Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:00, контрольная работа
Первые места лишения или ограничения свободы за преступные деяния известны еще со времен Киевской Руси. Особенно много их стало в XVIII веке, однако оставались они при этом чрезвычайно разрозненными. Не существовало стройной государственной системы таких учреждений. 27 февраля, а по новому стилю - 12 марта 1879 г. было создано Главное тюремное управление Российской империи. Попытки создать подобный орган предпринимались и ранее. В частности, Манифестом Александра I от 8 сентября 1802 г. "Об учреждении министерств" в составе МВД предусматривалась 4-я экспедиция, ответственная за надзор над тюрьмами, каторгой и местами общественного призрения.
Введение 2
Главное Управление Тюрем – проводник политики царизма 3
2. Устав о содержащихся под стражею 1886 и 1890 годов 6
3. Циркуляры Главного тюремного управления за период 1879-1917 годов 10
4. Устав о предупреждении и пресечении преступлении 13
Заключение 15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
2. Устав о содержащихся под стражею 1886 и 1890 годов 6
3. Циркуляры Главного тюремного управления за период 1879-1917 годов 10
4.
Устав о предупреждении и
Заключение 15
Введение
Первые места лишения или ограничения
свободы за преступные деяния известны
еще со времен Киевской Руси. Особенно
много их стало в XVIII веке, однако оставались
они при этом чрезвычайно разрозненными.
Не существовало стройной государственной
системы таких учреждений. 27 февраля, а
по новому стилю - 12 марта 1879 г. было создано
Главное тюремное управление Российской
империи. Попытки создать подобный
орган предпринимались и ранее. В частности,
Манифестом Александра I от 8 сентября
1802 г. "Об учреждении министерств"
в составе МВД предусматривалась 4-я экспедиция,
ответственная за надзор над тюрьмами,
каторгой и местами общественного призрения.
В 1811 г. эти функции передали в 1-й департамент
Министерства полиции, правда, в 1819 г. министерство
ликвидировали и уголовно-исполнительные
структуры в определенной мере вновь остались,
образно говоря, "безнадзорными".
Проект
положения о местах заключения гражданского
ведомства, разработанный комиссией
под председательством графа
Соллогуба, был 19 мая 1873 г. по повелению
Александра II передан на рассмотрение
особого комитета для окончательного
обсуждения тюремного преобразования
под председательством графа Зубова. Результатом
многолетнего проектирования было лишь
образование 27 февраля 1879 г. Главного тюремного
управления, которое было проводником
тюремной политики царизма вплоть до 1917
года. Оно проводило ее в одинаковой мере
и, состоя в ведомстве министерства внутренних
дел, и позднее, когда было передано в ведение
министерства юстиции. Сущность реформы
сводилась к следующему: в Петербурге
создавался центральный орган управления
тюрьмами. Он включал в себя несколько
отделений с различными административными
и хозяйственными задачами. В губерниях
образовывалась губернская тюремная инспекция.
Главные тюремные инспектора из центра
ревизовали губернии. Новая бюрократическая
машина немедленно вступила в действие. Надо
признать, что была работа и другого типа.
Она состояла, прежде всего, в попытке
учета тюремного хозяйства, управления
местами заключения и пр. О своей деятельности
управление ежегодно издавало отчет. Первый
такой отчет охватил период с 16 июня 1880
г. до конца 1881 года. В этом отчете вскрывалось
хаотическое состояние мест заключения.
Общее число мест заключения, не считая
полицейских арестных помещений, достигало
в это время 767. Количество тюремного населения
к январю 1882 года достигало 93 108 человек.
Таким образом, новый центральный орган
с первых же шагов своей деятельности
располагал почти стотысячной армией
заключенных. За весь же год в тюрьмы империи
прибыло 596 380 мужчин и женщин и 30 769 детей
при них. Главное тюремное управление,
казалось бы, должно было быть инициатором
по изданию законов, касавшихся устройства
мест лишения свободы, определения условий
содержания в них и выхода из них. Но не
только Главное тюремное управление, но
и весь законодательный аппарат царской
России не интересовался упорядочением
тюремного законодательства. Главное
тюремное управление, находившееся в ведомстве
министерства внутренних дел, было переведено
законом 13 декабря 1895 г. в ведомство министерства
юстиции, но эта передача не оказала никакого
влияния на пробуждение внимания законодателя
к тюрьме. Главное тюремное управление
опубликовало в 1914 году «Перечень законоположений
по тюремной части», последовавших за
время с 27 февраля 1879 г. по 27 февраля 1914
г. Этот перечень охватывает 35 лет, и в
нем указано около 500 законов по «тюремной
части», но из этого огромного числа законов
историк царской тюрьмы может использовать
не более дюжины имеющих общеимперское
значение. Все же остальные законы касаются
тех или других местных тюрем, их открытия
или закрытия, изменения в штатах различных
тюрем, вопросов о продовольствии арестантов
в отдельных тюрьмах, об открытии благотворительных
комитетов в разных местах и т. п. В частности,
вопрос о форменной одежде чинов тюремного
ведомства очень интересовал законодателя.
Характерно, что после перевода Главного
тюремного управления из ведомства министерства
внутренних дел в ведомство министерства
юстиции первый законодательный акт касался
замены пуговиц на форменной одежде. На
этом примере видно, чем интересовалось
тюремное управление, прежде всего. Из
законодательных актов, имевших общеимперское
значение, следует отметить следующие:
1) 11 декабря 1879 г.— «Об основных положениях,
имеющих быть руководством при преобразовании
тюремной части и при пересмотре Уложения
о наказаниях», 2) 24 апреля 1884 г.— «Об отмене
заключения в смирительном и рабочем домах,
о закрытии сих учреждений», 3) 11 июня 1885
г.—-«Об отмене установленного Уложением
о наказаниях подразделения каторжных
работ на рудничные, крепостные и работы
на заводах», 4) 6 января 1886 г.— «О занятии
арестантов работами и о распределении
получаемых от сего доходов», 5) 15 июня
1887г.— «Сокращение сроков наказания в
одиночных тюрьмах», 6) 18 мая 1889 г.-— «О
некоторых мерах по устройству новых тюрем
и усилению тюремного надзора», 7) 29 марта
1893 г.— «Об отмене телесных наказаний
для ссыльных женщин», 8) 2 июня 1897 г.—«Об
изменении наказуемости малолетних и
несовершеннолетних», 9) 12 июня 1900 г.— «Об
отмене ссылки на житье и ограничении
ссылки на поселение», 10) 19 апреля 1909 г.—
«О воспитательно-исправительных заведениях
для несовершеннолетних», 11) 22 июня 1909
г.— «Об условном досрочном освобождении»,
12) 3 июня 1913 г.— «О школах для тюремных
надзирателей».
2. Устав о содержащихся
под стражею 1886
и 1890 годов
Основным тюремным кодексом по-прежнему
продолжал оставаться Устав о содержащихся
под стражею, в издания которого вносились
лишь те или другие изменения, большей
частью относившиеся к местам заключения
той или другой губернии.арестантские
отделения и пр., но появились и более новые
названия мест лишения свободы, как, например,
исправительные приюты для несовершеннолетних.
Все места лишения свободы разделены на
4 группы, смотря по цели лишения свободы:
1) как мера пресечения способов уклонения
от следствия и суда, 2) как мера исправления
и наказания, 3) для содержания неисправных
должников и 4) для содержания пересыльных
арестантов. К 1890 году по-прежнему сохранилось
большое разнообразие наименований мест
лишений свободы. Сравнительно с более
ранними изданиями Свода законов теперь
повторялись давно знакомые нам названия:
крепости, гауптвахты, тюремные замки,
исправительные о надо признать, что смешение
в одних и тех же тюрьмах различных заключенных
продолжало оставаться как в последнем
десятилетия XIX века, так и в XX веке. Содержание
мест заключения относилось за счет государства,
земств и городов, как это было установлено
в томе XIV Свода законов издания 1886 года,
и по-прежнему происходили пререкания
и споры об источниках покрытия тюремных
расходов. Закон 13 июня 1887 г. ввел в управление
тюрьмами на местах, кроме начальников
тюрем и их помощников, также их помощниц
или смотрительниц женских отделений
и состоящих при местах лишения свободы
священников, дьяконов, псаломщиков, врачей,
фельдшеров и фельдшериц. Этот закон (ст.
26 тома XIV, изд. 1890 г.) ввел в тюремную стражу
тюремных надзирательниц для надзора
за содержащимися лицами женского пола.
Таким образом, женщины-арестантки были,
наконец, освобождены от тягостной для
них мужской стражи. По-
3. Циркуляры Главного
тюремного управления
за период 1879-1917 годов
С политической
точки зрения интерес представляют те
циркуляры, которые касались постановки
в тюрьме так называемого религиозно-нравственного
воздействия на арестантов, употребления
против них оружия, о наказаниях, о санитарии
в тюрьме, о режиме арестованных по политическим
преступлениям и др. У тюремной администрации,
кроме тюремной библиотеки, было в руках
еще другое средство воздействия на арестантов
— холодное и огнестрельное оружие. Пользование
этим средством допускалось в самых широких
размерах, особенно в годы реакции после
1905 года. Циркуляр 1907 года (20 ноября № 31),
например, приказывал стрелять в окна
тюрьмы, если арестанты вступали в разговор,
выбрасывали что-либо из окон, портили
оконные рамы. Предписывалось употреблять
оружие при буйстве, беспорядках, сопротивлении
арестантов, и при этом инструкция совсем
не определяла, какие именно беспорядки,
сопротивления и буйства дают право пускать
в ход оружие против арестантов. Стрельбу
вверх или холостыми патронами инструкция
запрещала. Общее содержание этой инструкции
давало тюремной администрации уверенность
в том, что действие оружием будет поставлено
скорее в заслугу, чем в вину. Поэтому циркуляр
вызвал широкое употребление в тюрьмах
оружия. То было время, когда лозунгом
царского правительства в борьбе с русским
народом было «патронов не жалеть». Это
укрепляло уверенность тюремной стражи
в полной безнаказанности ее при расправе
с арестантами. В тесной связи с употреблением
оружия стоял вопрос о дисциплинарных
наказаниях в местах лишения свободы. Начальники
тюрем жаловались, что среди арестантов
укореняется убеждение о их ненаказуемости
и бессилии начальников мест заключения.
Главное тюремное управление поспешило
успокоить местную тюремную администрацию
и пояснить, что циркуляр не умалил, а увеличил
объем применения дисциплинарных наказаний.
Так, например, приговоренные к арестантским
отделениям, но содержащиеся в тюрьме,
могут быть наказаны розгами, что раньше
не допускалось, увеличен был срок наказания
карцером. Что же касается разрешений
губернатора или тюремного инспектора,
необходимых для применения некоторых
наказаний, то циркуляр (6 декабря 1901г.
№ 14) допускал возможность получения его
и по телефону. Из других мер воздействия
на арестантов следует отметить введенные
под предлогом предупреждения побегов
кандалы особой формы под скромным названием
«предупредительных связок». Рост революционного
движения в 90-е годы привел к появлению
политических заключенных в разных тюрьмах
империи и выдвинул вопрос о порядке содержания
этих заключенных. Ответом на этот вопрос
и явились утвержденные 16 апреля 1904 г.
министром юстиции «Правила о содержании
в тюрьмах гражданского ведомства политических
арестантов».
4.
Устав о предупреждении
и пресечении преступлении
Реформы 60-х годов ни в какой степени не
отразились на широком объеме применения
лишения свободы без суда органами полиции
и жандармерии. Рассмотрение отдельных
глав и статей Устава о предупреждении
и пресечении преступлений показывает
нам направление внутренней политики
самодержавия. Здесь правительство до
мельчайших подробностей регламентирует
жизнь и поведение подданных Российской
империи. Этот Устав раскрывал широкое
поле полицейскому произволу и суживал
до крайних пределов свободу действия
каждого отдельного человека. Многие из
статей были очень давнего происхождения,
но они продолжали оставаться в Уставе
потому, что были тесно связаны со всем
политическим укладом России того времени.
Если лишение свободы в виде предупредительного
полицейского ареста в открытой форме
только упоминается этим Уставом, то в
действительности оно было возможно по
громадному большинству его статей. Первый
раздел Устава носит название «О предупреждении
и пресечении преступлений против веры».
На первое место были выдвинуты в Уставе
статьи в защиту православия. По количеству
статей (ст. ст. 1—109) этот раздел занимает
одну треть всего Устава. В его пяти главах
даны бесчисленные предписания и запреты. Различные
статьи Устава предписывали: как входить
в церковь, как держать себя там, когда
прикладываться «к чудотворным местам
и иконам», когда и сколько раз исповедоваться
и причащаться, с какого возраста приводить
детей на исповедь и пр. и пр. Второй раздел
Устава был посвящен предупреждению и
пресечению преступлений против общественного
порядка и учреждений правительства. Он
носил чисто политический характер. Здесь
были проведены ограничения права собраний,
свободы печати, свободы союзов и пр. Рассматриваемый
Устав был тесно связан по этим разделам
с Уложением о наказаниях и с суровой репрессией
последнего. Два последних раздела Устава
говорили о предупреждении и пресечении
преступлений против личной безопасности
и против имущества. На практике эти два
раздела имели наибольшее применение
и давали полиции большой простор для
действий, в частности в отношении задержанных. Устав
о предупреждении и пресечении преступлений
напоминает своим содержанием инструкцию
или «памятку» для полиции. Лишение свободы
в нем как мера пресечения редко упоминалось,
в действительности оно могло быть применено
и применялось в огромном большинстве
случаев. Статьи раздела о предупреждении
преступлений против собственности содержали
предписания о предупреждении воровства,
ростовщичества, азартных игр и т. п., но
все это, ни в какой мере не предупреждая
и не пресекая имущественных преступлений,
давало агентам полиции новые возможности
для произвола, насилия и взяточничества.
В конечном итоге Устав о предупреждении
и пресечении преступлений раскрывал
широкие возможности для совершения преступлений
агентами низшей и высшей администрации.
В числе этих преступлений не последнее
место занимали беззаконные аресты. С
этой точки зрения Устав о предупреждении
и пресечении преступлений увеличил роль
внесудебного лишения свободы
Заключение
Тюремная политика
Российского государства в конце ХIХ -
начале ХХ веков характеризуется постепенным
отходом от репрессивно-карательных функций
и начинает ориентироваться на исправительно-воспитательную
направленность.
За последние
полвека существования царизма лишение
свободы в разнообразных его видах занимало
первое место среди мер уголовной репрессии. В
декабре 1915 года была утверждена "Общая
тюремная инструкция", приведшая нормативную
базу российской системы исполнения уголовных
наказаний к лучшим мировым стандартам. Действовавшими
уголовными кодексами за весь период 1870—1917
г. были Уложение о наказаниях, Устав о
наказаниях, налагаемых мировыми судьями,
и Воинский устав о наказаниях, а за последние
13 лет также некоторые главы Уголовного
уложения 22 марта 1903г. В каждом из названных
кодексов выделены статьи, которые предписывали
в своих санкциях тот или другой вид лишения
свободы как единственную карательную
меру или наряду с другими наказаниями.
На каждую статью без санкции лишения
свободы пришлось следующее количество
статей, предписывавших тот или другой
вид лишения свободы: по Уложению о наказаниях
— 2 статьи, по Уставу о наказаниях, налагаемых
мировыми судьями,— 11 статей, по Воинскому
уставу о наказаниях— 8 статей. В первые
дни после победы Февральской революции
ГТУ было упразднено. Реально же его просто
переименовали в Главное управление местами
заключения (ГУМЗ).