Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:25, реферат
В реферате раскрывается личность преступника и влияние на нее исполнения наказания.
1.Введение.
2.Понятие, сущность и значение функции исполнения уголовных наказаний.
3.Фазы адаптации осужденного к условиям исправительных учреждений.Формирование статусно-групповых категорий осужденных в связи в условиях исправления.
4.Проблемы исправления осужденных.
5.Заключение.
6.Список использованной литературы.
Содержание.
1.Введение.
2.Понятие, сущность и значение функции исполнения уголовных наказаний.
3.Фазы адаптации осужденного к условиям исправительных учреждений.Формирование статусно-групповых категорий осужденных в связи в условиях исправления.
4.Проблемы исправления осужденных.
5.Заключение.
6.Список использованной
литературы.
Введение.
В современных условиях борьбы с преступностью, охраны прав и свобод граждан, восстановления и обеспечения правопорядка, особое значение приобретает эффективность исполнения уголовных наказаний и исправления осужденных.
В настоящее время в качестве одного из основных инструментов реализации общегосударственной задачи в сфере борьбы с преступностью является наличие системы органов и учреждений, предназначенных для исполнения наказаний. А основные направления их деятельности, в которых эта задача конкретизируется и реализуется, определяются в качестве самостоятельной функции государства.
Вопросы исполнения уголовных
наказаний имеют не только прикладное
значение, поскольку, во-первых, они
всегда актуальны и востребованы
в научном осмыслении, теоретизации
и систематизации основных положений,
а во-вторых, на основе данных теоретических
положений разрабатываются
Проблемам института наказания,
практике его исполнения и исправления
осужденных уделяли внимание такие
ученые в области уголовного права,
криминологи и пенитенциаристы,
как: Н.А. Беляев; И.М. Гальперин; А.А. Жижиленко;
Г.А. Злобин; А.И. Зубков; И.И. Карпец; П.И.
Люблинский; А.Е. Наташев; И.С. Ной; И.С Полубинская;
А.Д. Соловьев; Н.А. Стручков; П.А. Фефелов;
М.Д. Шаргородский и др.
1.Понятие, сущность и значение
функции исполнения уголовных наказаний.
Исполнение наказания как психологическая проблема. Одной из наиболее развитых отраслей юридической психологии является пенитенциарная (от лат. poenitentiarius — покаянный, исправляемый) психология. Ее также называют «исправительно-трудовой», «уголовно-исполнительной» (по названию соответствующей отрасли права) или «исправительной» психологией. Попытки противопоставить эти названия в советский период отражали скорее различия в идеологических, нежели научных подходах. В настоящее время термины «пенитенциарная» и «исправительная» психология рассматриваются как синонимы.
В современной пенитенциарной
науке феномен наказания в
виде лишения свободы
В психологическом аспекте
наказание как кара, базируясь
на закономерностях отрицательного
подкрепления, только тогда будет
действенным, когда суд с учетом
субъективной стороны преступления
и перспектив изменения личности
осужденного изберет такую меру
причинения физических и моральных
страданий, которые бы не ожесточали
его, а заставляли испытывать угрызения
совести и стремиться к позитивным
самоизменениям. В этой связи выбор
типа исправительного учреждения (с
соответствующим режимом —
Карательная функция режима состоит в том, что осужденный изолируется от общества, находится под охраной и постоянным надзором, в условиях принудительной регламентации всей жизнедеятельности, что в итоге может вызывать негативные переживания из-за ограничений в удовлетворении большинства базовых физиологических и социальных потребностей. Однако кара, заключенная в режиме, психологически по-разному воспринимается и переживается различными осужденными. Субъективная сила, глубина и длительность переживаний кары зависят от пенитенциарно-криминального опыта осужденного, его пола, возраста, социального и семейного положения, отношения к приговору, времени нахождения в конкретном учреждении и тд.
Воспитывающая функция режима состоит в том, что строгая организованность жизни и быта осужденных (наличие распорядка дня, регламентированность условий отбывания наказания и пр.) со временем накладывает отпечаток на поведение и в целом на их характер, постепенно приучая к дисциплинированности, аккуратности, исполнительности.
Обеспечивающая функция режима проявляется в создании благоприятных условий для организации труда, обучения, воспитательной работы, исправительной деятельности персонала и самодеятельных организаций осужденных, а также для подключения различных внешних общественных объединений к работе в колониях.
Исправление осужденных в
условиях отбывания наказания
Дифференциация и
Актуальна и проблема решительного
улучшения психолого-
• психологическая диагностика
личностных особенностей каждого осужденного,
выявление дефектов общей и правовой
социализации личности, а также дефектов
в психической регуляции и
наличия пограничных нервно-
• разработка долгосрочных
программ индивидуально-личностной и
групповой психолого-
• осуществление в специально
созданных центрах необходимых
мер психотерапии для осужденных,
страдающих невротизацией и
• разработка и внедрение
новых моделей и принципов
исполнения и отбывания наказаний,
базирующихся на психологически обоснованных
критериях исправления и
• всемерное восстановление нарушенных у осужденных лишением свободы социальных и других связей, мобилизация их психической активности на выработку социально-положительных ценностных ориентаций и норм поведения, психологической готовности к правопослушному поведению после освобождения.
Меры превенции, реализуемые в местах лишения свободы, базируются на создании в процессе исполнения наказаний таких условий и такого «психологического климата», которые должны исключать или в значительной мере затруднять совершение осужденными новых преступлений. Это достигается не только мероприятиями, которые проводятся сотрудниками службы безопасности, и оперативно-режимной работой исправительных учреждений, но и путем целенаправленного управления двумя типами факторов: 1) теми, что непосредственно воздействуют на осужденных (воспитательный процесс и его методы, личность воспитателя и организация отношений с осужденными, режим и возможности «прогрессивного отбывания наказания», труд и наличие в нем элементов творчества и социальной полезности, возможности системы общего и профессионального развития) и 2) факторами факультативного характера (поддержание тесной связи с семьей, увлечение самодеятельным творчеством и самообразованием для повышения культурного уровня, активное участие в мероприятиях общественных и религиозных организаций и др.).
Антирецидивный эффект
2.Фазы адаптации осужденного
к условиям исправительных учреждений.
Формирование Статусно-групповых
категорий осужденных в связи в условиях
исправления.
В пенитенциарной психологии наиболее глубоко изучено влияние лишения свободы на содержание и динамику психических состояний осужденных
(М.Н. Гернет, А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, В.А. Елеонский). По мнению Михаила Николаевича Гернета (1925), фундаментом тюремной жизни является состояние тоски (по дому, родным, близким): «...Вику хорошо представляю. Она ведь моя любимица. Но лучше бы, Светлана (жена. - Авт.), вас никогда не было. Мне было бы намного спокойнее. Посмотрю я на тех, у кого, как говорят, ни родных, ни знакомых, они держатся спокойно. Не переживают, никому не пишут, у них никакой ответственности перед своим будущим. Да у них и время быстрее проходит...».
Одним из сложных комплексных психических состояний, возникающих у лишенных свободы, является фрустрация — состояние повышенной психической напряженности, вызываемое объективно-неопределенными (или субъективно так понимаемыми) трудностями, которые возникают на пути к достижению личностно значимой цели. Практика показывает, что основными поведенческими реакциями осужденных в состоянии фрустрации являются: агрессия на объект фрустрации (как правило, на окружающих, в том числе сотрудников исправительного учреждения); агрессия на себя (ауто-агрессивные проявления, связанные с членовредительством, суицидом и пр.); депрессия (подавленность, апатия, пассивность, безразличие и т.п.).
Психическое состояние осужденных существенно меняется в зависимости от времени нахождения в пенитенциарном учреждении.
Наиболее глубокие переживания характерны для начальной фазы адаптации к условиям конкретного учреждения. В зависимости от уровня криминализации личности, источников информации и субъектов «адаптационной поддержки» осужденные могут избрать различные тактики вхождения в коллектив исправительного учреждения (А.И. Канунник, 1985): тактику поддержки актива и администрации; тактику борьбы за лидерство и самоутверждение на негативной основе; тактику выживания; тактику четкого нейтралитета; тактику поиска покровителей; тактику полной неадаптированности и самоагрессии. Учитывая возможность проявления осужденными указанных тактик, сотрудники исправительных учреждений и должны строить работу с ними. При этом внимательное отслеживание направленности внешней активности и характера переживаний осужденных может позволить, во-первых, профилактировать возможные межличностные или личностно-групповые конфликты, во-вторых, предотвратить суицидальные попытки, в-третьих, оказывать поддержку в приспособлении к конкретным условиям, средствам исправления и ситуациям отбывания наказания.
Примерно через 5-6 месяцев пребывания в исправительном учреждении (причем в зависимости от меры преодоления внутриличностных конфликтов и освоения требований внешней среды) для осужденных типичным является выход на вторую фазу адаптации-«нивелировки*. Ее особенностью является то, что личностные реакции многих осужденных на факт социальной изоляции и воздействия внешней среды нивелируются и они все в типовых ситуациях как бы становятся похожими по внешним проявлениям (походка, позы, жесты, жаргон в речи, обращение к персоналу и т.д.) на других осужденных. Это свидетельствует о том, что происходит усвоение стереотипов «зоновского ролевого поведения». Но наряду с этой тенденцией наблюдаются попытки проявления интереса и индивидуальных особенностей на производстве, во время досуга, в построении отношений с «близкими по линии судьбы» осужденными («земляками, «сверстниками» и т.п.).
Третья фаза — «завершение адаптации» — наступает обычно к концу первого года отбывания наказания и характеризуется тем, что осужденные начинают ставить перед собой конкретные цели и стремятся их реализовать в условиях учреждения, а также жить не только прошлым и настоящим, но и надеждой на будущее. На данной фазе главная задача сотрудников исправительных учреждений состоит в том, чтобы в жизненных планах осужденного нашло отражение не только стремление любыми путями отбыть наказание, но и выработалось желание позитивно изменить себя, преодолеть асоциальные стереотипы (преступный образ мыслей, негативизм к людям и социальным институтам, аморальные привычки и пр.). Кроме индивидуальной воспитательной работы с осужденными сотрудники исправительных учреждений (воспитатели, начальники отрядов) должны воздействовать на них и через позитивные социально-психологические явления (ритуалы, традиции, обычаи и тд.).
Важной характеристикой
Если поведение осужденного в первую очередь регулируется нравственными и правовыми ценностями, ориентацией на соблюдение правил внутреннего распорядка, стремлением позитивно изменить себя, преодолеть преступные стереотипы и оказывать помощь администрации учреждения в противодействии насаждению в зоне воровских традиций, то данных осужденных относят к группе актива колонии. Эта группа осужденных состоит из лиц, твердо вставших на путь исправления, активно участвующих в трудовом процессе и общественной деятельности, в организации самоуправления осужденных.
Информация о работе Исполнение наказания как психологическая проблема