Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:43, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотрение проблемы уголовно-правовых норм об ответственности за умышленные преступления против здоровья, совершенные в состоянии аффекта.
Основные задачи исследования состоят в определении понятия аффекта, предусмотренного действующим уголовным законодательством Республики Беларусь; раскрытия особенностей аффекта и его видов, изучение социальной и психологической природы аффектированного состояния; анализ межличностного конфликта, роли потерпевшего в детерминации преступного поведения; анализ природы физиологического аффекта как состояния, оказывающего воздействие на субъективную и объективную стороны преступления, влияние физиологического аффекта на уголовное законодательство Республики Беларусь,
Методами исследования являются: диалектический, теоретический, сравнительно-правовой, психологический, социологический, метод структурного анализа и другие.
В законе не определен характер противоправности поведения потерпевшего.Из этого следует, что поводом возникновения аффекта могут быть и действия, связанные с нарушением административного (мелкое хулиганство), гражданского (злостное невозвращение долга), трудового законодательства. Относительно иных противоправных действий в законе высказано требование, чтобы они были направлены на близких виновного, т.е. на родителей, детей, сестер, бабушек и дедушек, жену, ее родителей, друзей. Однако суды признают поводом возникновения аффекта противоправные действия и в отношении незнакомых, а их ответную реакцию квалифицируют по ст. Требуется также, чтобы противоправные действия повлекли или могли повлечь для виновного или его близких тяжкие последствия. Вопрос о значимости последствий - вопрос факта и решается судом с учетом всех обстоятельств дела.[7,с.541]
Что же касается сильного душевного волнения, то оно многими судьями толкуется как оценочная категория. В юридической литературе отмечается, что доказательством наличия у виновного аффекта является характер посягательства. Считается, что оно должно заключаться в посягательстве, не опасном для наиболее важных благ потерпевшего. Другим доказательством выступает время ответной реакции на противоправное поведение потерпевшего.Конечно, в большинстве случаев аффект возникает вслед за насилием, оскорблением и т.д. и даже в ходе них, если они имеют продолжительный характер. Но это не всегда так. В психологии поводом возникновения аффекта признается отрицательный раздражитель. Им, конечно, является непосредственное насилие или оскорбление. Но им может быть и информация о ранее совершенных общественно опасных и аморальных деяниях, что и учитывается в судебной практике.
Наличие
признаков физиологического аффекта
является основанием для назначения
судебно-психологической
Для
отграничения физиологического и патологического
аффекта может быть назначена
комплексная психолого-
3.Судебно - психологическая экспертиза
физиологического
аффекта
Нахождение лица в состоянии аффекта - обстоятельство, подлежащее доказыванию.
Поводом для проведения судебно - психологической экспертизы (далее СПЭ) в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, проявившихся в преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего.[11,с.284-285]
Взрывная импульсивность, конфликтность, не подчиненность действий сознательному контролю — основные критерии аффекта.
Судебно-психологическая экспертиза должна проводиться для установления:
• состояния сильного душевного волнения;
• уровня интеллектуального развития несовершеннолетнего;
• возможности субъекта давать правильные показания в силу своих индивидуальных особенностей.
К
компетенции простой
• исследование уровня умственного развития несовершеннолетнего;
• изучение особенностей его личности и той ситуации, в которой совершались противоправные действия;
• установление наличия физиологического аффекта;
• определение особенностей познавательных процессов;
• выявление признаков умственной отсталости, не связанной с душевным заболеванием;
• установление способности полностью осознавать значение своих действий и полностью руководить ими;
• определение наличия в период, предшествующий совершению преступлений, конфликтных переживаний, способных влиять на поведение;
• установление возрастных или индивидуальных особенностей у несовершеннолетнего, способных повлиять на объективность его показаний.
К
компетенции медико-
•
психологических последствий
•
наличия признаков умственной отсталости
или иных психических особенностей,
вызванных перенесенными
•
способности
Психолого-
• наличия психического заболевания у несовершеннолетнего (олигофрения на стадии дебильности, психофизический инфантилизм);
• особенностей умственной деятельности, которые могли препятствовать сознанию им значения вменяемых ему действий;
•
наличия у несовершеннолетнего
личностных особенностей, которые могли
помешать ему руководить своими действиями
в конкретной ситуации совершения правонарушения.
Автор относит умственную отсталость,
вызванную сенсорной
При назначении судебно-психологической экспертизы эмоционального состояния обвиняемого перед экспертами могут быть поставлены, например, следующие вопросы:
Предоставляемые
эксперту-психологу материалы
1)
анализа личностных
2)
определения причин
3) определения начального момента возникновения данного эмоционального состояния в ситуации взаимодействия обвиняемого с потерпевшим;
4)
реконструкции динамики
Следует иметь в виду, что в процессе проведения судебно-психологической экспертизы эксперт не может ограничиваться лишь дачей заключения о наличии либо отсутствии аффекта. Наряду с этим должны быть установлены причинные связи эмоциональных реакций обвиняемого с противоправными или аморальными действиями потерпевшего, поскольку именно их констатация позволит следователю, суду сделать вывод о совершении преступления в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения.[6,c.369]
Перед экспертом нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал человека в действительности
предъявляемый объект или не опознал, соответствуют ли его показания действительным событиям).
СПЭ не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная задача следователя (но при этом, конечно, он должен обладать соответствующими психологическими знаниями).
СПЭ может быть ограничена в отношении личностных особенностей обвиняемого. В этих случаях ставятся вопросы о наличии задержания в психическом развитии обвиняемого, о возможных акцентуациях его характера.
Поскольку физиологический аффект (как, впрочем, и другие психические состояния) нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется посредством ретроспективного анализа и анализа остаточных, следовых явлений.[4,c.128]
Компетенция судебно-психологической экспертизы определяет рамки задаваемых эксперту вопросов, границы разрешаемых им ситуаций и строго ограничена законом (УПК, ГПК и т. д.). В частности, эксперт-психолог решает вопросы, заданные ему следователем в постановлении, и не вправе выходить за рамки этих вопросов. В некоторых случаях необходима постановка дополнительных вопросов для разрешения какой-либо возникшей ситуации, тогда эксперт имеет право запросить следователя (лицо, ведущее дознание) дополнить постановление, а в отдельных случаях — назначить дополнительную либо повторную экспертизу. Закон, ограничивая компетенцию эксперта, тем самым устанавливает рамки решаемых им вопросов.
С точки зрения развития науки психологии и других смежных наук (психиатрии, педагогики и т.п.) компетенция эксперта-психолога ограничивается степенью развития научной мысли, последними научными разработками.
Для наиболее полного и объективного заключения эксперт должен ознакомиться с материалами дела (уголовного или гражданского), но в этом он может быть ограничен.
Если лицо, ведущее дознание, предоставляет не весь необходимый материал, то эксперт вправе потребовать доступа ко всей необходимой ему
информации.[2,c.211]
С
позиции иных отечественных психологов
компетенция психологической
Препятствием в деятельности экспертизы может явиться и воля субъекта,
ее назначившего, поскольку он может оказаться недостаточно подготовленным
в области психологии, слабо представляющим себе ее возможности и методы.
С этим также бывает связана
нечеткая, неточная формулировка
вопросов и задач, которые
Эксперт-психолог
не подменяет собой суд или
другой орган. Имея один и тот же
объект анализа, они имеют разные предметы
исследования и пользуются разными методами.
Заключение
Аффект - сильное душевное волнение, выражающееся в кратковременной, но бурно протекающей психической реакции, во время которой сознание и способность мыслить сужаются, а способность контролировать свои действия ослабляется.