Дополнительные виды наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

В данной работе поставлена цель охарактеризовать сущность и виды дополнительных наказаний.
Задачи работы:
Раскрыть сущность и функции системы дополнительных наказаний;
Охарактеризовать основные виды дополнительных наказаний.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и функции дополнительных наказаний 5
2. Особенности назначения штрафа как дополнительного наказания 9
2.1 Понятие штрафа как дополнительного наказания 9
2.2 Порядок и условия исполнения наказания в виде штрафа 11
2. Сущность наказаний в виде ограничения свободы 14
2.1 Общая характеристика наказания 14
2.2 Основные характеристики наказания 17
3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград 19
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Доп виды наказаний курсовая работа.docx

— 54.62 Кб (Скачать)

Предусмотрены два правовых режима исполнения этого  наказания: добровольное его исполнение осужденным и принудительное взыскание в порядке исполнительного производства. Осужденный может добровольно в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу внести в отделение Сберегательного банка или учреждения Центрального банка России указанную в приговоре сумму штрафа.

Осужденный  предупреждается о возможности  принудительного взыскания в случае неуплаты штрафа в добровольном порядке. Закон предусматривает отсрочку или рассрочку исполнения штрафа. Приняв во внимание материальное положение осужденного, его личные и семейные обстоятельства, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до трех лет. При отсрочке вся сумма должна быть внесена в указанный судом срок. При рассрочке сумма штрафа уплачивается по частям в сроки и в размерах, указанных в определении суда. При этом последняя часть штрафа должна быть уплачена до истечения года со дня вступления приговора в законную силу.

После уплаты суммы штрафа в указанные судом  сроки наказание считается исполненным. При неуплате осужденным штрафа в установленный срок судебный исполнитель взыскивает его в принудительном порядке.

Такое взыскание  производится в отношении имущества  осужденного, указанного в ч. 1 ст. 63 УИК РФ. Причем взыскание может быть обращено и на имущество, находящееся в общей собственности осужденного с другими физическими и юридическими лицами. Однако согласно ч. 4 ст. 31 УИК взыскание штрафа не может быть обращено на имущество, указанное в Перечне имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда, который включает минимум предметов и вещей, необходимых для осужденного и членов его семьи.

Взыскание на имущество осужденного не обращается, если размер взыскания не превышает 20% заработной платы или иного  заработка, пенсии, стипендии, На которые  по закону может быть обращено взыскание. В этом случае судебный исполнитель направляет в соответствующую организацию исполнительный документ, в котором определяется размер ежемесячного удержания из доходов осужденного до взыскания установленной приговором суммы. При злостном уклонении осужденного от уплаты штрафа, под которым понимаются ситуации, когда осужденный, имея возможность уплатить штраф, не делает этого после предупреждения судебного исполнителя; увольняется с работы или меняет место жительства; скрывает свои доходы или имущество от описи, либо описанное ранее имущество, на которое может быть обращено взыскание. В этом случае штраф, согласно ч. 5 ст. 46 УК заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом в пределах, предусмотренных УК для этих наказаний. Следует подчеркнуть, что в настоящее время до вступления в силу положений УК и УИК об обязательных работах и аресте, единственным наказанием, которым можно заменить штраф, являются исправительные работы.

Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы  РФ не устанавливают меры соотношения невыплаченной суммы штрафа с конкретными сроками указанных видов наказания. Фактически решение этого вопроса вынесено на усмотрение суда. Только в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса

При замене штрафа другими видами наказания  осужденный несет все правоограничения, присущие этим наказаниям. Так, в случае замены штрафа исправительными работами и последующего злостного уклонения осужденного от их отбывания, они могут быть заменены согласно ч. 4 ст. 50 УК РФ лишением свободы. Действующее законодательство не допускает замены штрафа более мягким наказанием при невозможности его оплаты по объективным обстоятельствам. В этом случае осужденный может быть освобожден от исполнения указанного вида наказания, например, в силу положений ст. 83 УК РФ. Процесс исполнения наказания в виде штрафа завершается возвращением исполнительного листа в суд с отметкой о взыскании штрафа. Исполнительный лист приобщается к уголовному делу.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность наказаний в виде ограничения свободы

2.1 Общая характеристика наказания в виде ограничения свободы.

Рост  числа правонарушений склоняет государство  реагировать на это ужесточением уголовной политики, расширяя прежде всего применение тюремного заключения все к большему числу лиц, нарушивших закон. Однако результаты не всегда оправдывают  себя. В итоге такие меры приводят к увеличению численности заключенных, росту рецидивов, криминализации личности, разрыву социально полезных связей и др. По мнению психологов, длительное (свыше 5–6 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым  изменениям психики человека. Впрочем, о губительном влиянии лишения  свободы на психику и нравственность заключенных известно давно. Более  того, в связи с неразвитостью  в Российской Федерации системы  ресоциализации осужденных такие лица становятся навсегда потерянными для  общества.

Начиная с 1970-х годов некоторые государства  стали искать пути разрешения данной проблемы, в частности через распространение  применения наказаний, не связанных  с лишением свободы. Совет Европы и ООН со своей стороны стали  разрабатывать и принимать документы, направленные на внедрение подобной практики во всем мире. В 1981 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы рекомендовала участникам «заменять наказания в виде лишения свободы, предусматривающие непродолжительное содержание под стражей, другими мерами, которые были бы более эффективны и не противоречили принципу наказания». В 1985 г. на Седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями государства-участники приняли Резолюцию № 16, которая акцентировала внимание на сокращении численности заключенных, предпочтении альтернативных мер наказания и социальной реинтеграции правонарушителей. В 1986 г. Комитет министров Совета Европы принял Резолюцию под названием «Некоторые меры, альтернативные тюремному заключению», в которой также рекомендовал правительствам государств-участников вводить различные альтернативные наказания и рассмотреть возможности включения их в национальные уголовные кодексы.

На протяжении вот уже нескольких лет в Российской Федерации проводится политика либерализации  и гуманизации уголовного законодательства: оценка деяния человека, новый подход к преступнику приводят к уменьшению численности осужденных в местах лишения свободы. Кроме того, стали  чаще применяться альтернативные виды наказания, не связанные с лишением свободы. В результате значительное число лиц не попадает под влияние  криминальной части осужденных, вследствие чего происходит сокращение профессиональной преступности.

Наказание в виде ограничения свободы было введено в действие после вступления в силу с 1 июля 1997 г. Уголовно-исполнительного кодекса РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказаний. Таким образом, ранее ограничение свободы являлось основным видом наказания и заключалось в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Ограничение свободы назначалось лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, на срок от одного года до трех лет; лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, на срок от одного года до пяти лет. Осужденные к ограничению свободы отбывают наказание в специальных исправительных центрах, которые относятся к разряду учреждений открытого типа, не предусматривающих изоляцию осужденного от общества. Осужденные, отбывающие наказание в таких исправительных центрах, вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими, заочно обучаться в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, расположенных в пределах территории субъекта Федерации по месту отбывания наказания. Вместе с тем содержание осужденных к ограничению свободы организовывается в условиях осуществления за ними строгого надзора. В этой связи осужденные обязаны: выполнять правила внутреннего распорядка исправительного центра; работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра; постоянно находиться в пределах исправительного центра, не покидать его без разрешения администрации; проживать в специально предназначенных для осужденных общежитиях; постоянно иметь при себе вместо паспорта документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.

В соответствии со ст. 53 Уголовного кодекса Российской Федерации ограничение свободы  не назначается:

-  лицам,  признанным инвалидами первой  или второй группы;

-  беременным  женщинам;

-  женщинам, имеющим детей в возрасте до  четырнадцати лет;

-  женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего  возраста;

-  мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста;

-  военнослужащим, проходящим военную службу по  призыву.

27 декабря 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев подписал Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о наказании в виде ограничения свободы». Поправки вступили в силу 10 января 2010 г. По мнению практиков права, принятие такого закона – положительное явление. При большей разновидности видов наказаний у судей появляется возможность использовать индивидуализацию наказания. Эта норма предусматривает ограничения для осужденного по перемещению, месту работы и учебы. Контроль за исполнением установленных ограничений возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного.

 

 

2.2 Основные характеристики наказания в виде ограничения свободы.

Осужденный  на ограничение свободы не сможет уходить из дома или квартиры в  определенное время суток, без уведомления  надзорного органа изменять место жительства или пребывания, место работы или  учебы, выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования. Осужденный не сможет посещать определенные места, в том числе массовые мероприятия. Суд возлагает на него определенные обязанности: он должен будет от одного до четырех раз в месяц являться для регистрации в орган, осуществляющий надзор.

Наказание в виде ограничения свободы будет  назначаться на срок от двух до четырех  месяцев в качестве основного  вида наказания за преступления небольшой  и средней тяжести; а также  на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного  наказания за совершение некоторых  тяжких и особо тяжких преступлений, в частности за посягательство на жизнь человека, общественную безопасность, основы конституционного строя и  безопасности государства. При этом ограничение свободы не назначается  военнослужащим, иностранным гражданам  и лицам без гражданства, а  также лицам, не имеющим места  постоянного проживания на территории России.

Надзор  за отбыванием наказания в виде ограничения  свободы возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Суд по представлению специализированного  государственного органа, осуществляющего  надзор за отбыванием осужденным наказания, может отменить частично или дополнить  ранее установленные ограничения. За злостное нарушение обязанностей осужденным ограничение свободы  может быть заменено на ее лишение  из расчета один день лишения свободы  за два дня ее ограничения. За хорошее  поведение осужденный может получить благодарность и разрешение уезжать  на выходные, праздники и в отпуск.

В Федеральной  службе исполнения наказаний полагают, что этот вид наказания спасет от тюрьмы сотни тысяч человек. Ограничение  свободы может быть назначено  примерно 113 тысячам осужденных ежегодно. Сейчас ограничение свободы как  основной вид наказания предусмотрено  санкциями 66 статей Уголовного кодекса. Новый закон вводит ограничение  свободы как основной вид наказания  еще в 21 статью УК РФ и как дополнительный вид наказания в 22 статьи УК РФ. В  частности, ограничение свободы  может быть назначено за клевету, оскорбление, кражу, мошенничество, присвоение или растрату, за грабеж. За тяжкие преступления ограничение свободы может быть назначено как дополнительное наказание. Однако снижаться численность населения  колоний будет постепенно: понадобится  время, чтобы судьи стали в  полной мере применять ограничение  свободы в виде наказания.

Таким образом, закон принят, введен в действие, осталось его исполнять. Специалисты  отмечают, что исполнение ограничения  свободы будет упираться в  финансовый вопрос. Для надзора за осужденными предполагается использовать различные технические средства контроля, например электронные браслеты, а также аудиовизуальные средства контроля. Эксперимент по применению электронных браслетов в настоящее  время проводится в Воронеже, в  скором времени планируется распространения  эксперимента и в других регионах РФ. Конкретный перечень технических  средств контроля будет определен  отдельным постановлением правительства. Кроме того, понадобится выделение  дополнительного финансирования увеличенного штата сотрудников ФСИН.Зарубежный опыт по обеспечению исполнения наказания  в виде ограничения свободы полезен  для России. Так, в США закон  об электронном наблюдении был принят в 1968 г., однако электронные браслеты применяют с 1995 г. Они предназначены для контроля условно осужденных или находящихся под домашним арестом, а также отбывших срок за тяжкие преступления. В штате Калифорния вместо браслетов осужденным выдают пейджер, который они обязаны носить с собой.

2 сентября  2004 г. подобная система была введена в Великобритании. Специальные устройства носят осужденные, в том числе в воровстве, которые освобождены досрочно, осуждены условно или приговорены к исправительным работам.

3. Лишение специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград

 

Действующая система уголовных наказаний  знает лишь одно наказание, которое  может назначаться только в качестве дополнительного, – лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных  наград (ч. 3 ст. 45 УК). Данное наказание  достаточно редко применяется в  судебной практике7.

Информация о работе Дополнительные виды наказания