного исполнения приговоров, установлены главным образом УИК. Что касается порядка и условий рассмотрения наиболее существенных вопросов, возникающих при этом, то они регламентируются в основном тремя законами - УК, УПК и УИК.

     Значительную  сложность представляет разрешение вопросов, связанных с исполнением  приговоров, по которым осужденным назначено лишение свободы.

     Приговоры к лишению свободы, как известно, исполняются различными исправительными  учреждениями. Конкретный вид такого учреждения определяется судом и  с учетом обстоятельств рассмотренного уголовного дела, а также данных, характеризующих личность осужденного. Правила, сформулированные в статьях УК и УИК устанавливают, что лишение свободы должно отбываться  в учреждениях, именуемых исправительными, - исправительных колониях (колонии-поселения, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии особого режима), воспитательных колониях, тюрьмах, лечебных исправительных учреждениях, а иногда и в следственных изоляторах. [11, с. 92]

     УК  и УИК более или менее четко  определяют, какие категории осужденных и где должны отбывать лишение свободы:

     - в колониях-поселениях - осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные, переведенные из исправительной колонии общего и строгого режимов по судебному решению;

     - в исправительных колониях строгого режима - мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, а также осужденные женщины при особо опасном рецидиве преступлений;

     - в исправительных колониях особого режима - осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы;

     - в тюрьмах - осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний;

     - в лечебных исправительных учреждениях - осужденные, к которым применены по приговору суда принудительные меры медицинского характера (алкоголики, наркоманы, лица, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемость);

     - в воспитательных колониях (общего и усиленного режимов) - несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года;

     - в следственных изоляторах - осужденные к лишению свободы, оставленные там с их согласия для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

     Приговоренные к лишению свободы иностранцы и лица без гражданства, а также некоторые категории граждан подлежат направлению для отбывания наказания в исправительные учреждения, определенные специально для содержания такого рода лиц.

     Осужденные  к лишению свободы, направляются в конкретные учреждения для отбывания  наказания не позднее десятидневного срока со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора в законную силу. В пределах этого срока она обязана известить суд, постановивший приговор, и одного из родственников осужденного (по его выбору) о том, куда (в какое учреждение и по какому адресу) он направляется. Она также обязана предоставить осужденному краткосрочное свидание с родственниками и иными лицами. [9, с. 115]

     В отдельных случаях осужденный может  быть оставлен в следственном изоляторе, например, если это вызывается необходимостью производства следственных действий или участия в судебном разбирательстве по делу о преступлении, совершенным другим лицом, или если осужденный соглашается остаться в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. В последнем случае решение принимает начальник следственного изолятора при наличии согласия осужденного в письменной форме. В случае, когда содержание осужденного в следственном изоляторе требуется в связи с его участием в разбирательстве какого-то дела судом, то решение оформляется определением суда, а когда оно необходимо для обеспечения производства следственных действий, то - санкцией прокурора.

     Судебные  документы - распоряжение судьи об обращении  приговора к исполнению, копии приговора и кассационного определения, послужившие основанием для водворения осужденного к лишению свободы в исправительную колонию определенного режима, должны быть оформлены  в установленном порядке (скреплены подписью судей и гербовой печатью в суде). Никаких исправлений и дополнений в судебных документах не допускается. [10, с. 124]

     Исполнение  приговоров в отношении осужденных к исправительным работам обеспечивают уголовно-исправительные инспекции  органов внутренних дел. Они несут ответственность за своевременное и правильное приведение в исполнение приговоров к данному виду уголовного наказания. Лица, осужденные к исправительным работам и заболевшие к моменту вступления приговора в законную силу, должны направляться инспекцией на врачебно-трудовую экспертную комиссию для определения их трудоспособности. В случае признания осужденного нетрудоспособным, суд по представлению инспекции исправительных работ в порядке, установленном УПК, заменяет исправительные работы более мягким наказанием.

     В процессе исполнения приговора к  исправительным работам возможна также  постановка вопроса о замене исправительных работ и более строгим наказанием (ограничением свободы, арестом и  лишением свободы). Она допускается  в отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ. Действующее законодательство дает более четкое представление о том, что следует считать таким (злостным) уклонением.

     Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ может считаться скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, а также осужденный,  допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме хотя бы за одно из нарушений:

     а) непоступление осужденного без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции либо уклонение от постановки на учет  в органах службы занятости в течение того же срока;

     б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;

     в) нарушение возложенных уголовно-исполнительной инспекции на осужденного обязанностей и запретов, допустимых по закону;

     г) прогул или появление на работе в  состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

     Другими словами, замена исправительных работ более тяжким видом наказания допускается, когда осужденный после письменного предупреждения, сделанного уголовно-исполнительной инспекцией, вновь совершает хотя бы одно из нарушений, указанных в приведенном перечне. Решение (постановление) о такой замене по мотивированному представлению уголовно-исполнительной инспекции может быть принято только судьей в порядке, установленном соответствующими статьями УПК.

     Исправительные  работы не могут быть назначены нетрудоспособным лицам, несовершеннолетним, не достигшим 16-летнего возраста, а также неработающим женщинам, имеющим на иждивении малолетних детей или находящимся в состоянии беременности.

     Если  осужденный не работает, инспекция  обязана принять меры к его  трудоустройству, в том числе путем обращения в органы по вопросам занятости населения.

     Отбывание осужденным исправительных работ не должно быть связано с выполнением  служебных или профессиональных обязанностей, если оставление этих лиц  на прежней работе может привести к снижению воспитательного и предупредительного значения наказания.

     Одним из существенных недостатков исполнения приговоров к исправительным работам  является то, что оно нередко сводится лишь к удержанию определенной судом  части из заработной платы осужденного. Главное же средство исправления и перевоспитания осужденного - контроль за его поведением, положительное влияние коллектива и общественности - полностью не реализуется.

     При условии добросовестной работы и  примерного поведения в период отбывания  исправительных работ судья после отбытия осужденным этого наказания, по ходатайству общественной организации или трудового коллектива, может включить время отбывания наказания в общий трудовой стаж.

     Когда речь идет об обращении к исполнению приговора к штрафу, судья следит, чтобы взыскание штрафа не было обращено на имущество осужденного прежде, чем он не погасит штраф добровольно в течение 30 дней после вступления приговора в законную силу, предоставленных ему для этого законом. В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного пристава может отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до одного года. [10, с. 125]

     Только  по истечения установленного судом  срока, судебный пристав обязан произвести у осужденного опись имущества. Имущество, не подлежащее конфискации, не может быть изъято и при взыскания штрафа.

     В случае невозможности взыскания  штрафа суд вправе принять решение  о замене штрафа обязательными работами, исправительными работами или арестом (когда он начнет применяться как вид уголовного наказания). Замена штрафа лишением свободы и лишение свободы штрафом не допускается. Особое внимание судей должны привлекать составляемые судебными исполнителями акты о несостоятельности должников, что во всех случаях препятствует взысканию штрафа. Незаконность таких актов, подчас, обнаруживается при повторных проверках имущественного положения осужденного, когда имущество укрывается осужденными или его близкими.

     Для исполнения приговора в части конфискации имущества, необходимо, чтобы в приговоре было указано, какое имущество (все или определенная часть) подлежат конфискации. При этом должны быть строго соблюдены интересы государства, чтобы подлежащие конфискации имущество и ценности были обращены в доход государства. В то же время должны быть обеспечены права и законные интересы осужденного и иных лиц в части сохранения имущества, не подлежащего конфискации, оставшегося во владении этих лиц. В опись имущества не должны быть включены вещи и предметы, не подлежащие конфискации.

     Правила исполнения приговора, которым назначена  конфискация имущества, в наши дни  более или менее детально регламентируются в статьях УИК. Их основные положения  сводятся к следующему:

     - суд, вынесший приговор о конфискации имущества, после  вступления его в законную силу направляет исполнительный лист, копию описи имущества и копию приговора для исполнения судебному приставу, о чем извещает соответствующий финансовый орган. При отсутствии в деле описи имущества осужденного направляется справка о том, что опись имущества не производилась. Исполнение наказания в виде конфискации имущества производится судебным приставом по месту нахождения имущества;

     - судебный пристав немедленно по получении исполнительного листа, копии описи имущества и копии приговора суда проверяет наличие имущества, указанного в описи, выявляет другое имущество, подлежащее конфискации, и включает его в опись. Если опись имущества не производилась, судебный пристав принимает меры по выявлению имущества осужденного, подлежащего конфискации, и при его обнаружении составляет в установленном порядке опись этого имущества;

     - опись имущества производится примерно так же, как и в стадии предварительного расследования. Описанные предметы передаются на хранение, а при необходимости пломбируются и опечатываются, о чем делается отметка в описи. В опись включаются также сведения о доле осужденного в общей собственности, уставном капитале коммерческих организаций, о деньгах, ценных бумагах, об иных ценностях, в том числе находящихся на счетах и вкладах или на хранении в финансово-кредитных организациях и банках, с приложением справок указанных организаций и банков. Опись имущества, составленная судебным приставом, утверждается судьей;

Информация о работе Исполнение судебных решений